Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Известно, что не все дети одинаково успешно овладевают фонетикой, лексической, грамматической стороной речи. Но именно взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Существуют 2 типа связной речи диалог и монолог. Диалог – это беседа нескольких лиц, монолог - связная речь одного человека. Диалогическую речь дети осваивают очень быстро, так как слышат ее в повседневной жизни. Монологической речи детей нужно учить. Уже в раннем возрасте дети слышат связную речь, сначала это обращение к нему коротких реплик, а затем сказки, рассказы. В общении с детьми 1 или 1,5 лет взрослые побуждают переходить от мимики жестов к использованию доступных речевых средств, воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простые вопросы, выполнять несложные поручения, понимать слова (нельзя, можно) и правильно на них реагировать. От 1,5 до 2 лет ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослых, состоящие из 2-3 предложении, понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе, о взаимоотношениях в группе с другими детьми. Воспитатель приучает детей активно пользоваться своей речью, побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и при этом учит задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы. Рассказывать в нескольких словах о том, что видели. Речевые навыки у ребенка формируются в процессе бытового общения с взрослыми, во время игр, во время чтения художественных произведении. Взрослые к ребенку всегда должны обращаться связной речью. Воспринимая эту речь, ребенок сам вычленяет из них отдельные звуки, слова и грамматические формы. Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые слышит часто. Вот почему с ребенком нужно говорить четко, немногословно, чтобы он понимал, что данное слово служит для обозначения определенного предмета. Говорить нужно медленно, выразительно повторяя одни и те же слова в подходящий момент. Произносить слова нужно, так чтобы ребенок слышал слово и видел, как его произносят, то есть видел движение губ. Развитию грамматического строя речи на втором году жизни ребенка способствуют и специальные занятия. Например, разложив на столе картинки (игрушек), воспитатель учит произносить их названия. Вначале нужно следить, чтобы дети просто правильно называли игрушки, затем нужно несколько усложнить задания. «-Дай мне, машину(куклу в красном платье и т.д.) и учит говорить «- На, машину(куклу и т.д.)» К двум годам нужно учить детей пользоваться конструкцией: обращение + глагол, в винительном падеже. Нужно проводить занятия в виде игры: воспитатель прячет игрушку, затем показывает и называет что за игрушка. Эти действия должны сопровождаться (растерянностью, огорчением, когда нет игрушки и т.д.). Знакомя детей на занятии с величинами, воспитатель вводит слова большой - маленький, больше - меньше, узкий - длинный и т.д. При проведении занятии по сравнению величин желательно пользоваться уменьшительными суффиксами в именах существительных: машина – машинка, медведь большой – медвежонок маленький. В этом возрасте важно приучать детей к различению цветов и их называнию соответствующими словами. Но прежде, чем вводить слова прилагательные вместе с определенным словом в предложения, нужно провести попутные наблюдения предметов. После этого ребенку легче составлять предложения. Много в развитии наблюдательности, следовательно, мышления и речи дает прогулка. Вот почему на прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явления, а так же вызывать на разговор. Развитию речи ребенка способствует и показ картинок, на которых изображены знакомые предметы. Рассматривание картинок нужно, всегда сопровождать вопросами: «Что это? Что делают?», побуждать детей говорить. Пользуясь картинкой, можно научить детей произносить предложения. В целях развития речи полезно читать детям небольшие стихи из книжек А.Барто, хорошо, если воспитатель, начав читать уже известное стихотворение, дает детям закончить. К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе более 300 слов. Это названия окружающих предметов, названия признаков предмета обозначающих цвет, величину. С 2 лет начинает употреблять в речи местоимения. Ребенок сам не сможет овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольной организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии речи детей. | |
Просмотров: 538 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|