Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Семинар для учителей дошкольного образования "Развитие мелкой моторики рук"
«Взаимосвязь развития мелкой моторики и развития речи у детей дошкольного возраста»
Педагог-психолог СШ № 10
Ледовская Т.В.
Развитие мелкой моторики рук очень важный процесс в формировании ребенка.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Особенно сильно сказывается мелкая моторика на развитие речи ребенка. Все дело в том, что нервные центры, которые участвуют в процессе моторики, соприкасаются с центрами в коре головного мозга отвечающие за речь.
Речевой круг образуют три мозговых речевых центра.
а) центр Брока производит речь, управляя речевой мускулатурой,
б) центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи),
в) ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений.
Речевой процесс есть круговой процесс.

Разрыв речевого круга в любой точке разрушает речевой процесс
Примеры:
1. Глухота блокирует центр Вернике. Попытка восстановить речевой круг заставляет говорить громко. Абсолютная глухота делает человека немым (глухонемым) вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Вернике. В неврологии данное состояние определяется как сенсорная афазия.
2. Центр Брока поражается при детском церебральном параличе. Тяжелая форма этого заболевания также резко нарушает или делает невозможным речевой процесс вследствие полного разрыва речевого круга на уровне центра Брока. В неврологии данное состояние определяется как моторная афазия.
3. Ассоциативный центр поражается при некоторых неврологических заболеваниях, травмах головного мозга. При этом нарушается способность составления фраз. Однако, данные нарушения наблюдаются не часто, т.к. ассоциативный центр менее жестко структурирован.
4. Заикание есть периодический разрыв речевого круга (не стабильная работа речевого круга).
Почему возникают периодические разрывы речевого круга?
Главное противоречие, которое служит основой возникновения заикания, заключается в следующем: с одной стороны для существования речевого круга и длительного речевого процесса необходимо, чтоб все три речевых центра работали синхронно, а с другой стороны эти три центра имеют разную биологическую мощность и, соответственно, развиваются не одновременно, а последовательно.
Ребенок рождается, и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет.
Т.е. первым формируется наиболее мощный центр Брока.
Еще через несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненноважными для него, например слово “мама” и т.д.
Т.е. вторым формируется слуховой центр Вернике, который "распознает" слова.
И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее хрупкий ассоциативный центр. Его развитие обусловлено воспитанием, культурологическими особенностями и т.д. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами.
В норме ребенок к 2-3 годам учится синхронизировать речевые центры. Но иногда этот процесс может нарушаться…
Ранее учёные считали, что область Вернике отвечает за понимание информации, а область Брока — за воспроизведение речи, но теперь существует мнение, что они совместно выполняют эти задачи.
Развивать мелкую моторику рук нужно с самого раннего возраста.
Нарушения мелкой моторики
Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:
• Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
• Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
• Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)
Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме и др.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых пяти месяцев.
Кроме того мелкая моторика развивает навыки письма, что необходимо для правильного обучения ребенка в школе.
Чем можно объяснить такой интерес к теме развития мелкой моторики рук ребёнка, появление игрушек-шнуровок, пазлов и пр.? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:
1. застегивание и расстегивание пуговиц;
2. шнурование ботинок;
3. шнуровка на специальных рамках, «Шнуровые игрушки» Марии Монтессори;
4. помощь по дому в форме игры;
5. нанизывание колец на тесьму;
6. игры с мозаикой;
7. сортировка мозаики по ячейкам;
8. игры с конструкторами;
9. перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха), рисование на подносе с крупой. Слой крупы должен быть такой, чтоб проведя пальцем по нему, образовывались линии. На таком подносе можно будет рисовать простые рисунки;
10. творческий процесс складывания фигур из клейких ценников. Они продаются в рулонах в магазинах канцтоваров. Обычно они имеют яркие цвета: оранжевый или светло-зеленый. Отлепляя ценник от рулона нужно дать его ребенку для того чтоб он его наклеил на плотную бумагу. Сначала он будет их приклеивать хаотично, а потом с помощью одного из родителей можно делать солнышко, домик и т.п.;
11. Когда ребенок сможет рисовать, нужно развивать этот навык. Можно попробовать пальчиковые краски, а затем, когда малыш сможет держать кисточку, нужно рисовать обычным способом. Даже если рисунки у ребенка будут получаться не лучшим образом, сам процесс рисования отлично развивает моторику рук;
12. Массаж;
13. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ и пр.
Развитие моторики это очень важный процесс в формировании интеллекта ребенка. Японские исследователи провели ряд экспериментов, в которых выявили то, что те дети, которые раньше других осваивают палочки для еды, а тем самым мелкая моторика у них развита лучше, имеют интеллект несколько выше, чем те маленькие японцы, которые палочками для еды не владеют.
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять!!!

Определение уровня развития мелкой моторики рук
Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.
После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.
В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки. Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.
При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.
Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).
Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом:
1. подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.
2. полученные по каждой руке результаты складывают.
Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.
Возраст ребенка Среднее количество синкинезий по двум пробам
6 лет 9
7 лет 6
8 лет 5

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Категория: Дошколенок | Добавил: tanya-ledovskaya (2015-11-26) | Автор: Ледовская Татьяна Владимировна
Просмотров: 266 | Теги: Мелкая моторика, речь, Развитие Речи, дошкольный возраст | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 10:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru