Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Творческий отчет воспитателя по теме "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Мы должны заботиться о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и что особенно важно – развитие у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умение делать простейшие выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Проанализировав знания детей, я сделала следующие выводы:
1. Не все дети владеют умением осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать;
2. Слабая освоенность математической терминологии, речевого выражения действий;
3. Слабое развитие логико-математического мышления, внимания, памяти;
4. Низкий уровень интереса к математической деятельности.
На основе выводов я поставила задачи:

1. Развить познавательные способности детей, приучать к умственному труду, умению длительное время сосредотачиваться на решении познавательных задач и добиваться результата.
2. Путем индивидуальной работы повысить интерес
детей к математике, развивать математическую терминологию у детей.
3.Создать условия для самостоятельной математической деятельности: уголок занимательной математики, , настольно-печатные, игры шнуровки и развивающие игры.
4. Более тщательно проработать игровые занятия с включением логико-математических игр, а также игры, которые я придумала сама для развития имеющихся знаний и умений у детей;
5. Повысить интерес, к математической деятельности используя сказку и игры со сказочными героями
6. Проводить беседы и консультации с родителями.
Свою работу я начала с организации уголка занимательной математики. Это развивающие игры с героями сказок, игры для развития логического мышления, логические задачи, игры-шнуровки лабиринты, игры на составление целого из частей, игровой материал с пробками (развитие мелкой моторики). Все они интересны и занимательны. Играя в эти игры, дети помогают сказочным героям выполнить задания. Например: помогают Буратино подобрать ключ для замка, Гномам разложить разноцветные палочки по коробкам, Золушке собрать бусы по образцу, собрать из частей золотое яйцо для курочки Рябы, играя с лабиринтами найти сокровище и т.д.
В первые 5 лет ребёнок познает мир, на примерах взрослых, а так же игровых персонажах, то есть через сказку. Существует целое направление в области воспитания и развития детей через сказку. В связи, с чем возникла мысль посвятить свою работу именно этой теме, объясню почему.
В детском саду работа поставлена так, что сказка присутствует на многих занятиях: развитее речи, рисование, лепка. Поэтому эти занятия интересны и увлекательны. Но почему бы не сделать такими же интересными занятия по математике? В связи с этим я решила проводить занятия, по математике используя сказки.
Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику необходимо связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь. Тем более что во многих случаях математическое начало находится на самой поверхности.
Вопрос воспитателям: давайте вместе с Вами вспомним названия сказок, в которых присутствуют числа.
Например: « Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Два Мороза», «Три поросенка», «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Три Ивана», «Три богатыря» и т.д.
Народные сказки - это бесценный помощник в обучении детей математике. В любой из них содержится всевозможные математические ситуации. Например «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка», помогут запомнить не только порядковый счёт, но и основы арифметики (присчитывание по единицы).

Умело, подбирая сказки и занимательные истории, игры можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен.
Конечно, сказка есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Беседуя с родителями, я поняла, что, к сожалению, сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор и интернет, они прочно вошли в нашу жизнь, читать детям стали значительно меньше. Ребёнок чаще сидит у экрана, а не с книгой в руках. Для родителей подготовила консультации «Почитай мне сказку мама», «Авторская сказка и развивающие игры В.В. Воскобовича». Поэтому поводу стараюсь читать детям как можно больше сказок (в тихий час, в вечернее время и конечно же по желанию детей) После чтения и беседы, уже знакомую сказку дети показывают при помощи кукольного, настольного театра, в виде инсценировки и каждый раз мы превращаем сказку в занимательную математику (Назови сколько героев? Назови соседей слева и справа. Сколько было и сколько стало? и т.д)
Когда у детей складывалось целостное представление о сказке как о литературном произведении, я наполняла её математическим содержанием, старалась, чтобы задания, задачи, загадки, стихи, физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё. Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их. Учитываю возрастные особенности детей. Использую несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки через них решаются математические задачи, такие как:
- цвет;
- форма;
- величина;
- назначение;
- ориентировка в пространстве и времени;
- совершенствование навыков счёта;
- моделирование и т.д. удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.
На закрепление знаний геометрических фигур, например сказка «Колобок»:
Бабка - большой красный треугольник
Дед - большой синий прямоугольник
Колобок - жёлтый маленький круг
Заяц - голубой маленький овал
Волк - фиолетовый средний прямоугольник
Медведь - коричневый большой квадрат
Лиса - жёлтый средний треугольник
Дети выбирают своих героев (на геометрических фигурах рисуют лица, мордочки, каждый ребёнок включает своё воображение, я помогаю детям, которые затрудняются выполнить задание). После того как все герои из геометрических фигур готовы, показываем сказу «Колобок». В конце закрепляем счёта, знания о форме, цвете, величине (Бабка больше чем лиса, поэтому взяли большой треугольник и т.д).

По ходу сюжета народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ним.
А на «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственным участниками сказки. Да ещё какими! Самыми умными, самыми сообразительными, самыми наблюдательными. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!
Завершается занятие неизменно на веселой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Нередко сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, медали, смайлики и т.д.).
Занятия проходят живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Здесь не обязательно знать, а можно подумать и разгадать секрет, догадаться. Большинство заданий на смекалку и сообразительность.
Стараюсь не давать много индивидуальной работы, допускается ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти правильный ответ, наводящими вопросами подвожу к догадке или выводу.
Конспекты наполнены логическими играми, лабиринтами, веселыми стихами и загадками. Использую красочные, необычные пособия, «волшебные мешочки», корзинки, письма от сказочных героев, камешки, ракушки, цветик-семицветик, пишем цифры и рисуем фигуры на цветном песке, геометрические фигуры на математическом планшете, учебно-игровое пособие с пробками т.д.
Эти занятия, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.
Итогом работы является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопросы:
- Как изменить;
- Сгруппировать;
- Составить;
- Отыскать
- Отгадать;
- Раскрыть секрет.
Дети учатся логически мыслить, а процесс обучения становится интересным и совсем не трудным. А также с удовольствием принимают участие в Международных конкурсах ПОНИ, «Үркер» ведь здесь их тоже ждёт встреча со сказочными героями. Наблюдая, я заметила, что обыгрывая, сказочные персонажи, дети более увлечены заданием, повышается интерес, внимание. Отсюда следует, что материал усваивается лучше.

Работая в этом направлении, я старалась, чтобы сказка помогла малышу получить первые математические представления, в конечном счёте, подготовить детей к математической деятельности в дальнейшей жизни.
Категория: Дошколенок | Добавил: mishkina_i_n (2016-02-15) | Автор: Мишкина Ирина Николаевна E
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 4:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru