Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Игры на уроках истории
Игры
На современном этапе актуальной задачей школы становится предоставление учащимся возможностей для активного оалвдения знаниями, развития навыков самостоятельного отбора и оценки полученной информациию одной из формодной из форм обучения, причем коллективного, которая решает эти задачи является игра.
Существует мнение, что игры на уроках истории можно использовать только лишь в младшеми среднем звенею но, по-моему, они нужны и в старших классах. Игра для школьника важна, понятна, злободневна – это часть его жизненного опыта. Обучение в игре проходит незаметно, так как все внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает на уроках. Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий. В игре знания усваиваются через практику. Она дает возможность и младшим и старшим школьникам моделировать конкретные ситуации и выступает, как форма включения их в реальную жизнь. Еще Горький говорил: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Какие же игры, как формы коллективной работы я использую на уроках в младшем и среднем звене. Они более простые, в старших усложняются.
Так на уроках истории в 6-7 классах использую игру «Исторический снежный ком». Здесь работают постоянные группы, задается тема, например «Казахстан в период монгольского нашествия».
1 участник игры называет имя какого-либо исторического героя (Чингисхан), следующий участник должен сначала произнести, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятия, связанные по смыслу с темой (Чингисхан, Южный Казахстан). Новый участник дополняет (Отрар). Получается длинный ряд имен и понятий. Побеждает группа с самой правильной логической цепочкой. Временные пары (2-4 человека) на уроках-зачетах занимаются истрической азбукой, которая способствует лучшему запоминанию исторических терминов. Задается буква «П», группам за определенное время предлагается написать список слов, начинающихся с этой буквы по этой теме. Побеждает группа с самым длинным списком.
В среднем и старшем звене на уроках-закрепления, повторения, изучения нового материала между постоянными группами провожу игру «Найди ошибку». Группы сначала знакомятся с каким-либо истрическим текстом без ошибок, а затем с нимже , но с ошибками и ищут их. Побеждает та группа, кто больше найдет ошибок. Эта игра позволяет лучше запомнить пройденный материал, закрепить полученные теоретические знания практическими.
Обычно на уроках-зачетах, правда пока только в старших классах(10-11) я провожу игру «Эрудиты». В «Эрудитах» постоянные групппы рассаживаются за партами. Одна группа у доски. Представители других команд задают ей вопрос по всей изученной теме. Отвечают все участники группы (поочередно). Команда играет до первого неправильного ответа, либо лучше заставить ответить всех (чтобы они смогли получить оценку). Группа-победительница определяется по наибольшему количеству правильных ответов. Именно так раньше и в этом году, я проводила, например, зачет по теме «США и страны Западной Европы в послевоееный период». К зачету дается 35 вопросов, чтобы учащиеся имели возможность задать друг другу их как можно больше.
Моя практика показала, что соревновательный дух, который присутствует на такой форме зачета, подстегивает учащихся очень тщательно готовится к нему, чтобы группа выиграла. Игра в данном случае усиливает мотивацию изучения учащимися и самой истории; и данной темы, активизирует деятельность ребят, позволяет каждому из них получить на зачетеи оценку учителя, и оценку группы.
В своей работе я выделяю группу учебных групп, которые проводила и провожу в старших классах (10-11). Они формируют умение работать с дополнительной литературой, СМИ, навыки ораторского искусства, правильной аргументации и доказательства своей точки зрения, дачи оценки современным экономическим, политическим, духовным явлениям.
Игры, которые я проводила и провожу, в основном касаются политической жизни. В своей работе использовала их на истории Казахстана. Правда, практика показала, что на уроке хватает только для проведения отдельных элементов, в полном объеме игры лучше проводить во внеурочное время.
Сейчас в Казахстане, да и в России тоже, очень актуальна проблема полного неучастия молодежи в политической жизни. Так вот, эти игры призваны возродить и усилить интерес молодых людей к политике.
Через них учащиеся примеряют на себя роли реальных участников политической жизни: президента, депутатов, членов политических партий, или очень подробно знакомятся с содержанием или дают оценку главным законам нашего государства. Что касается учебных целей игры, они таковы: отрабатывать умение цивилизованно общаться, развивать навыки и умения научно-исследовательской работы, ораторского мастерства активизация деятельности учащихся. В ней могут играть как постоянные группы (политические партии), так и отдельные игроки (кандидаты в депутаты от политических партий). Мною была проведена игра в первом варианте. Перед ней я провела лекцию «Политические партии современного Казахстана», к которой мы с учащимися готовились совместно. Ребята искали сведения по каждой партии, по ее политической платформе, заранее определяя какую партию они будут представлять.
Сама игра состояла из 6 туров.
1 тур «Деньги, деньги, деньги…». В ходе него политические партии должны были составить список из 10 источников финансирования своей избирательной кампании и объяснить, почему названные ими люди или организации захотят поддержать их избирательную кампанию.
Следующий – «Тема избирательной кампании», где надо было сформулировать свою тему и основную проблему, решение которой должно быть положено в основу кампании.
К каждому туру давалось дополнительное задание, где можно было получить дополнительные голоса избирателей.
Задание к туру «Кризис, кризис…» - подготовить письменное сообщение на одну из тем:
- проблема борьбы с преступностью в вашей избирательной кампании
-что дешевле: высоко оплачивать работу милиционеров или платить преступникам
Участвуя в игре, учащиеся узнали, что такое предвыборная гонка, какие методы и средства используют партии, борясь за власть.
После игры учащиеся сделали вывод о недостаточной роли политических партий в решении государственных вопросов. Ими был разработан план мероприятий, повышающих эту роль (более широкое освещение деятельности партии в СМИ, делегирование конституцией, дополнительных полномочий депутатам от партии в решении наиболее важных вопросов).
Аналогичные игры «Кандидат в президенты Казахстана» и «Политическая система Казахстана». Эти игры, так же как и предыдущие состоят из нескольких туров, а также имеют дополнительные задания. Например, тур «Личные качества кандидата в президенты» содержал список из 10 качеств, которыми должен обладать президент и аргументировать их. Тур «Экономическая программа кандидата» содержал кроме экономической программы в качестве дополнительного задания 2 минутный устный доклад на тему «Почему для успешного развития экономики нужна экономическая стабильность». В ходе подготовке игры учащиеся-кандидаты провели тщательное изучение экономики, социальной сферы, политической системы Казахстана. Эта работа вызвала у них интерес к проблемам современного Казахстана и желание в будущем участвовать в решение этих проблем.
В игре «Политическая система Казахстана», построенной на знании Конституции, участников постоянной группы больше всего заинтересовал тур «Газетная статья». Здесь ребятам необходимо было написать газетную статью, которая содержала бы характеристику и оценку Конституции РК по следующим направлениям:
- форма правления и тип государственного устройства РК
- закрепление в конституции принципов гражданского общества
- принципы правового общества
- Конституция РК – основа для построения демократического политического режима.
Вывод по всем вопросом был один – Конституция РК – Конституция демократического государства, но при этом дети высказывали мнение о расхождении конституционных положений и реальной жизни, предлагали усилить контроль президента, правительства, депутатов парламента, за выполнением конституционных прав и свобод.
Популярны среди старшеклассников стали дебаты, целью которых является привитие навыков ораторского мастерства, цивилизованного общения, исследовательской работы. Например, в начале года были проведены дебаты между учителями и учащимися по теме «Должен ли русский язык иметь статус государственного». В ходе игр были успешно реализованы учебные и воспитательные задачи, которые я ставила перед началом игры. Игры развивают речь учащихся, делая ее разнообразной, аргументированной, доказательной. Умения, приобретенные в ходе игр, учащиеся успешно используют и на уроках как гуманитарного, так и естественно-математического цикла, совершенствую тем самым ключевые компетенции.
Опыт использования игр показывает эффективность такой работы в решении образовательных задач и повышения качества образования. Немаловажным является и тот факт, что в ходе таких игр у учащихся формируется и духовно-нравственные ценности, что, в конечном счете, является главной целью современного общества.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: aysuluesinalinova (2017-06-07) | Автор: Есиналинова Айсулу Кургамбековна E
Просмотров: 137 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-06-25, 6:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [632]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [36]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [404]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [619]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [199]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21683]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [184]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru