Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«использование методики Глена Домана в познавательном развитии дошкольников"
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА
В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Глен Доман- американский врач, который занимается несколько десятилетий лечением детей, имеющий определенную патологию развития мозговой деятельности. Он разработал уникальные методики, помогающие детям с поврежденным мозгом восстановить нарушенные функции, по возможности догнать и даже обойти в развитии своих сверстников.
Глен Доман и его открытия имеют значения не только для медицины. Его открытия, касающиеся возможностей человеческого мозга, произвели и своеобразную революцию в педагогике. Методика развития детей, страдающих нарушением мозговой деятельности Домана, оказалось полезной и необходимой и здоровым детям.
Философия Глена Домана
Мозг человека развивается тогда когда работает.
Чем интенсивнее работа мозга, тем лучше результат.
Мозг формируется в первые годы жизни, поэтому занятия эффективнее именно в этот период.
Методика обучения по Глену Доману
Девиз: Воспитать гения
Принцип: развитие с самого рождения.
1ступень - интенсивное формирование мозга через раннее движение, ползание, сидение. Используя специальные треки и упражнения динамической гимнастики.
2 ступень: обеспечение высокого интеллекта через активное обучение в течении первых 3лет жизни ребёнка. Используя карточки «байты информации»
Результат методики: ребёнок физически хорошо развит, эрудирован, обладает фотографической памятью.
Глен Доман выделяет следующие тезисы своей методики:
-родители являются лучшими преподавателями для своего ребенка;
-маленькие дети имеют наибольшую способность к обучению, по сравнению с остальными;
-обучение представляет собой игру, которую стоит прекращать раньше, чем ребенок устанет;
-нет необходимости проверять своего ребенка;
-любознательность всегда поддерживается новизной и быстротой;
-человеческий мозг только тогда развивается, когда его используют, а также и растет благодаря использованию и завершается фактически к 6 годам.
На основе своих исследований Глен Доман сделал вывод, что каждый ребенок от рождения награждается удивительным интеллектуальным потенциалом. А задачей взрослого заключается лишь в том, чтобы помочь реализовать этот потенциал. Это значит:
"не сделать ребенка гением, а дать неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей".
Глен Доман убежден, в основе любого умения или учения, а также и любой профессии лежат факты. Именно они и составляют базу, на которой и будет строиться знание. Ведь без фактов и нет знаний, т.е. факты - основа знаний, знания - базис интеллекта. Отличительной особенностью всех трудов Домана является то, что он много уделяет внимание познавательным функциям мозга, а именно его способности запоминать факты.
Глен Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, но все-таки превосходство признает за человеком. Полезные факты в системе координат автора называются битами информации. А усвоение ребенком данных бит и является прямым путем к развитию интеллекта. А дети все новое впитывают максимально легко и огромной скоростью. Поэтому не стоит засорять мозг ребенка путанной и неточной информацией. На этом и построены основные принципы методики развития детей Глена Домана.
Целью занятий по методике автора является то, что нужно познакомить детей с тысячами точных, ясных, интересных фактов. А все эти факты, как компьютерная программа, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. К примеру, раздел «Литература», категория «Детские писатели», биты «портреты писателей», или - раздел "Биология", категория "Насекомые", биты "фотографии насекомых». Изображения всех необходимых бит информации должны быть непременно наклеены на картонные карточки. Оптимальным вариантом для ребенка будет, если родители начнут знакомить его с теми фактами, которые так или иначе соприкасаются с жизнью ребенка или встречаются в сказках, играх, песнях. Например, ребенку можно показать карточки с предметами обихода, овощами, фруктами, домашними и дикими животными и так далее. Очень полезными для малыша будет карточки на которых изображено. что именно делают дети (играет, сидит, плачет, спит, кушает). Кроме того можно также и смастерить серию карточек, где будут нанесены представители различных профессий: врач, педагог, шофер, клоун и т.п. Все это будет способствовать не только расширению кругозора у ребенка, но и будет развивать его речь.
Автор данной методики развития детей среди многих областей знаний приоритет отдает математике и чтению. Глен Доман считает, что именно эти области больше всего оказывают влияние на интеллектуальное развитие ребенка.
Учимся читать
Именно чтение является первым «китом» методики раннего развития детей Домана. По его мнению, обучение чтению в самом раннем возрасте дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. Методика автора основывается на механическом запоминании слов, написанных красными большими буквами. Их также стоит по много раз в день показывать ребенку. В результате чего, малыш «перепрыгивает» буквенно-звуковой этап и учится сразу читать целые слова.
Кроме того Глен Доман выделяет еще два «кита», от которых зависит рост ума и одаренности: обучение математике и передача энциклопедических знаний ребенку о мире (включая музыку, иностранные языки, историю, географию).
Математика
Последовательность обучения счету, по методике Домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:
Первый этап - освоение понятия "количество".
Второй этап – уравнения.
Третий этап - решение задач.
Четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
Пятый этап - цифровые уравнения.
Автор считает, что если ребенка учить фактическому материалу в математике, то он откроет для себя такие математические правила как сложение, умножение, деление, вычитание. Ведь фактами, на которых основывается математика – это числа (1,2,3,4,5,6 и так далее). Таким образом, Доман делает вывод, что математические способности являются также неотъемлемой функцией мозга человека. Автор предлагает уйти от абстрактных чисел, а заменить их определенным количеством точек, т.е. ребенку показывается все те же карточки, но на них изображены точки от одной до бесконечности и ему проговаривается количество точек на карточке. Поочередно показывают карточки, быстро и регулярно по пять штук, и называют громко их количество. У малыша это постепенно развивает способность на «глаз» определять количество точек и без их подсчета. Далее после изучения первых 20 цифр можно переходить к примерам.
Глен Доман утверждает, что если с достаточной интенсивностью и регулярностью показывать ребенку карточки с точками от одной до бесконечности, то малыш научится с ходу определять и предметное количество, не пересчитывая их. А это в свою очередь, поможет малышу выполнять в уме арифметические действия уже с большими числами. Автор объясняет, что ребенок должен сначала четко понять, что такое количество, и только когда он сможет реально представлять, что значит шесть груш или восемь кошек, то его тогда следует и знакомить с цифрами.
Энциклопедические знания
Для знакомства с общими энциклопедическими знаниями ребенку демонстрируют карточки с рисунками животных, людей, предметов, фотографиями и т.п.
Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики Г. Домана:
1. Отчетливо видны все детали.
2. Изображен только один предмет.
3. У него должно иметься специальное название.
4. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.
5. Карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.
6. Карточка должна быть чистой.
Все человеческие знания условно подразделены на 10 отраслей (биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, прикладные науки, языки и литература). Все разделы в свою очередь делятся на категории. Например, для биологии категориями являются рыбы, птицы, деревья и т.п. Каждая категория содержит в себе множество элементов.
Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией.
Например.
1. Апельсин
2. Плод апельсинового дерева
3. Апельсин относится к семейству рутовые, подсемейству Цитрусовые
4. Родина Апельсина - Китай
5. Апельсин - это гибрид, полученный в древности, смешением мандарина с помелом.
6. Сейчас растет по всему побережью Средиземного моря, атак же в Центральной Америке.
Методика развития детей Глена Домана позволяет усваивать достаточно большой объем знаний информации при этом абсолютно неназойливо со стороны взрослого. Ребёнок привыкает постоянно тянуться к чему-то новому, к более свежим «битам информации».
Когда читаешь книги Глена Домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво. Однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты.
Изучив, все плюсы и минусы этой методики мы решили взять лучшие и использовать его в работе.
В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и людях, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми, поэтому мы разработали карты-биты по разным лексическим темам. Стали их использовать на занятиях, а также в организованной свободной деятельности. По методике Глена Домана обучение идёт с самого раннего возраста до 3 лет, но использование карт –бит с детьми более старшего возраста показало положительные результаты. Глен Доман не рекомендует давать ребёнку в руки карточки, показ длиться всего 20 секунд. Мы же наоборот предлагаем детям взаимодействовать с карточками и даём возможность рассмотреть объект более детально. Создаём игровые ситуации и предлагаем дидактические игры типа «Лото» или «Домино» где дети классифицируют предметы по определённому признаку, находят лишний предмет, составляют логические цепочки. Игры могут быть самые разные и основываться на каком то, определённом разделе, но можно и объединить разные.
Наряду с предлагаемой методикой знакомство с количеством и цифрой по Глену Доману, мы используем игру «Домики», которая помогает ребёнку зрительно запомнить количественный состав чисел. Такие «домики» развешиваются в игровой комнате, и ребёнок в непринуждённой обстановке зрительно запоминает их.
При обучении детей различным сюжетно-ролевым играм ребёнку трудно запоминать новые слова, а карточки позволяют подключить наглядно-образную память ребёнка в форме зрительных, слуховых и осязательных представлений. Карточки-биты находятся вместе с атрибутами для определённых игр. Педагог направляет процесс игры и незаметно для детей активизирует использование карт-бит. Постепенно дети их используют самостоятельно по желанию.
В нашем саду применяется музейная педагогика. Использование карт –бит в разных мини-музеях, даёт возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду. Они помогают детям активизировать и расширять словарный запас.
При знакомстве с предметными объектами, предлагаем биты не только где изображён сам объект, но и их качественные характеристики. Дети с лёгкостью запоминают в большом объёме прилагательные, глаголы, которые начинают использовать в речи.
Результаты использования карт- бит показали действительно прогресс в усвоение детьми достаточно большой объем знаний информации.
Познавательные интересы развиваются на основе знаний. Карты –биты - это прекрасная возможность познакомить ребенка с окружающим миром, увеличить его словарный запас, способствующие усвоению знаний и являются побудительной силой к их приобретению.
Каждый ребенок - это индивидуальность. Наша задача, не напрягать, ребенка сделать так, чтобы ему играть в карточки Домана было интересно. Именно играть, а не настаивать на обучении и запоминании.
Майорова С.А
г. Павлодар д/с №51
Категория: Дошколенок | Добавил: maiorovasv (2016-03-03) | Автор: Майорова Светлана E
Просмотров: 156 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 3:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru