Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

статья
Современным детям – современные, творческие педагоги.
Юняева Л.П.,
Директор КГКП д/с «Алтынай»
г. Караганда

Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Это требует постоянного совершенствования в системе образования, в том числе и дошкольного.
Проблема воспитания и развития детей в современном стремительно меняющемся мире, а значит и в постоянно меняющихся условиях является результатом противоречий:
- между потребностью в новых образовательных учреждениях, шагами в организации работы инновационных альтернативных образовательных учреждений и неготовностью педагогов к их реализации.
Это, в свою очередь, рождает новые противоречия:
- между стремлением к гуманизации педпроцесса и традициями авторитарной системы воспитания;
- между новыми целями и прежними методами и формами работы;
- между убежденностью в эффективности гуманистических идей и способами их реализации на практике;
- между желанием работать по-новому и недостаточной готовностью педагогов работать в инновационных и экспериментальных условиях.
В действительности у нас очень большой процент людей, имеющих высшее образование, ученые степени и т.д. Но, как показывает практика, обучение и подготовка специалистов строится в основном на усвоении программы, а это, в большинстве случаев, воспитывает потребителя. Известно, что потребитель сначала берет (знания, еду, вещи, развлечения), а затем начинает копить. Это является следствием обучения без развития творческих способностей. Но ведь человек от рождения талантлив, и творчество не есть удел избранных, это удел нормального развития. И чем раньше начать развивать в человеке заложенные в нем природой способности и возможности, тем ощутимее будет результат, тем быстрее мы станем жить лучше. Как известно, нововведения в образовании и воспитании отражают очень сложный и длительный процесс. В нем участвуют и на него влияют многие факторы. Но одним из основных и важнейших факторов является педагог, воспитатель.
Психологи считают, что мы используем не более 15% возможностей нашего мозга, остальное остается невостребованным. К счастью, среди педагогов, работающих с детьми, есть такие, которые заинтересованы в результатах своей работы, которые не просто дают детям знания, как этого требует программа, а заставляют их думать, учат самих добывать знания, выдвигать свои теории и доказывать их. Очень большие возможности в таком подходе к воспитанию и развитию детей дает технология ТРИЗ, методы и приемы РТВ. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Работа с использованием ТРИЗ дает в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. К использованию в работе с детьми дошкольного возраста ТРИЗ и РТВ неоднократно прибегали творческие работники. Это сразу же сказывалось на результатах их воспитанников. Но для более ощутимых результатов при использовании перечисленных методов и приемов в работе с детьми с педагогами необходимо проводить предварительную работу на снятие психологической инерции, на готовность к работе с использованием инновационных технологий. Кроме того и сами педагоги должны ориентировать себя на активное включение в процесс самосовершенствования. Пробудить потребность в самосовершенствовании помогут специально организованные тренинги, например: «Умение понимать и принимать друг друга», «Уверенность в себе», «Тренинг самопознания и откровенности», «Обучение методам саморегуляции», «Мой скрытый потенциал», «Барьеры педагогической деятельности» и др. Чтобы понимать ребенка, педагог должен уметь понимать самого себя, осознавать свое Я, принимать самого себя. А перечисленные тренинги позволяют пробудить в каждом педагоге желание овладеть способами осознания и осмысления своего внутреннего мира, способствуют повышению уровня эмоциональной культуры, культуры мышления и педагогического общения, т.е. всего того, что составляет основу профессионально-личностного роста творчески ориентированного педагога. В последующем педагогам, избравшим для своей работы с детьми приемы ТРИЗ и РТВ необходимо также опираться на «заповеди» творческой личности, разработанные профессором Вайнцвангом:
- будь хозяином своей судьбы;
- достигни успеха в том, что ты любишь;
- внеси свой конструктивный вклад в общее дело;
- строй свои отношения с людьми на доверии;
- развивай свои творческие способности;
- культивируй в себе смелость;
- заботься о своем здоровье;
- не теряй веру в себя;
- старайся мыслить позитивно;
- сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка педагог должен идти от его природы. Кроме того, использование ТРИЗ в работе с дошкольниками должно опираться на положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Поэтому ТРИЗ для дошкольников – это использование коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для педагогов. ТРИЗ ни в коей мере не заменяет основную программу, а лишь максимально увеличивает ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает детский сад, педагог, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.
Кредо педагога, работающего с использованием ТРИЗ утверждает, как уже отмечалось, о том, что каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном непростом мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. При этом общеизвестно, что воспитать творческую личность может только творчески работающий педагог, педагог нового времени, педагог с новыми возможностями.

Литература:
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения
изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991.
3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., Просвещение, 1989.
4. Крсте Ангеловски. Учителя и инновации. – М., Просвещение, 1991.
5. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. –
1992. - №7-8. –С. 11-20.
6. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.
– 1993. -№4. –С. 23-26.

Источник: http://журналы "Дошкольное воспитание"1991,1993гг.
Категория: Дошколенок | Добавил: ИринаВладимировна (2015-01-26) | Автор: Юняева Людмила Павловна E
Просмотров: 208 | Теги: современность, ребенок, педагог | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-03-29, 4:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1512]
Школьный психолог [516]
История [735]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [229]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1176]
Химия [385]
Классному руководителю [654]
Биология [591]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [4001]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [373]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1570]
Особые дети [278]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [640]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [462]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1193]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [535]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [399]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [33]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru