Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Мы должны заботиться о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и что особенно важно – развитие у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умение делать простейшие выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи. Проанализировав знания детей, я сделала следующие выводы: 1. Не все дети владеют умением осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать; 2. Слабая освоенность математической терминологии, речевого выражения действий; 3. Слабое развитие логико-математического мышления, внимания, памяти; 4. Низкий уровень интереса к математической деятельности. На основе выводов я поставила задачи: 1. Развить познавательные способности детей, приучать к умственному труду, умению длительное время сосредотачиваться на решении познавательных задач и добиваться результата. 2. Путем индивидуальной работы повысить интерес детей к математике, развивать математическую терминологию у детей. 3.Создать условия для самостоятельной математической деятельности: уголок занимательной математики, , настольно-печатные, игры шнуровки и развивающие игры. 4. Более тщательно проработать игровые занятия с включением логико-математических игр, а также игры, которые я придумала сама для развития имеющихся знаний и умений у детей; 5. Повысить интерес, к математической деятельности используя сказку и игры со сказочными героями 6. Проводить беседы и консультации с родителями. Свою работу я начала с организации уголка занимательной математики. Это развивающие игры с героями сказок, игры для развития логического мышления, логические задачи, игры-шнуровки лабиринты, игры на составление целого из частей, игровой материал с пробками (развитие мелкой моторики). Все они интересны и занимательны. Играя в эти игры, дети помогают сказочным героям выполнить задания. Например: помогают Буратино подобрать ключ для замка, Гномам разложить разноцветные палочки по коробкам, Золушке собрать бусы по образцу, собрать из частей золотое яйцо для курочки Рябы, играя с лабиринтами найти сокровище и т.д. В первые 5 лет ребёнок познает мир, на примерах взрослых, а так же игровых персонажах, то есть через сказку. Существует целое направление в области воспитания и развития детей через сказку. В связи, с чем возникла мысль посвятить свою работу именно этой теме, объясню почему. В детском саду работа поставлена так, что сказка присутствует на многих занятиях: развитее речи, рисование, лепка. Поэтому эти занятия интересны и увлекательны. Но почему бы не сделать такими же интересными занятия по математике? В связи с этим я решила проводить занятия, по математике используя сказки. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику необходимо связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь. Тем более что во многих случаях математическое начало находится на самой поверхности. Вопрос воспитателям: давайте вместе с Вами вспомним названия сказок, в которых присутствуют числа. Например: « Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Два Мороза», «Три поросенка», «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Три Ивана», «Три богатыря» и т.д. Народные сказки - это бесценный помощник в обучении детей математике. В любой из них содержится всевозможные математические ситуации. Например «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка», помогут запомнить не только порядковый счёт, но и основы арифметики (присчитывание по единицы). Умело, подбирая сказки и занимательные истории, игры можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен. Конечно, сказка есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Беседуя с родителями, я поняла, что, к сожалению, сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор и интернет, они прочно вошли в нашу жизнь, читать детям стали значительно меньше. Ребёнок чаще сидит у экрана, а не с книгой в руках. Для родителей подготовила консультации «Почитай мне сказку мама», «Авторская сказка и развивающие игры В.В. Воскобовича». Поэтому поводу стараюсь читать детям как можно больше сказок (в тихий час, в вечернее время и конечно же по желанию детей) После чтения и беседы, уже знакомую сказку дети показывают при помощи кукольного, настольного театра, в виде инсценировки и каждый раз мы превращаем сказку в занимательную математику (Назови сколько героев? Назови соседей слева и справа. Сколько было и сколько стало? и т.д) Когда у детей складывалось целостное представление о сказке как о литературном произведении, я наполняла её математическим содержанием, старалась, чтобы задания, задачи, загадки, стихи, физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё. Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их. Учитываю возрастные особенности детей. Использую несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки через них решаются математические задачи, такие как: - цвет; - форма; - величина; - назначение; - ориентировка в пространстве и времени; - совершенствование навыков счёта; - моделирование и т.д. удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты. На закрепление знаний геометрических фигур, например сказка «Колобок»: Бабка - большой красный треугольник Дед - большой синий прямоугольник Колобок - жёлтый маленький круг Заяц - голубой маленький овал Волк - фиолетовый средний прямоугольник Медведь - коричневый большой квадрат Лиса - жёлтый средний треугольник Дети выбирают своих героев (на геометрических фигурах рисуют лица, мордочки, каждый ребёнок включает своё воображение, я помогаю детям, которые затрудняются выполнить задание). После того как все герои из геометрических фигур готовы, показываем сказу «Колобок». В конце закрепляем счёта, знания о форме, цвете, величине (Бабка больше чем лиса, поэтому взяли большой треугольник и т.д). По ходу сюжета народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ним. А на «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственным участниками сказки. Да ещё какими! Самыми умными, самыми сообразительными, самыми наблюдательными. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый! Завершается занятие неизменно на веселой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Нередко сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, медали, смайлики и т.д.). Занятия проходят живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Здесь не обязательно знать, а можно подумать и разгадать секрет, догадаться. Большинство заданий на смекалку и сообразительность. Стараюсь не давать много индивидуальной работы, допускается ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти правильный ответ, наводящими вопросами подвожу к догадке или выводу. Конспекты наполнены логическими играми, лабиринтами, веселыми стихами и загадками. Использую красочные, необычные пособия, «волшебные мешочки», корзинки, письма от сказочных героев, камешки, ракушки, цветик-семицветик, пишем цифры и рисуем фигуры на цветном песке, геометрические фигуры на математическом планшете, учебно-игровое пособие с пробками т.д. Эти занятия, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи. Итогом работы является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопросы: - Как изменить; - Сгруппировать; - Составить; - Отыскать - Отгадать; - Раскрыть секрет. Дети учатся логически мыслить, а процесс обучения становится интересным и совсем не трудным. А также с удовольствием принимают участие в Международных конкурсах ПОНИ, «Үркер» ведь здесь их тоже ждёт встреча со сказочными героями. Наблюдая, я заметила, что обыгрывая, сказочные персонажи, дети более увлечены заданием, повышается интерес, внимание. Отсюда следует, что материал усваивается лучше. Работая в этом направлении, я старалась, чтобы сказка помогла малышу получить первые математические представления, в конечном счёте, подготовить детей к математической деятельности в дальнейшей жизни. | |
Просмотров: 2484 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|