Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ Платонова Л.Б., директор КГКП № 146 я/с «Балауса» Модернизация системы образования в Казахстане выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. [2] Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Этот процесс необратимый и очень важный для современного этапа развития системы образования. Она требует от воспитателя повышения его профессионального уровня, формирования и совершенствования педагогической культуры, соответствующей запросам современной жизни, требует обновления и придания гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога. Наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – это необходимое, но не достаточное условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом. Необходимой составляющей профессионализма педагога является профессиональная компетентность. В основе ее лежит повышение квалификации педагогов, которая дополняется методической, социальной и личной компетентностью. Повышение квалификации педагогов – это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. В современных условиях развития образования - это тенденция перехода от знаний к навыкам и мастерству, т.к. необходимым условием являются обмен знаниями, перенос их в жизненные и рабочие ситуации, преобразование, т.е. внедрение их в практику. [1] Существуют основные и дополнительные формы повышения квалификации: Основные — курсы ПК, аттестация Дополнительные — участие в МО, самообразование, изучение и обобщение педагогического опыта через сетевое взаимодействие В основу повышения квалификации педагогов должна быть заложена многомерная система обучения, т.е. развитие знаний, способностей и навыков в сферах мышления, мотивации, практического применения. Городские методические объединения (МО) - эта форма просвещения педагогов, которая носит как информативный, так и практико-ориентированный характер. В существующей системе основное внимание уделяется методическим вопросам того или иного направления, т.к. профессиональная компетентность педагога связана с реальными проблемами и задачами практики, ориентирована на овладение педагогическими, образовательными технологиями, обеспечивающими достижение желаемого результата в профессиональной деятельности. Уровень профессионализма в значительной мере зависит от уровня активности педагога, его способности подняться над средой и продолжать самообразование, от системы методической работы в рамках МО. Перед МО стоит задача удержать педагогов на соответствующем уровне компетентности, так как для того, чтобы выстоять перед лицом перемен, необходимо видеть долговременную перспективу, уметь определять основные направления деятельности, постоянно повышать свой уровень квалификации, целенаправленно «созидать» самого себя. Профессиональное самообразование – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии, а значит и ориентированная на повышение качества образования.[5] Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность. Анализ состояния профессиональной компетентности в КГКП № 146 я/с «Балауса» показывает, что воспитатели наиболее нуждаются в развитии таких сторон, как: решение проблемных ситуаций, работа с профессиональной информацией, осуществление самообразования и целостного педагогического процесса в соответствии со спецификой дошкольной образовательной организации (76,2%) от общего числа опрошенных. Для довольно значительной части респондентов необходимо развить способность к профессиональным коммуникациям, проектирования объекта педагогической деятельности, организации взаимодействия с семьей и др. социальными партнерами (41,3%). Менее четвертой части ответивших, испытывают потребность в развитии способности к оценке эффективности объекта педагогической деятельности, выбора форм, методов и средств образования детей дошкольного возраста (22,9). Кроме того участникам опроса необходимы умения по разработке методического сопровождения (15,7%), по проектированию профессиональной карьеры (13,55) и руководству различными видами детской деятельности дошкольника (11,2%).[3] Одним из направлений дополнительных форм повышения квалификации, является сетевое взаимодействие. Что же даёт сетевое взаимодействие? Во – первых, общение. Общение с коллегами, с настоящими профессионалами. Зачастую, в современных условиях, очень трудно вырваться и посетить ОУД (организованную учебную деятельность) не только в других дошкольных организациях, но и своих коллег. Бывают семинары, МО - но это столь частое явление. С появлением сети проблема решена – можно чаще общаться, обмениваться своими наработками, делиться мыслями, идеями. Во – вторых, сетевое взаимодействие даёт возможность перенимать опыт коллег из других регионов, стран, обмениваться информацией, наработками и рекомендациями.[4] Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система повышения квалификации воспитателей должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры. Современный воспитатель должен быть способен к освоению новых функций, востребованных современными тенденциями дошкольного образования для будущего благополучия Казахстана. Литература 1. Волобуева Л.М. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами», Москва 2004 2. Закон «Об образовании РК», Алматы, 2008 3. Поздняк Л.В., Лященко М.Н. «Управление дошкольным образованием», Москва 2007 4. Терентьева В.Г. «Повышение квалификации педагогов и личностно-ориентированный подход при обучении» //Специалист №7, 2005 5. Информационно- методический журнал «Открытая школа», №2 (123) февраль 2013 | |
Просмотров: 705 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|