Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Знакомство с природой летом.
Знакомство с природой летом.
Летом перед воспитателями открываются большие возможности для ознакомления детей с природой. Показать красоту родной природы, научить ценить и беречь её, видеть и понимать взаимосвязи природных явлений, дать необходимые знания о природе края – все это очень важно для всестороннего воспитания детей.
Долг воспитателя вызвать желание присматриваться к окружающему, замечать те изменения, которые происходят в природе.
Летом воспитатели закрепляют знания, полученные детьми, и знакомят их с новыми, яркими явлениями природы. Дети много времени проводят на воздухе, что позволяет вполне использовать окружающее для воспитания у них любви и бережного отношения ко всему живому. Работа по ознакомлению с природой строится в соответствии с требованиями ГОСО. При этом важно учитывать конкретные условия детского сада.
Особое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения явлений природы, а также правильно организованный труд в природе. Основная задача – формировать у детей начальные реалистические представления о природных явлениях, об их естественных причинах.
Длительные наблюдения за растениями и животными, организованные воспитателем, помогают сделать правильные выводы о жизни растений, животных, о тех взаимосвязях, которые существуют в природе. Например посев семян весной, а затем наблюдение за ними на протяжении всего летнего периода.
Если есть возможность можно провести наблюдение за развитием некоторых животных, например как головастик превращается в лягушку. Дети с удовольствием наблюдают за цыплятами, как они быстро растут при быстром уходе.
Воспитатель четко должен знать сроки наступления тех или иных явлений природы, чтобы вовремя показать самое интересное , что происходит в неживой природе, растительном и животном мире, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.
Июнь – первый месяц лета. Погода в июне обычно теплая, под влиянием света и тепла растения быстро развиваются. Появляется очень много цветущих растений. Организуйте с детьми наблюдение за ними, подбирайте соответствующие литературные произведения например: М. Пришвин «Золотой луг», В. Бианки «Синичкин календарь» и др. Следует рассказать детям и о некоторых лекарственных травах, их пользе – ромашка, подорожник, пастушья сумка, мать-и-мачеха. Важно детей познакомить и с ядовитыми травами, т. к. дети все любят потрогать, попробовать. Объяснить, что они приносят много неприятностей. Воспитатель должен знать и уметь отличать эти растения. Постоянное внимание воспитателя к каждому ребёнку, его умение замечать интересное в природе, готовность ответить на возникающие вопросы – все это помогает воспитанию любознательности, наблюдательности, интереса детей к природе, всех тех качеств, которые так пригодятся ребёнку в дальнейшем.
Лето – благоприятное время для наблюдения за животными, как домашними (кролик, корова, бараны, козы), так и дикими (еж, заяц, черепаха, ящерица), птицами и насекомыми. Также в этом воспитателю помогут произведения Г. Скребицкого «Мишкино лето», В. Бианки «Купание медвежат», «Путешествие муравья» и пр.
Июль – наиболее жаркий месяц лета. Обратить внимание детей на то, что появляются плоды на деревья и кустарниках.
Повсюду цветут ромашка, колокольчики, пижма. Созрел богатый урожай белой, красной и четной смородины, малины, чернеет вишня и крыжовник. Следует рассказать детям и о ядовитых ягодах, запретить их срывать и пробовать.
Август – последний месяц лета – богат урожаем. Уже ночи становятся короче и холоднее. Радуют глаз цветники, украшенные шапками разнообразных цветов.
Повсеместно идёт сбор урожая. Если есть возможность организуйте с детьми прогулку (экскурсию) на поле, где убирают зерновые (пшеницу). Обратить внимание детей на машины, которые там работают, как много требуется труда для того, чтобы вырастить хлеб. Решается воспитательная задача: воспитание уважения к нелёгкому труду работников сельского хозяйства.
Заметные изменения в августе происходят и в жизни пернатых. Выросли птенцы и покинули гнёзда. Некоторые готовятся к отлёту в теплые края. У большинства птиц наступает период осенней линьки. Следует рассказать детям и о жизни животных в лесу. Они тоже вырастили своё потомство и готовятся к зиме.
Воспитатель должен заранее подготовить произведения для чтения летом, составить картотеки прогулок, загадок, дидактических игр, пословиц и поговорок, а также народных примет.
Обязательно на участке надо отвести место для цветника и огорода (хоть из одной грядки). Работа на огороде помогает формировать у детей трудолюбие , умение и желание работать сообща, умение доводить начатое дело до конца, помогать друг другу. Как показывает опыт выращенные своими руками овощи , красивые цветы доставляют детям много радости!
Летом, когда дети проводят очень много времени на улице, возможно устроить уголок природы на участке, выбрав для него укромное место. Обитателями уголка могут быть еж, кролик, черепаха, хомячки, морские свинки. Днем их выносят на воздух, а вечером заносят в помещение. Сколько интересного увидят дети, наблюдая за своими питомцами на прогулке!
Летом большую педагогическую ценность приносят прогулки и экскурсии в природу. Особенно интересны детям прогулки в природу с определённой целью (целевые прогулки). Воспитатель ставит перед детьми увлекательную цель: «Пойдем сегодня посмотрим, как ведут себя домашние птицы на водоёме» и т.п. Экскурсия – более сложная деятельность, т.к. воспитателю подготовиться надо заранее, продумать программное содержание, оборудование, ход, приёмы способствующие активизации детей, конец экскурсии.
Хорошо, когда знания, полученные детьми на прогулках и экскурсиях, отражаются в детских рисунках. лепке и аппликации.
Желаю всем воспитателям провести долгожданное лето с интересом и пользой!
Использованная литература
С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой
А. Ф. Мазурина «Труд и наблюдение в природе»
С.В. Логинов, Л. И. Пушнина «Ознакомление детей с природой летом»
Категория: Дошколенок | Добавил: Эльвира5120 (2015-02-16)
Просмотров: 561 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru