Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

консультация для родителей
Воспитатель мини-центра «Жеткіншек»
при СОШ № 83 г.Караганды
Курмангалиева А.М.
Консультация для родителей «Как готовить ребенка к школе»

Для того, чтобы ваш ребенок хорошо усваивал школьный материал, его надо много чему научить, особенно в дошкольном возрасте. Родителям необходимо понять, что учить ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и психическое развитие. О том, чему и как учить дошкольника, написано немало, и все же мы довольно часто сталкиваемся с удручающим фактом: родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать.
У них нет четкой программы действий, а значит, отсутствует и необходимая последовательность. Родители теряются в потоке разнообразной информации, начинают метаться: чему учить? Какую книжку прочитать? Какую игру лучше приобрести? В какой детский сад отдать своего малыша? И так до бесконечности: вопросы, вопросы, вопросы. А бедные дети с четырех-пяти лет, вынужденно, под давлением родителей пишут палочку, выучивают числовой ряд, заучивают наизусть длинные непонятные им стихотворения и многое, многое другое. Но что это дает для их психического развития, для развития основных познавательных процессов: восприятия, мышления, самостоятельной речи?
Очень часто педагоги и психологи сталкиваются с печальным явлением, когда не в меру способный, по мнению родителей, ребенок шести лет прекрасно считает аж до ста, но не может сосчитать десять лежащих перед ним спичек. Почему так? - спросите вы. Отвечаем: ребенок дошкольного возраста еще не способен осознать, что счет - это не способ получить похвалу родителей, а средство определения количества. Не менее печальное зрелище - знание ребенком букв, не связанное со звуко-буквенным анализом слова, а тем более с умением составлять из отдельных букв слоги и слова. Такие знания могут стать серьезным тормозом на пути не только к овладению грамотой, но и к успешному освоению школьной программы в целом.
С чего же начинается обучение и подготовка ребенка к школе? Конечно же с семейного воспитания. Помните народную мудрость: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу"? В повседневном общении с детьми закладываются семена будущего характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Пренебрежение этим зачастую обходится очень дорого! Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение или, что еще хуже, нежелание учиться - результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.
Все родители без исключения заботятся о том, чтобы их ребенок ни в нем не нуждался, был сыт, обут и одет.
Многие не жалеют времени и сил, чтобы научить своего трехлетнего сына или дочь писать, читать и считать, ошибочно полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако для полноценного воспитания этого вовсе не достаточно. Столь же ревностно должны мы заботиться о том, чем мы заполняем ум, сердце и душу ребенка, ибо от этого во многом зависит его психологическое развитие, а значит, его становление как личности.
Развивать познавательные способности ребенка - это не значит дать ему "готовые" знания, умения и навыки; речь, прежде всего, идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.
Познавательный опыт ребенок приобретает прежде всего в разнообразной деятельности. Каждый ее вид вносит свой, особый вклад в развитие ребенка. Как же это происходит? Первая самостоятельная деятельность дошкольника - предметная. Она вводит его в мир вещей, созданных руками человека, и помогает понять, для чего они нам нужны. Овладение предметными действиями - первый шаг в освоении материальной культуры. Однако родителям следует помнить, что так будет, только если предмет используется по своему функциональному назначению, лишь при этом условии ребенок станет полноценно постигать свойства предметов, их отношения, одновременно развивая восприятие, представление, а следовательно, и мыслительные операции.
Овладение предметными действиями сначала происходит в игре. Постепенно ребенок учится замещать недостающие предметы другими, но похожими (градусник - палочкой, мыло - кубиком), затем любыми другими, наделяя их соответствующей функцией, и, наконец, словами. Так развивается воображение, способность абстрагироваться от конкретной ситуации и моделировать новую, представляемую действительность. Позднее на этом твердом фундаменте строится познавательная деятельность ребенка.
Научите ребенка играть - сначала просто оперировать предметами, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Следующий этап - ребенок уже умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты, основная цель которых - отражение видения ребенком отношений между другими людьми: семейных, деловых и т. д. Только на этом этапе игрового развития ребенка действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы - заменяться другими, с помощью которых можно изобразить нужное действие. Пройдя весь этот игровой путь, ваш ребенок приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии, он получит необходимые знания об окружающих его предметах, явлениях, человеческих отношениях, что будет способствовать развитию мышления и воображения.
Первые виды продуктивной деятельности ребенка - изобразительная и конструктивная. Создавая своими руками что-то новое - будь то рисунок, поделка из пластилина, постройка из кубиков, - он стремится как можно правдивее отразить окружающий мир, а это, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию восприятия, пространственных представлений. В становлении познавательных способностей ребенка важную роль играет труд, вбирающий в себя все виды деятельности.
Для правильного развития и воспитания ребенка родителям очень важно создать эмоциональный комфорт, от них требуется постоянное внимание к своему поведениию и к поведению своего малыша, терпение, гибкость, чуткость и тактичность, стремление и умение понять мотивы поведения ребенка в том или ином случае. Несдержанность, окрики, брань взрослых порождают не только чувство обиды, недоверия, несправедливости, но и состояние тревожности, неуверенности в себе, что может оказать пагубное влияние на дальнейшее обучение ребенка вне дома, в общеобразовательных учреждениях.
Мы радуемся, что ребенок любит рисовать, лепить, конструировать, играть с кубиками, в куклы и машинки, - малыш занят, и родителям этого достаточно. Но часто ли вы задаете себе вопросы: что дают ему эти занятия? Как он играет, конструирует, лепит, рисует, работает? Какие затруднения при этом испытывает? Доводит ли начатое дело до конца? Между тем наблюдение за игровой деятельностью ребенка может сыграть решающую роль в познавательном развитии ребенка и подготовке его к школе. Не мешая ребенку, не подавляя его инициативы, понаблюдайте за ним, чтобы тактично помочь ему осознать и обогатить его деятельность, организовать занятия, направить их в нужное русло умственного развития.
Вот малыш играет с куклой: одевает, раздевает, кормит. Обратите его внимание на смысл этих действий: раздевает, чтобы уложить спать или искупать; одевает, чтобы пойти в гости или на прогулку; кормит, воспитывает и т. д. Проявите свою фантазию и разбудите фантазию малыша - это поможет вам и ему выработать свою модель семейного поведения.
Перед рисованием спросите его, что он хочет изобразить и что нужно для этого - краски, карандаши, фломастеры; почему он хочет выбрать именно этот цвет, а не какой-то другой. Обсудите завершенный рисунок: что удалось, а что не получилось, причем важно, чтобы ребенок сам обратил внимание на то, что получилось, а что - не очень.
Теперь поговорим об эмоциях и воле дошкольника. От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы, иначе она может сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

Если ребенка воспитывают правильно, то уже к шестилетнему возрасту он не только усваивает основные нравственные понятия, но и приучается действовать в соответствии с ними.
Существенно изменяется представление ребенка о самом себе, о своем "Я": он начинает иметь более четкое представление о своих возможностях, понимать, как относятся к нему окружающие и чем объясняется это отношение. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение - ребенок в ответ на замечание взрослых уже не плачет, не бросает занятие, а старается исправить ошибку, найти новые способы завершения начатого.
Нужно сказать, что стремление к общению у дошкольника основано на потребности познания другого человека, незнакомых людей и сравнении себя с ними. По тому, каков ваш ребенок среди незнакомых людей, можно судить не только о его характере, привычках, но и о просчетах родителей в его воспитании. Ведь родители и другие близкие - первые люди, которые не только удовлетворяют его потребность в общении, но и дают ему эталон поведения. Поэтому взрослые обязаны заботиться о должном эмоциональном и эстетическом уровне общения ребенка, о том, чтобы научить его сопереживать и доброжелательно относиться к собеседнику.
Еще одно немаловажное условие готовности ребенка, на которое необходимо обратить особое внимание родителей, - это воспитание у малыша желания учиться. Для этого прежде всего сами родители должны четко понимать, зачем их ребенок идет в школу, - не за пятерками и хорошим аттестатом, а за знаниями, умениями и навыками.
Первое и самое главное условие психической подготовки ребенка к школе - сотрудничество с окружающими его взрослыми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Причем под сотрудничеством следует понимать таким образом организованную совместную деятельность ребенка и взрослого, в процессе которой последний передает свой социальный опыт в разных его формах, а первый его перенимает и делает своим. Поэтому взрослый должен уметь смотреть на себя и свою жизнь глазами ребенка, постоянно заботясь не только о том, что и как он передает ребенку, но и о том, чтобы малыш захотел усвоить передаваемое.
У многих детей трудности вхождения в школьный коллектив связаны с тем, что они вовремя не научились строить межличностные взаимоотношения, не умеют подчинять свои желания и поступки требованиям взрослых и интересам своих товарищей. Не привыкшие считаться с чужим мнением, дети становятся эгоистичными, упрямыми, капризными, недоброжелательными по отношению к своим одноклассникам и иногда даже к учителю. Если ребенок нерадостен, импульсивен, тревожен, то причина кроется, как правило, в эмоциональной атмосфере семьи, в неуважительном и нетерпимом отношении друг к другу.

Источник: http://Методика дошкольного воспитания
Категория: Дошколенок | Добавил: ИринаВладимировна (2015-01-25) | Автор: Курмангалиева Алия Муратовна E
Просмотров: 431 | Комментарии: 2 | Теги: родители, подготовка, школа | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 9:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru