Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«Умные карты» как средство развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников
«Умные карты» как средство развития
интеллектуально-творческих способностей дошкольников

Современные тенденции образования предполагают не только передачу знаний детям, но и умение научить самостоятельно их добывать, развивать в себе творческие способности, объективно оценивать себя и свои возможности.
Мир целостен и все в нем взаимосвязано. Всё имеет свои причины и следствия. Мир является сложной системой, имеющей многочисленные подсистемы. Однако представления детей дошкольного возраста об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны, но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, развитии его мировоззрения и мировидения. Поэтому, готовя ребёнка к самостоятельной жизни в этом мире, важно формировать у него системное мышление.
В старшем дошкольном возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению.
Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребёнок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.
В педагогическом процессе, как правило, многие виды знаний, которые ребёнок не может усвоить, запомнить и воспроизвести на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.
Одним из эффективных средств отображения окружающей действительности с помощью графического изображения является использование методики Т. Бьюзена "Умные карты".
Тони Бьюзен (род. 2 июня 1942, Лондон) — психолог, лектор и автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)» (англ. mindmaps). Автор и соавтор более 100 книг.
В процессе изучения возможностей человеческой памяти Тони Бьюзен отметил, что наш мозг действует радиально. Мозг ребенка, уже в конце первого года жизни представляет собой некоторую базу данных, любая мыслительная связь в которой разнонаправлена: запах, вкус, число, слово, образ становится ядром мысли, расширяющейся во все стороны. Это качество Тони Бьюзен и взял за основу своих «карт ума».
Как ни старайся, мы не сможем дать ребёнку абсолютно все знания об окружающем его мире. Важнее не выдать ребёнку определённый объем информации, а научить его с информацией работать. Новая информация даётся обязательно с опорой на уже существующую, объясняется, как новое связано с уже известным. Но бывает, что взрослые дают ребёнку информацию фрагментарно, как конечный факт, ни с чем не связанный. Мы можем научить ребёнка искать недостающую информацию, структурировать её, анализировать и, на основе анализа, принимать эффективные решения. При системном подходе, применяя методику «Умные карты» мы учим ребёнка воспринимать целостную картину окружающего мира, поставив следующие цели и задачи.
Рассмотрим два понятия «карта» и «интеллект-карта». В общем понимании, карта – это источник информации на определенном носителе, имеющая обобщённый характер, вызывающая интерес и стимулирующая к определённым действиям группу людей или конкретного человека. В частности, интеллектуальные карты - это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для повышения эффективности интеллектуальной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на необходимой и важной информации.
«Умная карта» представляет собой отображение окружающего мира в его логических связях, закономерностях, ассоциациях, оно может носить общий или узконаправленный характер. Её оформление зависит от возрастных особенностей и потенциальных возможностей создателей «умной карты», тематики исследуемой проблемы.
Но независимо от этого все карты имеют определенную структуру:
- центральная идея (рассматриваемая тема);
- ассоциации с центральной идеей (в технологической карте они будут обозначены как «опорные карточки ассоциации»);
- ассоциации к ассоциациям (непосредственно графические отображения детьми своих ассоциаций – «детские ассоциации»).
«Умные карты» позволяют ребёнку в схематическом виде отразить существующие связи и закономерности рассматриваемого в окружающей действительности явления по определенной теме, при её создании ребёнок самостоятелен в выборе средств оформления.
Так как дети прирожденные художники и фантазеры, донести идею «умной карты» можно посредством игры «Нарисуем осьминожку». Для этого понадобятся карандаши не менее трех цветов и чистые белые листы или обычные обои – ЧЕМ БОЛЬШЕ ЛИСТ, ТЕМ БОЛЬШЕ УМНЫХ МЫСЛЕЙ.
В центре листа обозначается главная идея, которая в данный момент рассматривается, анализируется. Далее с помощью волнистых линий отображаются ассоциации, связанные с главной идеей, затем все, что связано с ассоциациями.

В законченном виде карта представляет собой структурные блоки, связанные между собой и представляющие полную картину рассматриваемой темы, вопроса. Карты не являются статичным инструментом отображения, в дальнейшем в них могут быть внесены изменения с учетом возраста ребенка и получения новой информации. Например, если в средней группе дети рассматривают тему «Домашние животные» и рисуют «свои ассоциации» к таким «опорным карточкам ассоциациям» как «внешний вид», «где живут», «чем питаются», то в старшем дошкольном возрасте дети будут рассматривать тему «Животный мир» и рисовать «детские ассоциации» к «опорным карточкам ассоциациям» - «домашние животные», «дикие животные», «домашние птицы», «рыбы» и т.д.
Методика Т. Бьюзена «Mindmaps» адаптирована нами для работы с детьми дошкольного возраста, была апробирована в течение 3 лет в условиях яслей-сада №2 города Костаная. Итоги апробации имели положительный результат, направленный на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а так же «организует» самостоятельное добывание и систематизацию информации детьми для получения целостной картины окружающего мира в интересной и развлекательной форме, а также способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к школе

Источник: http://www.mnemonica.ru/mindmap/intellektualnye-karty-ot-toni-byuzena
Категория: Дошколенок | Добавил: b-lyudmila1971 (2015-11-15) | Автор: Буйницкая Л.А., Печеник Е.А E
Просмотров: 912 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 3:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru