Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

«Развитие логики и интеллекта детей младшего дошкольного возраста в организации учебной деятельности»
Основная цель обучения детей дошкольного возраста – это его развитие. Под развитием мы понимаем психические и физические изменения в его организме, а с точки зрения обучения и развития, то мы понимаем развитие умственное, интеллектуальное. В любом ребёнке с рождения заложены способности, которые даны каждому человеку природой.
Дети способны легко воспринимать всё новое и впитывают любую информацию, как губки. Человеческий мозг развивается не только с возрастом, но и при активной работе.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать
в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Давайте рассмотрим, что такое интеллект и логика по-сути:
Интеллект - это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации.
Логика – это, прежде всего, наука, наука о мышлении. Искусство рассуждать с целью последовательного решения той или иной задачи. Главная задача логики – определить, как прийти к выводу путем правильного рассуждения.
Логика является одной из наук, изучающих формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности (ср. со стандартным определением: логика — наука о законах (формального) мышления).
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития.
Развитие интеллекта предопределяет и наследственность, и развитие психических функций. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности, как память, восприятие, мышление, речь, внимание, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности, способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки и умножать знания. Чем лучше память и мышление, тем выше интеллект.
ИНТЕЛЛЕКТ СОСТОИТ ИЗ:
ЛЮБОПЫТСТВА — интереса к познанию действительности;
ГЛУБИНЫ УМА — способности выделять главное и второстепенное, отделяя необходимое от случайного;
ГИБКОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ УМА — способности широко использовать имеющийся опыт, преодолевать шаблонность мышления;
ЛОГИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ — способности соблюдения строгой последовательности рассуждений с учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте и возможных его взаимосвязей;
КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ — способности оценки результатов деятельности;
ШИРОТЫ МЫШЛЕНИЯ — всесторонний охват и рассмотрение объекта или ситуации в зависимости от поставленной задачи.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности.
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез – можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.
Игры: «Сложи фигуру», «Дострой домик» и др.
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.
Классификация включает 2 логических действия:
1. выделение общего признака – основание классификации;
2. деление на классы по основанию классификации.
Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

Первоначально интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта. В раннем возрасте стремительно развиваются основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление. При этом именно восприятие является в этом возрасте основной познавательной функцией. С его помощью ребенок овладевает такими понятиями, как размер, цвет, форма, назначение предметов. В это время дети учатся узнавать предметы, соотносить предмет с изображением на картинке, узнают назначение окружающих их вещей.
В этом возрасте ребенок владеет огромным потенциалом, активно развиваются его познавательные способности. Ребенок учится понимать значения вопросов и соотносить их с предметами и явлениями окружающей среды, проявляет инициативу и самостоятельность во время выполнения заданий.
Для каждой организованной учебной деятельности продумываем игровую мотивацию с целью, вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом учитываем следующие условия:
1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;
2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;
3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы;
4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным;
5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него;
6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников;
7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.
Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников.
Итак, что же должен уметь ребенок в возрасте 3 – 4 лет?
-Складывать по образцу несложные сооружения из конструктора.
-Распознавать и правильно называть основные цвета.
-Находить схожесть и отличия между двумя предметами или рисунками.
-Решать простые логические задачи и из трех предметов выбирать нужный.
-Отвечать на вопросы: «Зачем нужна ручка на сумке? Что нужно сделать, чтобы суп был соленым?» и т.д.
-Находить ошибки и несоответствия на рисунках.
-Находить пару предмету, объяснять, какая между ними связь.
-Раскладывать от 4 до 6 предметов по порядку; знать, что было вначале, а что – потом.
-Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 увиденных предметов, содержание сюжетного рисунка.
Учитывая обучающую функцию занятий, мы предпочитаем тематическое планирование. Каждая неделя несет информационный материал по каждой теме («одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации.
Работа на занятиях в первую неделю планируется следующим образом:
1. Познавательное развитие – вносится:
- 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций – подробный анализ);
- или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки – здесь будет проведена активная работа по обучению детей операции сравнения.

То же происходит на занятии по конструированию. Здесь можно использовать предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берется перед самостоятельным выполнением задания (что мы будем делать сначала? что потом?). Можно составить вместе с детьми схему – опору последовательности их действий.
В ходе занятий используются следующие игровые приемы:
1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом).

Для формирования логического мышления, развития и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение я использовала такие практические задания:
-Поиск лишнего предмета, который не обладает признаками общей группы (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).
-Повтор чередования предметов или ритма звуков.
-Продолжение в определенном порядке, последовательности предметов имеющих различные признаки:
круг, квадрат, круг, квадрат, или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик.
После выполнения этих заданий, дети переходили к более сложному варианту - определяли, какой фигуры не хватает в ряду, начиная с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание.
Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.
1) - «Найди все фигуры как эта по цвету (размеру, форме)»;
- «Найди не такую фигуру как эта по цвету (размеру, форме)»;
2) - «Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме (по форме и
размеру, размеру и цвету)»;
3)- «Найдите не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по форме и
размеру и т.п.)»;
4)- «Найдите такие же фигуры по цвету, но другой формы, или такие же по форме, но другого цвета».

В игре «Второй ряд» детям предлагалось выложить в ряд 5 — 6 любых
фигур. Построить под ними второй ряд, но такой, чтобы под каждой фигурой
верхнего ряда оказалась фигура другой формы (размера, цвета); или такой же
формы (цвета, размера) и т.п.
Можно предложить разделить по-другому: чтобы у мишки оказались все крупные, чтобы у зайки оказались все толстые.
После этого усложняются игровые правила:
Разделите все фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все
квадратные.
У мишки оказались все треугольные, а у зайки все большие.
У мишки оказались все некруглые, а у зайки все желтые.
Видя, что дети хорошо справляются с данными заданиями можно еще усложнить: «Раздели фигуры»
Какие фигуры достались мишке? (круглые, не желтые, маленькие).
Какие фигуры получил зайка? (желтые, маленькие, не круглые).
- Какие достались сразу и мишке и зайчику? (круглые, желтые,
маленькие) и т.п.
- Какие оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые).

Важно помнить о том, что развитие мышления у детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается перенасыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке. Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми. В любом ребёнке с рождения заложены способности, которые даны каждому человеку природой. Если мы правильно будем их развивать, то у детей будут проявляться способности. Но и здесь необходимо не опоздать с формированием этой базы будущего дара. Разовьет свои способности маленький человечек или загубит их, зависит в основном от воспитания родителей и педагогов. В любом ребенке можно вырастить талант! Дети способны легко воспринимать всё новое и впитывают любую информацию, как губки. Человеческий мозг развивается не только с возрастом, но и при активной работе.
Для ребенка игра – это не только жизнь, но и большая умственная работа, благодаря которой развивается логика, интеллект, речь; формируются организованность и самостоятельность, а также происходит процесс социализации, так необходимый ребенку для гармоничного сосуществования с окружающим его огромным и прекрасным миром.
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности »
В.А.Сухомлинский.
Категория: Дошколенок | Добавил: talyasik-1962 (2016-03-03) | Автор: Галанина Елена Владимировна E
Просмотров: 288 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 1:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru