Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Творческий отчет воспитателя по теме "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Мы должны заботиться о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и что особенно важно – развитие у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умение делать простейшие выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
Проанализировав знания детей, я сделала следующие выводы:
1. Не все дети владеют умением осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать;
2. Слабая освоенность математической терминологии, речевого выражения действий;
3. Слабое развитие логико-математического мышления, внимания, памяти;
4. Низкий уровень интереса к математической деятельности.
На основе выводов я поставила задачи:

1. Развить познавательные способности детей, приучать к умственному труду, умению длительное время сосредотачиваться на решении познавательных задач и добиваться результата.
2. Путем индивидуальной работы повысить интерес
детей к математике, развивать математическую терминологию у детей.
3.Создать условия для самостоятельной математической деятельности: уголок занимательной математики, , настольно-печатные, игры шнуровки и развивающие игры.
4. Более тщательно проработать игровые занятия с включением логико-математических игр, а также игры, которые я придумала сама для развития имеющихся знаний и умений у детей;
5. Повысить интерес, к математической деятельности используя сказку и игры со сказочными героями
6. Проводить беседы и консультации с родителями.
Свою работу я начала с организации уголка занимательной математики. Это развивающие игры с героями сказок, игры для развития логического мышления, логические задачи, игры-шнуровки лабиринты, игры на составление целого из частей, игровой материал с пробками (развитие мелкой моторики). Все они интересны и занимательны. Играя в эти игры, дети помогают сказочным героям выполнить задания. Например: помогают Буратино подобрать ключ для замка, Гномам разложить разноцветные палочки по коробкам, Золушке собрать бусы по образцу, собрать из частей золотое яйцо для курочки Рябы, играя с лабиринтами найти сокровище и т.д.
В первые 5 лет ребёнок познает мир, на примерах взрослых, а так же игровых персонажах, то есть через сказку. Существует целое направление в области воспитания и развития детей через сказку. В связи, с чем возникла мысль посвятить свою работу именно этой теме, объясню почему.
В детском саду работа поставлена так, что сказка присутствует на многих занятиях: развитее речи, рисование, лепка. Поэтому эти занятия интересны и увлекательны. Но почему бы не сделать такими же интересными занятия по математике? В связи с этим я решила проводить занятия, по математике используя сказки.
Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику необходимо связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь. Тем более что во многих случаях математическое начало находится на самой поверхности.
Вопрос воспитателям: давайте вместе с Вами вспомним названия сказок, в которых присутствуют числа.
Например: « Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Два Мороза», «Три поросенка», «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Три Ивана», «Три богатыря» и т.д.
Народные сказки - это бесценный помощник в обучении детей математике. В любой из них содержится всевозможные математические ситуации. Например «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка», помогут запомнить не только порядковый счёт, но и основы арифметики (присчитывание по единицы).

Умело, подбирая сказки и занимательные истории, игры можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен.
Конечно, сказка есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Беседуя с родителями, я поняла, что, к сожалению, сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор и интернет, они прочно вошли в нашу жизнь, читать детям стали значительно меньше. Ребёнок чаще сидит у экрана, а не с книгой в руках. Для родителей подготовила консультации «Почитай мне сказку мама», «Авторская сказка и развивающие игры В.В. Воскобовича». Поэтому поводу стараюсь читать детям как можно больше сказок (в тихий час, в вечернее время и конечно же по желанию детей) После чтения и беседы, уже знакомую сказку дети показывают при помощи кукольного, настольного театра, в виде инсценировки и каждый раз мы превращаем сказку в занимательную математику (Назови сколько героев? Назови соседей слева и справа. Сколько было и сколько стало? и т.д)
Когда у детей складывалось целостное представление о сказке как о литературном произведении, я наполняла её математическим содержанием, старалась, чтобы задания, задачи, загадки, стихи, физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё. Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их. Учитываю возрастные особенности детей. Использую несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки через них решаются математические задачи, такие как:
- цвет;
- форма;
- величина;
- назначение;
- ориентировка в пространстве и времени;
- совершенствование навыков счёта;
- моделирование и т.д. удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.
На закрепление знаний геометрических фигур, например сказка «Колобок»:
Бабка - большой красный треугольник
Дед - большой синий прямоугольник
Колобок - жёлтый маленький круг
Заяц - голубой маленький овал
Волк - фиолетовый средний прямоугольник
Медведь - коричневый большой квадрат
Лиса - жёлтый средний треугольник
Дети выбирают своих героев (на геометрических фигурах рисуют лица, мордочки, каждый ребёнок включает своё воображение, я помогаю детям, которые затрудняются выполнить задание). После того как все герои из геометрических фигур готовы, показываем сказу «Колобок». В конце закрепляем счёта, знания о форме, цвете, величине (Бабка больше чем лиса, поэтому взяли большой треугольник и т.д).

По ходу сюжета народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ним.
А на «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственным участниками сказки. Да ещё какими! Самыми умными, самыми сообразительными, самыми наблюдательными. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!
Завершается занятие неизменно на веселой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Нередко сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, медали, смайлики и т.д.).
Занятия проходят живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Здесь не обязательно знать, а можно подумать и разгадать секрет, догадаться. Большинство заданий на смекалку и сообразительность.
Стараюсь не давать много индивидуальной работы, допускается ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти правильный ответ, наводящими вопросами подвожу к догадке или выводу.
Конспекты наполнены логическими играми, лабиринтами, веселыми стихами и загадками. Использую красочные, необычные пособия, «волшебные мешочки», корзинки, письма от сказочных героев, камешки, ракушки, цветик-семицветик, пишем цифры и рисуем фигуры на цветном песке, геометрические фигуры на математическом планшете, учебно-игровое пособие с пробками т.д.
Эти занятия, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.
Итогом работы является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопросы:
- Как изменить;
- Сгруппировать;
- Составить;
- Отыскать
- Отгадать;
- Раскрыть секрет.
Дети учатся логически мыслить, а процесс обучения становится интересным и совсем не трудным. А также с удовольствием принимают участие в Международных конкурсах ПОНИ, «Үркер» ведь здесь их тоже ждёт встреча со сказочными героями. Наблюдая, я заметила, что обыгрывая, сказочные персонажи, дети более увлечены заданием, повышается интерес, внимание. Отсюда следует, что материал усваивается лучше.

Работая в этом направлении, я старалась, чтобы сказка помогла малышу получить первые математические представления, в конечном счёте, подготовить детей к математической деятельности в дальнейшей жизни.
Категория: Дошколенок | Добавил: mishkina_i_n (2016-02-15) | Автор: Мишкина Ирина Николаевна E
Просмотров: 2484 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 9:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru