Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Открытое занятие с элементами поисково-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Такая разная вода»
Тема: «"Такая разная вода"»
Цель:
углубление экологических знаний через поисково-исследовательскую деятельность, воспитание в детях бережного отношения к живой и неживой природе, к водным ресурсам.
Задачи:
- обучить детей различать состояния воды;
- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
- формировать наблюдательность и любознательность;
- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;
- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам.
Обогащение словаря:
Исследователи, лаборатория, прозрачная, жидкая, твердая, пар, круговорот.
Оборудование:
прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лед, сок, сахарный песок, соль, ароматизаторы, сосуды разной формы, воздушные шарики.
ТСО: ноутбук, видеосюжеты об использовании воды в быту и на различных производствах, аудиозапись «Звуки воды».
Предварительная работа:
наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька). Чтение энциклопедии для детей, томов «Экология», заучивание стихотворения «Капелька» Г. Н. Лющнина.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Исследователь», но вы должны пройти два испытания:
1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за звук?
Ответы детей: это звук воды.
2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды) (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим на экране, для чего нужна нам вода? (Просмотр видеосюжетов об использовании воды в быту и на различных производствах).
Воспитатель: Ребята, что будет, если вода исчезнет?
Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле.
Проводится игра малой подвижности «Вода, воздух, земля». На слово воздух дети поднимают руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки вперед.
Воспитатель: Дети вы хотите узнать ещё о воде? Приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи?
(Ответы детей).
Сейчас мы пройдем в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой.
Правила:
1. Работать нужно аккуратно, не разбрызгивая воду.
2. Насыпать что-либо в воду нужно понемногу.
3. Размешивать содержимое стаканов нужно специальной ложечкой или палочкой.
4. Запрещено нюхать или пробовать неизвестную жидкость в стакане. При необходимости определить запах содержимого, нюхать нужно поток воздуха, нагнетаемый ладонью. (Показываю детям как это делать)
5. Внимательно слушать указания воспитателя при выполнении опытов!
Дети, надевая фартуки, читают стихотворение:
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? А теперь попробуйте сок. Какой он? Сладкий. Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.
Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.
Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов (чеснок).
Вывод детей: вода не имеет запаха.
Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.
Опыт №2 «Вода меняет цвет»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.
Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли, вы камушек?
Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.
Опыт №3 «Вода - хороший растворитель»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода растворяет многие вещества.
Воспитатель: Ребята, мы с вами попробовали и заметили, что при добавлении в воду сахара или соли, вода изменила вкус. Почему это произошло? Вода растворила сахар и соль.
А при добавлении краски в воду, вода меняет цвет. Это опять же говорит о том, что краска растворилась в воде.
Вывод детей: вода растворяет некоторые вещества.
Воспитатель: Это свойство мы используем с вами при умывании, мытье посуды, стирке и многих других случаях.
Опыт №4 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы или в воздушные шарики. Видите, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если налить воду в шарик, то можно изменить его форму самостоятельно, движениями рук. Имеет ли вода формы?
Вывод детей: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.
Физкультминутка «Синяя вода».
Синяя вода,
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поле без следа,
Без конца и края.
(Кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(Присели, обхватили плечи руками)
К морю синему,
Там, где волны сильные,
(Встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(Кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели, обхватили плечи руками)
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Снежная Королева сделала нам подарок (показывает лёд). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Воспитатель: А где, еще мы с вами можем видеть лед? (Ответы детей: узоры на стекле, лед на водоемах)
Опыт №6 «Газообразная вода - пар»
Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.
Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Опыт №7 «Круговорот воды в природе»
Цель: Подвести детей к пониманию взаимосвязи трех состояний воды, о возможности перехода из одного состояния в другое.
Ребята, в самом начале занятия я положила несколько кусочков льда в эту тарелочку. Смотрите, что произошло с ним за это время? (Ответы детей: он растаял). Твердая вода превратилась в жидкую воду. А теперь мы нагреем воду, получившуюся из растаявшего льда. Что происходит, видите? Выделяется пар. Если мы накроем стакан с горячей водой стеклом, то на стекле образуются капельки. Мы уже видели этот процесс. Дети наблюдают. Показываю стекло еще раз. Видите, сначала жидкая вода превратилась в газообразную, или в пар. А потом, осев на стекле, снова получилась жидкая вода. Если мы с вами соберем образовавшиеся капельки в чашку, то мы можем поместить ее в морозилку и жидкая вода станет твердой, или льдом. Как вы видите, вода очень легко переходит из одного состояния в другое и обратно.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Воспитатель: Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности.

Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой или в воздушные шарики.
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад. (Для украшения территории площадки для прогулок)
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Категория: Дошколенок | Добавил: ulukpanovamarya (2015-12-06) | Автор: Открытое занятие с элементами поиск
Просмотров: 963 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru