Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с нарушениями речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения детей. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Попадая на логопункты, дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии. Многократные повторения одного и того же материала утомляют детей. Поэтому логопед старается разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет к желаемому результату. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, логопеды используют игровые приёмы для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФНР и развития у них фонематического слуха на всех этапах логопедических занятий. Необходимость проведения серьезных коррекционных методов через игру очевидно для всех педагогов. Итак, учите играя. Для развития работы в данном направлении я предлагаю авторское методические пособие: многофункциональная игра «Умный телефон». Основой данного методического пособия является активное внедрение в коррекционный процесс специальной методики формирования фонетико-фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: поэтапное обучение грамоте и использование зрительных символов, игр и выполнение игровых упражнений на занятиях и вне занятий. Применяются методики с учетом возрастных особенностей, индивидуально-дифференцированного подхода в условиях дошкольного логопункта. Систематизация речевого материала построена в строгой последовательности от простого к сложному, согласно данным направлениям работы. В проведении данной работы основная роль отводится играм, игровым упражнениям. Игры носят не только занимательный характер, но и познавательный, доступный восприятию дошкольников. Основная цель данного пособия является развитие фонематического слуха, а так же автоматизация и дифференциация звуков, находящихся в словах в разных позициях. Определение количества слогов в слове. Совершенствование умения различать на слух неречевые звуки окружающего мира. Способствование развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания. Совершенствование звукопроизношения ребенка. Овладение темпо-ритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи; умение владеть своим голосовым аппаратом. Умение различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации. Закрепление навыка произношения поставленных звуков в словах; расширение словарного запаса. Развитие основных психических процессов, как память, внимание, образное мышление. Создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности для преодоления речевого недоразвития и завершения формирования фонематического восприятия. Формирование у детей интереса к занятиям. Проводимая мною целенаправленная логопедическая работа по формированию и развитию фонематических процессов приводит к значительному улучшению звукопроизношения, что можно считать следствием активного обследования детьми звуковой стороны языка, осознание им фонематических различений, постоянно осуществляемого контроля и самоконтроля над собственным и чужим звукопроизношением, а значит, способствует предупреждению нарушений письма и чтения. В своей работе я придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться ее усвоения. Результаты данной методики показывают , что работа по комплексному развитию способностей приводит к повышению эффективности фонематического восприятия, анализа и синтеза, увеличению речевой, коммуникативной и познавательной активности дошкольников. Данный опыт предложен в качестве методического руководства для логопедов и педагогов предшкольных групп в дошкольных учреждениях.
|