Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Статья на тему" Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей дошкольного возраста"
Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей дошкольного возраста
М.М.Кольцова писала , что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Трудно не согласиться с высказыванием М.М.Кольцовой – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Мелкая моторика тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это самомассаж рук. Для массажа можно использовать: массажные колючие мячики, карандаши, шишки, бельевые прищепки. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
Второй вид – шнуровка, я использую все возможные тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. К этому же виду деятельности можно отнести игры и упражнения с крупой, крышками от бутылок, пуговиц, фасолью, например: «Собери бусы», «Чудесный мешочек», «Найди предмет».
Третий вид деятельности: большим успехом у моих ребятишек пользуется «Пальчиковая гимнастика за пять минут» в стихотворной форме. Детям очень нравиться выполнять движения при этом говоря текст. Например: "Засолка капусты», «Дружба», «Цветок», «Охотники». Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики, развивается восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными.
Четвертый вид деятельности – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика – семицветика.
Итак, подводя итоги, можно сказать следующее. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Категория: Дошколенок | Добавил: nina_pvl1987 (2016-01-19)
Просмотров: 304 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2018-01-24, 2:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1543]
Школьный психолог [529]
История [751]
Опыт [520]
Научная кафедра [224]
Воспитание души [239]
Мастер-класс [229]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [828]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1215]
Химия [389]
Классному руководителю [666]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [99]
Казахский язык и литература [1836]
Краеведение [96]
Начальная школа [4059]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [78]
Профильное обучение [79]
Демократизация и школа [27]
Физика [307]
Экология [188]
Дошколенок [1621]
Особые дети [293]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [650]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [479]
Мой Казахстан [238]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1222]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [100]
ИЗО и черчение [223]
Физическая культура [554]
Немецкий язык [55]
Технология [306]
Самопознание [416]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [44]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru