Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Современным детям – современные, творческие педагоги. Юняева Л.П., Директор КГКП д/с «Алтынай» г. Караганда Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Это требует постоянного совершенствования в системе образования, в том числе и дошкольного. Проблема воспитания и развития детей в современном стремительно меняющемся мире, а значит и в постоянно меняющихся условиях является результатом противоречий: - между потребностью в новых образовательных учреждениях, шагами в организации работы инновационных альтернативных образовательных учреждений и неготовностью педагогов к их реализации. Это, в свою очередь, рождает новые противоречия: - между стремлением к гуманизации педпроцесса и традициями авторитарной системы воспитания; - между новыми целями и прежними методами и формами работы; - между убежденностью в эффективности гуманистических идей и способами их реализации на практике; - между желанием работать по-новому и недостаточной готовностью педагогов работать в инновационных и экспериментальных условиях. В действительности у нас очень большой процент людей, имеющих высшее образование, ученые степени и т.д. Но, как показывает практика, обучение и подготовка специалистов строится в основном на усвоении программы, а это, в большинстве случаев, воспитывает потребителя. Известно, что потребитель сначала берет (знания, еду, вещи, развлечения), а затем начинает копить. Это является следствием обучения без развития творческих способностей. Но ведь человек от рождения талантлив, и творчество не есть удел избранных, это удел нормального развития. И чем раньше начать развивать в человеке заложенные в нем природой способности и возможности, тем ощутимее будет результат, тем быстрее мы станем жить лучше. Как известно, нововведения в образовании и воспитании отражают очень сложный и длительный процесс. В нем участвуют и на него влияют многие факторы. Но одним из основных и важнейших факторов является педагог, воспитатель. Психологи считают, что мы используем не более 15% возможностей нашего мозга, остальное остается невостребованным. К счастью, среди педагогов, работающих с детьми, есть такие, которые заинтересованы в результатах своей работы, которые не просто дают детям знания, как этого требует программа, а заставляют их думать, учат самих добывать знания, выдвигать свои теории и доказывать их. Очень большие возможности в таком подходе к воспитанию и развитию детей дает технология ТРИЗ, методы и приемы РТВ. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Работа с использованием ТРИЗ дает в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. К использованию в работе с детьми дошкольного возраста ТРИЗ и РТВ неоднократно прибегали творческие работники. Это сразу же сказывалось на результатах их воспитанников. Но для более ощутимых результатов при использовании перечисленных методов и приемов в работе с детьми с педагогами необходимо проводить предварительную работу на снятие психологической инерции, на готовность к работе с использованием инновационных технологий. Кроме того и сами педагоги должны ориентировать себя на активное включение в процесс самосовершенствования. Пробудить потребность в самосовершенствовании помогут специально организованные тренинги, например: «Умение понимать и принимать друг друга», «Уверенность в себе», «Тренинг самопознания и откровенности», «Обучение методам саморегуляции», «Мой скрытый потенциал», «Барьеры педагогической деятельности» и др. Чтобы понимать ребенка, педагог должен уметь понимать самого себя, осознавать свое Я, принимать самого себя. А перечисленные тренинги позволяют пробудить в каждом педагоге желание овладеть способами осознания и осмысления своего внутреннего мира, способствуют повышению уровня эмоциональной культуры, культуры мышления и педагогического общения, т.е. всего того, что составляет основу профессионально-личностного роста творчески ориентированного педагога. В последующем педагогам, избравшим для своей работы с детьми приемы ТРИЗ и РТВ необходимо также опираться на «заповеди» творческой личности, разработанные профессором Вайнцвангом: - будь хозяином своей судьбы; - достигни успеха в том, что ты любишь; - внеси свой конструктивный вклад в общее дело; - строй свои отношения с людьми на доверии; - развивай свои творческие способности; - культивируй в себе смелость; - заботься о своем здоровье; - не теряй веру в себя; - старайся мыслить позитивно; - сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка педагог должен идти от его природы. Кроме того, использование ТРИЗ в работе с дошкольниками должно опираться на положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Поэтому ТРИЗ для дошкольников – это использование коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для педагогов. ТРИЗ ни в коей мере не заменяет основную программу, а лишь максимально увеличивает ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает детский сад, педагог, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Кредо педагога, работающего с использованием ТРИЗ утверждает, как уже отмечалось, о том, что каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном непростом мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. При этом общеизвестно, что воспитать творческую личность может только творчески работающий педагог, педагог нового времени, педагог с новыми возможностями. Литература: 1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. 3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., Просвещение, 1989. 4. Крсте Ангеловски. Учителя и инновации. – М., Просвещение, 1991. 5. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1992. - №7-8. –С. 11-20. 6. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. – 1993. -№4. –С. 23-26. Источник: http://журналы "Дошкольное воспитание"1991,1993гг. | |
Просмотров: 512 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|