Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Осуществление психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в комплексе «детский сад-школа» Иванова Г.В. - директор КГУ «КДСШ «Таңшолпан», г.Абай Работники дошкольного образования видят перспективу своей деятельности в обеспечении непрерывного образования детей в условиях перехода на 12-летнее обучение. Формулой успеха становится повышение уровня инновационного развития. Инновационное учебное учреждение комплекс «Детский сад – школа «Таңшолпан» является многоуровневой развивающей образовательной системой, охватывающей ступени дошкольного звена и начальной школы. Основанием для создания комплекса, обеспечивающего непрерывность и преемственность ступеней обучения в едином образовательном пространстве, стал социальный заказ, учитывающий интересы детей и запросы родителей. Системообразующей идеей является проектирование содержания образования 2 ступеней: дошкольного звена и начальной школы через возрастное взаимодействие и реализацию коллективных творческих дел. Эффективно решаются проблемы управления учебно-воспитательным процессом: - создание перспективы развития детей; - осуществление диалектической связи содержания образования 2 ступеней; - организация деятельности ребенка как субъекта собственного образования. В основе образовательной программы лежат идеи современных инновационных программ и технологий. Конструирование содержания образовательной программы комплекса строится на синтезе материалов раздела «Ознакомление с окружающим миром» дошкольного звена и курса «Познание мира» начальной школы. Целесообразность использования этих разделов основана на их широких интегрирующих возможностях. Они одновременно являются органическими частями друг друга и их конкретное содержание легко проецируется с учетом особенностей психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Единой целью становится формирование целостной картины мира и осознание места человека в нем. Учебный процесс строится по единой логике, адекватной закономерностям психического развития детей 3-10 лет. Разработанная технология ориентирует на индивидуализацию процесса обучения через разновозрастное взаимодействие и обеспечивает адаптацию ребенка к окружающей среде комплекса. Программа включает 4 года обучения: • 1 год обучения - «Мир знакомый и незнакомый», • 2 год обучения - «Мир красивый и некрасивый», • 3 год обучения - «Мир изменчивый и постоянный», • 4 год обучения - «Мир таинственный и познаваемый». Нормативным полем для реализации инновационных процессов на современном этапе становятся новый Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования, основной целью которого является обеспечение равенства стартовых возможностей детей при поступлении в школу и социальная адаптация ребенка в коллективе. Мы в полной мере поддерживаем пересмотр организации педагогического процесса с точки зрения смещения акцентов со знаниецентристского подхода к развитию компетенций. Практика работы в режиме эксперимента подтверждает целесообразность проектирования образовательного процесса, обеспечивающего достижение дошкольниками ожидаемых результатов. Широкое использование новых вариантов программного и методического обеспечения, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса помогает изменить строго регламентированный характер образовательного процесса, сделать его более творческим и результативным. Образовательная среда нашего учреждения предоставляет оптимальные возможности моделирования индивидуализации развития каждого ребенка и прогнозирования траектории его развития. Инструментарием отслеживания динамики этих процессов становится психолого-педагогический мониторинг. Образовательный процесс в дошкольном возрасте опирается на идею: ребенок есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет путь его развития, который и приводит к возникновению психологических новообразований возраста и социальной ситуации развития, являющейся типичной для данного возрастного этапа. Она обуславливает динамику и приоритетные направления психического развития ребенка. Построение системы психолого-педагогического мониторинга осуществляется по двум направлениям. 1. Направление. Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка на возрастных границах 5-7-10 лет. Модель выпускника детского сада и начальной школы является эталонной результирующей образовательного процесса в модели комплекса. Информация, полученная по итогам психолого-педагогической диагностики используется для сравнительного анализа модельных характеристик с наличным уровнем интеллектуально-личностного развития детей. 2. Направление. Диагностика развивающего эффекта образовательной среды комплекса на основе технологии, разработанной Лебедевой В.В., Орловым В.А. и др. Механизм психолого-педагогического мониторинга, включает в себя показатели, доступные наблюдениям и измерению, характеризующие состояние, динамику образовательной среды комплекса. При отборе критериев и показателей мониторингового обследования мы исходили из теоретических взглядов А.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.Л. Венгера. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому мы детально отслеживаем уровень сформированности игровой деятельности и ее компонентов как предпосылку учебной деятельности по следующим параметрам: - использование переносов значений с одного предмета на другой; - потеря непосредственности в социальных отношениях; - обобщение переживаний, связанных с оценкой; - соотношение роли и правила; - подчинение открытому правилу игры. Одновременно изучается уровень психического развития по параметрам: - наглядно-образное мышление; - общие познавательные мотивы: - соотношение зрительного и смыслового поля; - использование символических средств; - особенности самоконтроля и самооценки. Диагностика развивающего эффекта образовательной среды предполагает рефлексию целей и оценку усилий по их достижению, а так же возможность получать содержательные ориентиры для оценки. В соответствии с целью мониторинга разработаны три ступени отслеживания развивающего эффекта образовательной среды. Первая ступень направлена на качественную и соответствующую возрастным психологическим особенностям диагностику результатов воздействия образовательной среды, какими являются интеллектуальные способности детей, их социальные и индивидуально-личностные особенности, характеристика мотивационной сферы, связанные с их включенностью. Вторая ступень направлена на выявление специфических особенностей тех средств, которыми комплекс достигает своего развивающего эффекта. К ним относятся анализ организации учебного процесса и способов взаимодействия в системе «Педагог-ребенок», исследования социально-психологической структуры группы и выявление значимых критериев формирования межличностных отношений между детьми, описание существенных характеристик психологического климата Третья ступень для выявления внутренних целевых установок, определяющих специфику и эффективность воздействия образовательной среды на все аспекты психического развития ребенка. Государственные стандарты дошкольного образования предъявляют особые требования к образовательной среде. Она должна быть стимулирующей, самостоятельно-практической, демократической и инклюзивной. Результаты психолого-педагогического мониторинга убедительно свидетельствуют, что в комплексе создана среда, формирующая ключевые компетенции ребенка: социальную и индивидуально-творческую. Наших воспитанников отличают развитые интеллектуальные способности, мотивационная сфера, успешная социализация в детском коллективе. Опыт участия в совместных творческих делах формирует навык работы в команде, развивает умение самостоятельной, образовательной деятельности. В комплексе происходит процесс становления педагога нового типа, способного проектировать учебно-воспитательный процесс, ориентированный на результат. Равноправным социальным партнером в образовательном процессе выступают родители. В процессе взаимодействия они приобретают реально действующие внутренние целевые установки, декларируемые педагогами комплекса. Таким образом, положительная динамика вышеуказанных позиций позволяет сделать обоснованный вывод: комплекс «детский сад – школа «Таңшолпан» успешно справится с задачей перехода на 12-летнее обучение и внесет ощутимый вклад в модернизацию казахстанского образования. | |
Просмотров: 642 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|