Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

УЧЁТ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ИНТЕРЕСОВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ.
УЧЁТ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ИНТЕРЕСОВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ.

С.А.Майорова г.Павлодар ГККП «Ясли-сад №51»

«Нельзя считать один пол совершеннее
другого, так и нельзя их уравнивать»
Ж.Руссо

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Предметно-развивающая среда - необходимое условие для формирования у детей гендерной идентичности. Наша задача воспитать гармоничную, всестороннее развитую личность с учетом индивидуальных и гендерных особенностей. Пол или гендер? В современной науке используются два термина: sex (пол), если речь идёт о биологических основах поведения, и gender (род), когда имеют в виду социокультурное содержание поведения. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации. Психологами доказано, что к 2-м годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4-х до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость). Гендер - Это важно???
В современном обществе проблема воспитания с учетом гендерных особенностей очень актуальна. В настоящее время наблюдается явный крен в сторону феминизации. Это связано с тем, что в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости (в период дошкольного детства) и девочки, и мальчики в течение длительного времени находятся исключительно под женским влиянием: и дома, и в детском саду детьми традиционно больше занимаются женщины: мама, бабушка, женщина-воспитатель. Вместе с тем, женщинам, по мнению ученых значительно сложнее правильно воспитывать мальчиков, у них другой тип мозга и другой тип мышления.
Анализ предметно-развивающей среды показал, что среда преобладает "девичья". Традиционно в каждой группе у девочек есть куклы, коляски, ванночки, посуда и прочие кухонные принадлежности, для них сформированы уголки ряжания, а у мальчиков, в лучшем случае, есть машины, строительный материал и набор инструментов. Помещение, в котором проводят время дети – это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкусов, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многого другого, что связано с развитием личности маленького ребенка. Надо принципиально менять подход к организации среды: в помещении группы выделить специально оборудованные игровые центры - два царства: для девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и общения. Содержание этих двух царств одинаково полное, целостное, многофункциональное. Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), располагаются в группе по обоюдной договоренности. Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится чемодан с инструментами, то есть при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры.
Ученые установили, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков надо уделять особое внимание. Центр для девочек оснащён функциональной мебелью, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны (стеллаж для игрушек, мягкая мебель, столики и др.). Для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол, посуда, постельные принадлежности. Оформлено оборудование к играм: «Салон красоты», «Ателье», «Больница», «Семья». Так же располагается уголок ряжения, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. Для мальчиков оборудован центр конструкторами, наборами инструментов, солдатиками, военной техникой, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Организовывать сюжетные игры «Танкисты», «Строители», «Шофёры», «Ремонтная мастерская». Используем костюмы мужских профессий. Раньше, когда мальчики бегали по группе с машинками воспитатели считали, что это нарушение дисциплины. Пытались переключить их на более спокойные игры. Изучив гендерные особенности детей, поняли, что двигательная активность мальчикам жизненно необходима. В раздевалке группы можно поместить уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. На прогулках предлагаем игры в «футбол», «хоккей», которые позволяют мальчикам проявлять мужской характер. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специальные набивные модули), палочки, веревочки. Такое использование этих материалов позволяет экономить пространство в группе и способствует развитию творческой активности детей и умению взаимодействовать друг с другом. Правильно оборудованное пространство группы позволяет ребёнку найти занятие, соответствующее собственному желанию, проявляя любознательность, пытливость ума, изобретательность и обеспечивает инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности.
В группе надо создавать разные центры для совместного развития и девочек и мальчиков: центр творчества, мастерская, уголок природы, мини-библиотека, центр экспериментирования. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо-деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Подбирая раскраски, учитываем интересы мальчиков и девочек. В мастерской, находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне мальчиков, свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. В мастерской помещён также природный материал, для изготовления поделок, который дети и родители сами собирают. Он хранится в специальных ёмкостях. Уголок природы располагать в удобном доступном месте. Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. Здесь надо создать условия для наблюдения за комнатными растениями, животными, учить детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (гербарии растений, виды полезных ископаемых, типичных для нашего района), книги и иллюстрации о природе. В центр экспериментирования, где дети проводят простейшие опыты, развивать мышление детей, любознательность, познавательную активность. Мини-библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотека, размещать рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. А так же с центром театрализованной деятельности, которая позволяет разыгрывать разные сказки при помощи разных видов театров. Здесь и мальчики и девочки могут выбрать себе костюм в соответствии с ролью (мальчики - мужскую, а девочки женскую). Эти центры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Модель развивающей среды может включать инновационные компоненты в виде мини-музея. Такой мини-музей находится в групповой комнате. Экспонаты музея дети используют на занятиях и в свободной деятельности. В создании мини-музеев активное участие принимают родители и дети группы. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Для успешного развития ребёнка с учётом гендерных особенностей необходимо ещё многое изменить в нашей работе. На начальном этапе формирования гендерной устойчивости рекомендуют цветные маркеры гендерных различий: полотенца, стаканчики для полоскания рта, постельное белье, покрывала на кровати, ковровое покрытие в игровых зонах. Это необходимый элемент для визуального многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик. Хорошо себя зарекомендовала работа по оформлению шкафчиков для одежды девочек и мальчиков. В младшей группе картинки для шкафчиков изготавливают родители или воспитатель, а дети выбирают для себя наиболее понравившиеся. В старших и подготовительных группах картинки на шкафы девочки и мальчики делают сами. Девочки и мальчики - это два разных мира, поэтому надо организовывать воспитательную и образовательную работу так, чтобы в ней принимали участие наряду с педагогами – женщинами, педагоги-мужчины. Задача педагогов-мужчин заключается не только в реализации специальных методик, но и в демонстрации манеры мужского поведения. Само их присутствие в женском коллективе дисциплинирует, мобилизует как мальчиков, так и девочек.
Работа по гендерному воспитанию осуществляется как на совместных, так и на специально организованных раздельных занятиях, которые содействуют становлению и развитию личностных качеств. Важно отметить, что раздельные занятия проводятся не столько для того, чтобы научить особым умениям, сколько для того, чтобы содействовать становлению и развитию личностных качеств, как девочек, так и мальчиков. В специально оборудованных мастерских мальчики должны заниматься ремеслом. Труд – лучший воспитатель практического характера. Мальчикам важно, чтобы их деятельность была социально значима для окружающих и его могли похвалить не вообще, а за вполне конкретное дело, тем самым повышается самооценка и их уверенность в своих возможностях. К работе с мальчиками привлекать дворника, рабочего по зданию. С четырехлетнего возраста девочки могут заниматься рукоделием. Даже самая большая непоседа меняется, садясь за рукоделие. Она становится аккуратнее и терпеливее. Часть физкультурных занятий проводить раздельно в специально оборудованных спортивных залах. Мальчики занимаются силовыми упражнениями, работают над развитием смелости, выносливости, решительности и вместе с тем – осторожности и осмотрительности. Для девочек подбираются упражнения на развития гибкости и грациозности, чувства ритма, красоты движений.
Мы стоим в начале интересного сложного пути. Но мы отчетливо понимаем, что именно от нас зависит: будет ли мальчик настоящим мужчиной, а девочка истинной женщиной. И не случайно сегодня всемирным индикатором качества образования детей является воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
Категория: Дошколенок | Добавил: maiorovasv (2015-05-09) | Автор: Майорова Светлана E
Просмотров: 528 | Комментарии: 1 | Теги: гендр, девочка., мальчик, среда | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 0:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru