Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи» Многофункциональная игра «Умный
Содержание:

1. Введение.
2. Актуальность проблемы и перспектива.
3. Цели и задачи.
4. Гипотеза, объект, предмет исследования.
5. Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
6. Дидактическое многофункциональное логопедическое пособие «Умный телефон».
(описание игры)
7. Заключение.
8. Список литературы.

Введение

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта , где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Основное обучение у нас, логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На своих занятиях широко использую игровые приемы обучения. Глубоко убеждена, что именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.

Актуальность проблемы и перспектива.
Из года в год отмечается рост детей, имеющих различные нарушения речи. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с нарушениями речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного.
В ходе работы с детьми с проблемами речевого развития обратила внимание на трудность по ознакомлению со звуками – гласными и согласными, ошибки по выделению звука в слове, не умение произвести звуковой анализ слогов, слов, а значит и в формировании фонематического восприятия. В силу этого, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.
Изучив и апробировав опыт работы других логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, методические рекомендации Т. А. Ткаченко, Е. Карельской, И. С. Лопухиной пришла к выводу, что использование игр, игровых упражнений, снижают сроки обучения и повышают качество подготовки к обучению в школе. А именно улучшают восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму. Таким образом , проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. А раннее выявление детей с речевыми нарушениями и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает восстановить речевую функцию у дошкольников. Предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.
Практическая значимость заключается в том, что систематизированный материал, основанный на использовании различных дидактических игр и упражнений, влияющих на развитие фонематического слуха, может представлять интерес для учителей - логопедов, дефектологов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста имеющих речевые нарушения и их родителей в процессе совместной деятельности.

Концептуальной основой данного опыта является активное внедрение в коррекционный процесс специальной методики формирования фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: поэтапное обучение грамоте и использование зрительных символов, игр и выполнение игровых упражнений на занятиях и вне занятий.

Новизна представленного материала состоит в применении методик с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в условиях дошкольного логопункта , что способствует выявлению возможности развития фонематического восприятия у старших дошкольников с нарушением речи детей посредством игр и игровых упражнений.
В проведении данной работы большая роль отводится играм, игровым упражнениям. Как отмечает Ткаченко Т. А. «… без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа …» «Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Он не прост для детей - они ещё очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными».

Ведущая педагогическая идея. Применение игр и игровых упражнений на занятиях по коррекции звукопроизношения в индивидуальной и подгрупповой работе, а также вне занятий является эффективным коррекционным средством. Кроме того, такая работа служит дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков и способствует быстрому введению поставленного звука в свободную речь.
Пути реализации идеи: диагностирование и обследование речи детей; учет индивидуальных и психофизических особенностей ребенка; разработка игр, игровых упражнений по развитию фонематического слуха; разработка конспектов занятий, перспективного плана для старшей и подготовительной группы детей с речевыми нарушениями, наглядного материала , пособий; тесная связь с педагогами; работа с родителями; разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Цели:
• Выявить особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
• Создать и обеспечить необходимые условия для развития фонематического восприятия через использование дидактических игр, игровых упражнений в коррекционно-речевом процессе.
• Осуществлять последовательную работу с детьми по развитию фонематического слуха и овладению навыками звукового анализа и синтеза с использованием игр, игровых упражнений
• Создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру в собственные возможности для преодоления речевого недоразвития и завершения формирования фонематического восприятия, необходимого для анализа звукового состава речи
• Формировать у детей интерес к занятиям, проводимых с использованием игр, игровых упражнений .

Задачи:
• Способствовать развитию у детей с речевыми нарушениями фонематического восприятия через использование многогранных возможностей дидактических игр и игровых упражнений на подгрупповых, индивидуальных занятиях.
• Обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка - логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками.
• Воспитывать у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво.
• Использовать практический материал (игры, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко – буквенного анализа) звучащие игрушки, игры на звукоподражание;
• Добиться стойких и положительных результатов в овладении навыками звукового анализа и синтеза через использование символов
• Скорректировать речь детей до возрастной нормы;
• Научить детей давать качественную характеристику звукам с помощью зрительных символов;
• Добиться умения ориентироваться в звуковой структуре слова;
• Совершенствовать зрительное восприятие и внимание;
• Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с индивидуальными программами;

Отправной точкой при разработке теоретических и практических проблем ФФНР является представление о том, что так как в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, вероятно при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование игр и игровых приемов должно способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
Гипотеза исследования - мы можем предположить, что включение в коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи игр и игровых приемов улучшит состояние речи этих детей.
Объектом исследования являлось состояние речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5 - 7-летнего возраста, воспитанников подготовительной к школе группы детского сада.
Предмет исследования - особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи детей.
Для раскрытия цели исследования были решены следующие задачи:
• Изучен теоретический аспект по теме исследования.
• Проведено обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи для выявления их речевого статуса.
• Предложены игры и игровые приемы, которые можно использовать в работе с детьми с ФФНР старшего дошкольного возраста.
• Практическая значимость исследования заключается в разработке коррекционной системы по преодолению речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и возможности применение ее в практике работы логопедов детских садов.

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. У детей шестого года жизни с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. Необходимость проведения коррекционно-речевой работы в общеразвивающих группах связана с тем, что до 50% воспитанников дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии детей могут иметь как ярко выраженные внешние признаки (несовершенство звуковой системы, недостатки темпо-ритмического и мелодико-интонационного оформления), так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой знаковой системы (лексико-грамматические, лексико-семантические особенности, а также нарушения средств выразительности речи, уровни связного высказывания и др). К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Учитывая, что время, отводимое на преодоление речевых нарушений у данной группы детей, ограничено, необходимо максимально эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому я планирую использовать игровые приёмы для наиболее эффективного построения процесса обучения детей с ФФНР и развития у них фонематического слуха на всех этапах логопедических занятий.
Необходимость проведения серьезных коррекционных методов через игру очевидно для всех педагогов.
Дидактическая игра - прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.
Для дидактических игр характерно то, что создают их взрослые с определенным содержанием и правилами.
Задача дидактических игр - организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей Это поучающие игры. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения, но их главным побудителям является интерес чисто игрового характера - занимательность действия, радость достижения результата, выигрыш и т.д Дети с удовольствием относятся к игровым задачам: отгадать, найти, сказать, назвать. Проявляют интерес к качеству решения игровой задачи: правильно выделить звук в слове, правильно подобрать картинку и т.д.
Используя игровой материал и ничуть не уменьшая общеобразовательного и воспитательного значения дидактических игр, тем не менее основной задачей в логопедических занятиях с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи остается воспитание у них правильной речи и поведения. Дидактические игры обычно проводятся на занятиях ,но ребенок играет не молча, а проговаривает свои действия. Например, в игре "Поймай звук «Р»": "У кого картинка со звуком «Р»?" - "У меня картинка со звуком «Р»". "Робот", и т.д. В процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование . Как видим, дидактические игры весьма разнообразны по форме и содержанию. Задачи же этих игр определяет руководитель в зависимости от этапа логопедических занятий с ребенком. Так же, как и на занятиях по родному языку, одна и та же игра может использоваться на разных этапах. Допустим, на этапе сопряженно-отраженной речи - это проговаривание отдельных фраз совместно или вслед за руководителем. Далее ребенок отвечает на вопросы и сам задает их, описывает условия игры, выступает ведущим, т.е. руководит игрой, ставит задачу, оценивает ее результаты и качество речевого поведения ее участников. Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком.
Игры с использованием наглядности.
При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Дидактическое многофункциональное логопедическое пособие «Умный телефон».

В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Изменения показателей происходят как в количественном, так и качественном плане: с каждым годом дефекты речи становятся сложнее. Попадая на дошкольные логопункты, дети с задержкой в речевом развитии нуждаются, порой, в длительном логопедическом воздействии. Часто логопеды, особенно начинающие, остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, особенно на этапе автоматизации звука, который может затянуться на несколько месяцев. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет к желаемому результату.
«Умный телефон». Пособие, которое может помочь в логопедической работе, считаю многофункциональную игру «Умный телефон». Данное пособие позволяет решить ряд насущных задач стоящих перед учителем-логопедом на логопункте. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Используется для индивидуальной работы , работы в парах и подгрупповых занятиях. Может использоваться как для изучения нового материала, ежедневной работы, так и для итоговых занятий. Данное пособие сделает содержательнее процесс обучения. Яркий цветной телефон и предметные картинки, заставляющие ребенка размышлять, обосновывать свой выбор, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильному выбору. Многофункциональная направленность пособия помогает решению задач различного характера в зависимости от поставленных логопедом целей.
Картинный материал используется по определенной теме автоматизируемого звука, а также по словообразованию, словоизменению и грамматике.

С помощью дидактического пособия можно решать следующие задачи:
• Развитие фонематического слуха, через возможность выделять звук на фоне слова;
• Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях;
• Учить дифференцировать звуки: мягкий-твёрдый, звонкий-глухой.
• Определять позицию звука в слове; (начало, середина, конец) .
• Определять количество слогов в слове.
• Совершенствовать умение различать на слух неречевые звуки окружающего мира.
• Способствовать развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания,
• Совершенствовать звукопроизношение ребенка.
• Овладение темпо-ритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи; умение владеть своим голосовым аппаратом.
• Учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации
• Закреплять навык произношения поставленных звуков в словах;
• Расширять словарный запас;
• Развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление.

Макет телефона сделан из пластика, размер 80/50 см. (при необходимости можно сделать из картона и обклеить самоклеющейся бумагой). Прозрачные кармашки выполнены из оргстекла. Для работы потребуются картинки с заданиями и картинки для автоматизации заданных звуков, аудиозаписи. Верхняя часть телефона (трубка. На ней расположены карточки) может оставаться без изменений. В средней и нижней части телефона задания могут меняться в течении занятия. В пособии «Умный телефон» предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий, предложены в доступной форме, сюжет меняется в зависимости от цели и задач конкретного занятия.
Содержание игры:
Во время занятия звонит телефон. У меня зазвонил телефон…. Кто говорит?.... На занятия приходят и сказочные герои и животные. Они приходят с занимательными заданиями. Создается проблемная ситуация. Н-р : Она заключается в том, что звери не произносят те или иные звуки. Дети их учат правильно говорить: описывают артикуляцию звуков, произносят заданный звук изолированно, дают характеристику звука и т.д
I. часть игры «Умный телефон» заключается в том, что
1. этап ( начальный уровень сложности)
Создается проблемная ситуация . Изучается или дается знакомый звук н-р: звук «Р». Цель: совершенствовать умение различать на слух звонкие и глухие согласные, развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей правильно употреблять термины "твердый согласный звук", "мягкий согласный звук", развивать фонематический слух. Научить детей давать качественную характеристику звукам с помощью зрительных символов; Ход игры: Сначала звук произносится детьми изолированно. Затем дети выбирают картинки-символы, которые соответствуют данному звуку (символ звонких звуков -колокольчик и символ глухих звуков - перечёркнутый колокольчик. Символы твердых и мягких согласных звуков- синие и зеленые смайлики), объясняют данный выбор и выставляют их на верхнюю часть телефона.

2. этап. Когда дети уже познакомятся с понятием «Буква», в центре выставляется соответствующая картинка.

II. Часть игры «Умный телефон»
1. На начальном этапе проводится игра «Поймай звук «Р»»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звук «Р», автоматизация звука [р]. Картинный материал: картинки с разными звуками. Ход игры: выбрать картинки, в названиях которых есть звук [р] и поместить в окошки находящиеся в центральной части. Обосновать свой выбор.

2. Этап игра «Где находится звук «Р»?»
Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец, опираясь на громкое проговаривание). Закреплять совершенствовать навык звукового анализа, развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова. Ход игры: слева на корпусе телефона находятся схемы из трех квадратиков: в первом кармашке закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие кармашки.
Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение "Найди место звука в слове”).
3. Этап игра «Подбери правильно»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки н-р: [р]- [л]. Развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
Картинный материал: картинки с дифференцируемыми звуками.
Ход игры: слева на корпусе телефона размещены буквы, обозначающие звуки. Детям нужно найти среди картинок, картинки в которых есть заданные звуки, и разместить их в соответствующие кармашки. Четко проговаривать слова.

В этой части игры задания могут меняться в зависимости от цели и задач занятия и необходимости достигнуть определенного результата.
Н-Р: Игра «Разбей на слоги»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
Картинный материал: картинки с разной слоговой структурой.
Ход игры: слева на корпусе телефона находятся схемы, обозначающие один слог, два слога, три слога, четыре слога. Детям предлагается сосчитать количество слогов в слове и поместить картинки в соответствующие домики. Обосновать свой ответ, прохлопать слоги.

III. Часть игры «Умный телефон»
Игра: «Не ошибись».
Картинный материал: картинки - символы, характеризующие темп и громкость речи.
Цель: Развитие слухового внимания, восприятия, овладение темпо-ритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи; умение владеть своим голосовым аппаратом.
Ход игры: В нижней части телефона изображены картинки символы, характеризующие темп и громкость речи (например, улитка может символизировать медленную речь, самолет или ракета - быструю, барабан или труба - громкую, приложенная к сомкнутому рту кисть руки с вытянутым указательным пальцем - тихо или шепотом и т. д.). Проговариваются те картинки , которые находятся над данным символом (по столбцам).
1этап ( начальный уровень сложности)
На первом этапе используются картинки, характеризующие темп и громкость речи.

2этап
На втором этапе используются схемы, характеризующие темп и громкость речи.

Чтобы активировать внимание детей и снять психологическое и физическое напряжение проведем игру

1этап ( начальный уровень сложности)
Игра «Кто как голос подаёт»
Цель:
• совершенствовать умение различать на слух голоса домашних и диких животных и птиц.
• способствовать развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания,
• совершенствовать звукопроизношение ребенка.
• формировать у детей умение менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;
• учить правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;
• учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации.
Материал: аудиозапись со звуками голосов домашних и диких животных, птиц.
Ход игры: «Умный телефон» воспроизводит запись со звуками голосов птиц, домашних и диких животных. Дети должны услышать, подобрать картинку, назвать кому из домашних и диких животных принадлежит голос .Изобразить «голос» данного животного и поставить картинку в заданный кармашек. Если ребенок отгадывает все голоса животных и птиц, то в кармашек ставится веселый смайлик, если не все, то задумчивый смайлик.

2этап

«Ушки - слушки»
Цель:
• совершенствовать умение различать на слух неречевые звуки.
• способствовать развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания,
• совершенствовать звукопроизношение ребенка.
• учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации.

Материал: аудиозаписи с неречевыми звуками
Ход игры: «Умный телефон» воспроизводит запись со звуками грома, дождя, комканья бумаги ит.д. Дети должны услышать, подобрать картинку, назвать и поставить картинку в заданный кармашек. Если ребенок отгадывает все звуки, то в кармашек ставится веселый смайлик, если не все, то задумчивый смайлик.

Заключение

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильно, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не учувствует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отделяется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь. Целенаправленная логопедическая работа по формированию и развитию фонематических процессов приводит к значительному улучшению звукопроизношения, что можно считать следствием активного обследования детьми звуковой стороны языка, осознание им фонематических различений, постоянно осуществляемого контроля и самоконтроля над собственным и чужим звукопроизношением, а значит, способствует предупреждению нарушений письма и чтения.
В своей работе я придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться ее усвоения. Поэтому занятиям придаю легкий, занимательный характер, доступный восприятию дошкольников. Избегаю низких оценок в адрес детей и всегда помню о том, что ребенок должен испытывать психологическую защищенность.
Подводя итоги работы, направленной на развитие фонематического восприятия детей с дошкольного возраста с нарушением речи добилась следующих результатов:
Использование игр и игровых упражнений на занятиях и вне занятий способствовали достаточной сформированности фонематического восприятия..
• Развитие фонематического слуха, через возможность выделять звук на фоне слова;
• Владеют звуковым анализом слов; Дети могут дать звуку подробную характеристику;
• Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях. Умеют определять позицию звука в слове; (начало, середина, конец)
• Умеют определять количество слогов в слове.
• Умеют слышать и различают звуки окружающего мира;
• Расширили свой словарный запас;
• Развивали память, внимание, образное мышление;
• Умеют дифференцировать акустически и артикуляционно близкие фонемы.
• Овладели темпо-ритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи; умеют владеть своим голосовым аппаратом.
• Способствовали развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания,
• Совершенствовалось звукопроизношение ребенка.
Методика находится на стадии апробации. Результаты апробации данной методики показывают , что работа по комплексному развитию способностей приводит к повышению эффективности фонематического восприятия ,анализа и синтеза, увеличению речевой, коммуникативной и познавательной активности дошкольников.
Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.
Категория: Дошколенок | Добавил: Gumi (2016-01-18) | Автор: Малик Антонина Александровна E
Просмотров: 365 | Комментарии: 2 | Теги: Логопед | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 5:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru