Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

статья
Современным детям – современные, творческие педагоги.
Юняева Л.П.,
Директор КГКП д/с «Алтынай»
г. Караганда

Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Это требует постоянного совершенствования в системе образования, в том числе и дошкольного.
Проблема воспитания и развития детей в современном стремительно меняющемся мире, а значит и в постоянно меняющихся условиях является результатом противоречий:
- между потребностью в новых образовательных учреждениях, шагами в организации работы инновационных альтернативных образовательных учреждений и неготовностью педагогов к их реализации.
Это, в свою очередь, рождает новые противоречия:
- между стремлением к гуманизации педпроцесса и традициями авторитарной системы воспитания;
- между новыми целями и прежними методами и формами работы;
- между убежденностью в эффективности гуманистических идей и способами их реализации на практике;
- между желанием работать по-новому и недостаточной готовностью педагогов работать в инновационных и экспериментальных условиях.
В действительности у нас очень большой процент людей, имеющих высшее образование, ученые степени и т.д. Но, как показывает практика, обучение и подготовка специалистов строится в основном на усвоении программы, а это, в большинстве случаев, воспитывает потребителя. Известно, что потребитель сначала берет (знания, еду, вещи, развлечения), а затем начинает копить. Это является следствием обучения без развития творческих способностей. Но ведь человек от рождения талантлив, и творчество не есть удел избранных, это удел нормального развития. И чем раньше начать развивать в человеке заложенные в нем природой способности и возможности, тем ощутимее будет результат, тем быстрее мы станем жить лучше. Как известно, нововведения в образовании и воспитании отражают очень сложный и длительный процесс. В нем участвуют и на него влияют многие факторы. Но одним из основных и важнейших факторов является педагог, воспитатель.
Психологи считают, что мы используем не более 15% возможностей нашего мозга, остальное остается невостребованным. К счастью, среди педагогов, работающих с детьми, есть такие, которые заинтересованы в результатах своей работы, которые не просто дают детям знания, как этого требует программа, а заставляют их думать, учат самих добывать знания, выдвигать свои теории и доказывать их. Очень большие возможности в таком подходе к воспитанию и развитию детей дает технология ТРИЗ, методы и приемы РТВ. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Работа с использованием ТРИЗ дает в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. К использованию в работе с детьми дошкольного возраста ТРИЗ и РТВ неоднократно прибегали творческие работники. Это сразу же сказывалось на результатах их воспитанников. Но для более ощутимых результатов при использовании перечисленных методов и приемов в работе с детьми с педагогами необходимо проводить предварительную работу на снятие психологической инерции, на готовность к работе с использованием инновационных технологий. Кроме того и сами педагоги должны ориентировать себя на активное включение в процесс самосовершенствования. Пробудить потребность в самосовершенствовании помогут специально организованные тренинги, например: «Умение понимать и принимать друг друга», «Уверенность в себе», «Тренинг самопознания и откровенности», «Обучение методам саморегуляции», «Мой скрытый потенциал», «Барьеры педагогической деятельности» и др. Чтобы понимать ребенка, педагог должен уметь понимать самого себя, осознавать свое Я, принимать самого себя. А перечисленные тренинги позволяют пробудить в каждом педагоге желание овладеть способами осознания и осмысления своего внутреннего мира, способствуют повышению уровня эмоциональной культуры, культуры мышления и педагогического общения, т.е. всего того, что составляет основу профессионально-личностного роста творчески ориентированного педагога. В последующем педагогам, избравшим для своей работы с детьми приемы ТРИЗ и РТВ необходимо также опираться на «заповеди» творческой личности, разработанные профессором Вайнцвангом:
- будь хозяином своей судьбы;
- достигни успеха в том, что ты любишь;
- внеси свой конструктивный вклад в общее дело;
- строй свои отношения с людьми на доверии;
- развивай свои творческие способности;
- культивируй в себе смелость;
- заботься о своем здоровье;
- не теряй веру в себя;
- старайся мыслить позитивно;
- сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка педагог должен идти от его природы. Кроме того, использование ТРИЗ в работе с дошкольниками должно опираться на положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Поэтому ТРИЗ для дошкольников – это использование коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для педагогов. ТРИЗ ни в коей мере не заменяет основную программу, а лишь максимально увеличивает ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает детский сад, педагог, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.
Кредо педагога, работающего с использованием ТРИЗ утверждает, как уже отмечалось, о том, что каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном непростом мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. При этом общеизвестно, что воспитать творческую личность может только творчески работающий педагог, педагог нового времени, педагог с новыми возможностями.

Литература:
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения
изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991.
3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., Просвещение, 1989.
4. Крсте Ангеловски. Учителя и инновации. – М., Просвещение, 1991.
5. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. –
1992. - №7-8. –С. 11-20.
6. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.
– 1993. -№4. –С. 23-26.

Источник: http://журналы "Дошкольное воспитание"1991,1993гг.
Категория: Дошколенок | Добавил: ИринаВладимировна (2015-01-26) | Автор: Юняева Людмила Павловна E
Просмотров: 512 | Теги: современность, ребенок, педагог | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 9:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru