Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром "Песочная планета"
Наименование ГККП «Ясли – сад № 3»
Ф.И.О.: Курлиутова Наталья Егоровна
Должность: воспитатель
Стаж работы: 25 лет
Категория: 1
Тема: «Песочная планета»
Возрастная группа: старшая
Цель: Знакомство с основными свойствами сухого и влажного песка.
Задачи:
1. Формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
3. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости и самостоятельности.
4. Способствовать формированию у детей знания об окружающем мире.
5. Привить первоначальные навыки проблемно-исследовательской деятельности, познавательной активности.
6. Повысить уровень речевой активности и обогатить словарь.
7. Воспитывать у детей желание взаимопомощи, выполнять задание совместно с другими детьми.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о песчаных пустынях, о том кто живет в песчаных пустынях, о том кому песок нужен для жизни.
2. Рассматривание картин и иллюстраций «Пустыня и его обитатели».
3. Наблюдение за песком и игры с песком на прогулке.
4. Изготовление с детьми оборудования для проведения опыта – воронка.
Словарная работа: сыпучий, воронка, лупа, лаборатория, исследование.
Оборудование: мешочек с песком, карта проведения исследования, схемы-заменители, мнемотаблица «Песочная планета», игрушечные весы, 2 емкости с сухим песком, лейки с водой, салфетки, поддоны с влажным песком, белые листы бумаги, лупы, пластмассовые ложки, банки с сухим песком, коктейльные трубочки, бумажные воронки, клеенки на столы, маркеры, атрибуты – головные уборы, наборы для игры с песком.
Билингвальный компонент: кұм – песок, дымқыл - влажный, құрғақ –сухой, женіл-легкий, ауыр- тяжелый.
Ход занятия:
Круг радости!
Воспитатель:
- Добрый день, ребята! Давайте сделаем большой круг, представим, что мы - одна дружная семья, и скажем:
Мир, мир, мир везде! (руки разводим в стороны)
Мир в тебе и мир во мне (руки вперед, и затем к груди)
Мир, мир, мир везде! (руки разводим в стороны)
Мир всегда в моей семье! (руки к груди)

Воспитатель: Дети к нам на факс детского сада пришло сообщение от жителей «Неизвестной планеты». Они сообщают о том, что в нашей галактике родилась новая планета. Вся ее поверхность покрыта, каким то веществом. Жители новой планеты не знают что это за вещество, как его можно использовать, что из него можно сделать? Они не знают, как жить на этой планете? Инопланетяне прислали образец вещества, которым покрыта вся поверхность планеты и просили помочь им в этом разобраться.
Ребята, поможем жителям неизвестной планеты? (ответ детей)
Воспитатель: для начала мы должны отгадать, что за вещество покрывает планету.
Загадка о песке:
Он очень, нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.
Дети: песок.
Воспитатель открывает мешочек и высыпает песок на листы бумаги.
Воспитатель: Вы отгадали правильно, а на казахском языке песок – кұм. Давайте, повторим. А какое название можно дать планете, которая состоит из песка?
Дети: Песочная планета
Воспитатель: Хорошо, так и назовем эту планету. Для того, чтобы помочь инопланетянам, нам надо исследовать песок, то есть провести наблюдения за песком. Все наши результаты будем записывать в карту наблюдений
(см. Приложение 1).
По окончании исследования карту отправим по факсу на новую планету.
Исследование будем проводить в нашей групповой лаборатории, это место, где проводят опыты.
Дети надевают шапочки «ученых» и приступают к исследованиям.
Опыт №1. «Из чего состоит песок?»
Воспитатель: Посмотрите по карте, на значок опыта под цифрой 1(лупа) и определите, что это? И чем мы будем заниматься?
Дети: Это лупа - прибор с увеличительным стеклом и мы будем рассматривать.
Воспитатель: Правильно. Внимательно рассмотрите песок при помощи лупы и определите из чего он состоит (насыпав немного песка на белый лист бумаги, дети внимательно рассматривают песок под лупой).
Дети: Песок состоит из песчинок.
Воспитатель: Правильно. Найти как можно больше особенностей у песчинок.
Вывод детей: Песок состоит из песчинок. Песчинки не одинаковые по размерам (большие и маленькие); по цвету (темные, светлые); разные по форме; одни песчинки блестят, другие не блестят; встречаются прозрачные и непрозрачные песчинки.
Воспитатель дополняет вывод детей: Песчинки — это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.
Воспитатель с детьми записывают результат опыта в карту, используя схемы.
(см. Приложение 2).
Опыт № 2. «Сухой и мокрый песок».
Воспитатель: Посмотрите по карте, на значок опыта 2 (лейка) и определите, что это? И как вы думаете, что мы будем делать?
Дети: Это лейка с водой.
Воспитатель: Перед вами стоят лейки с водой и поддоны с сухим песком. В один поддон налейте воду и посмотрим, что получилось.
(дети наливают воду в сухой песок и рассматривают его под лупой).
Ответы детей: В поддон, где нет воды - песок сухой, а в поддоне, куда наливали воду – песок стал влажный.
Воспитатель: на казахском языке сухой – құрғақ, а влажный – дымқыл. Давайте, повторим названия на двух языках. Дети, а как будет – сухой песок на казахском языке? Құрғақ кұм. А влажный песок? Дымқыл кұм. Молодцы.
Вывод детей: У сухого песка песчинки отдельно друг от друга, они как бы не держаться за руки, а у влажного песка - вода скрепила песчинки, и они слипаются, как бы держат друг друга; влажный песок темнее сухого.
Воспитатель с детьми записывают результат опыта в карту, используя схемы.
(см. Приложение 3).
Опыт № 3. «Сыпучесть песка» (сухого и влажного песка)
Воспитатель: Посмотрите по карте, на значок опыта 3 (стакан с воронкой) и определите, что это? И как вы думаете, для чего он нужен?
Дети: Это стакан с воронкой. Мы будем сыпать песок.
Воспитатель: Мы возьмем ложку, воронку и проверим, как сыпется сухой и влажный песок.
Дети пересыпают вначале сухой песок в воронку и наблюдают, как он сыплется. А затем тоже самое, проделывают и с влажным песком.
Вывод детей: Сухой песок сыплется легко, потому что песчинки не скреплены между собой, а влажный песок не сыплется, потому что вода скрепила все песчинки и они прилипают друг к другу.
Воспитатель с детьми записывают результат опыта в карту, используя схемы.
(см. Приложение 4).
Физ- минутка:
Я возьму ведро, совочек,
Чтобы поиграть в песочек.
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка!
Опыт № 4 «Легкий – тяжелый»
Воспитатель: Посмотрите по карте, на значок опыта 4 (весы) и определите, что это? И как вы думаете, что мы будем делать?
Дети: Это весы, мы будем взвешивать песок.
Воспитатель: Правильно и мы будем взвешивать песок, чтобы узнать какой песок легче сухой или влажный.
Две небольшие емкости, наполненные сухим песком, ставим на весы, уравниваем вес сухого песка. Затем добавить в одну емкость с песком стакан воды (полить песок). И посмотреть, что произошло.
Дети: Мокрый песок стал тяжелее.
Воспитатель: Почему?
Дети: К весу сухого песка добавился вес воды из стакана.
Воспитатель: Правильно. На казахском языке легкий – женіл, а тяжелый – ауыр. Давайте, повторим. Дети, как будет на казахском языке легкий песок? Женіл кұм. А тяжелый песок? Ауыр кұм.
Вывод детей: Сухой песок легче, а влажный тяжелее.
Воспитатель с детьми записывают результат опыта в карту, используя схемы.
(см. Приложение 5).
Опыт № 5 «Песочный ветер»
Воспитатель: Посмотрите по карте, на значок опыта 5 (ветер) и определите, что это?
Дети: Это ветер.
Воспитатель: Мы сейчас будем выяснить, что происходит с сухим и влажным песком во время ветра.
Дети рассматривают заготовленные банки: в одной с насыпанным тонким слоем сухого песка, в другой с насыпанным тонким слоем влажного песка. Вместе со взрослым создают ветер: дуют в трубочку и наблюдают.
Воспитатель: Что происходит с сухим и влажным песком и почему?
Вывод детей: Сухой песок легко сдувается, потому что он легкий, хорошо сыплется. Влажный песок не сдувается, потому что он тяжелее и не сыплется.
Воспитатель с детьми записывают результат опыта в карту, используя схемы.
(см. Приложение 6).
Опыт № 6 «Угощение для друзей»
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам для наших друзей с другой планеты «испечь» угощение из сухого и влажного песка.
Одни дети делают фигурки из сухого песка, другие из влажного.
Воспитатель: У кого получились «угощения», а у кого не получились и почему?
Дети рассказывают и объясняют.
Вывод детей: Из влажного песка можно лепить фигурки, потому что он тяжелый и не сыплется, а из сухого нельзя, потому что он легкий, рассыпается — из него нельзя ничего построить.
Воспитатель с детьми записывают результат опыта в карту, используя схемы.
(см. Приложение 7).
Пальчиковая гимнастика: «Песочные узоры»
Ребятам предлагается нарисовать узоры пальчиками на песке.
Дети рисуют узоры под музыку.
Кто оставил на песочке
Эти разные следочки?
Наши детки тут играли
Свои узоры рисовали.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, а для чего мы сегодня с вами исследовали песок? (ответы детей).
Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданием?
Дети рассказывают, какие опыты – исследования они проводили.
Воспитатель: Дети посмотрите, вся карта заполнена, значит, мы выполнили все задания и можем рассказать все о свойствах сухого и влажного песка. (см. Приложение 8).
Дети рассказывают об основных свойствах сухого и влажного песка по карте.
Воспитатель: А еще мы расскажем жителям «Песочной планеты» о том, какие животные могут обитать на их планете, какие можно разводить растения и как можно использовать песок.
Дети рассказывают по мнемотаблице «Песок». (см. Приложение 9).
В песках могут жить: верблюды - они запасаются питательными веществами, подо¬лгу обходятся без воды; ящерицы – закапываются в песок и пережидают жару, черепахи - впадают в спячку и так пережидают самое жаркое время, панцирь черепахи имеет маскировочный окрас «под песок».
Песок используют в строительстве (его добавляют в цемент, чтобы получить прочные бетонные изделия), в изготовлении стекла, в некоторых местах есть золотоносный песок — он очень ценится, его терпеливо и долго промывают, собирая по крупицам золото.
Песок нужен художникам, и тем, кто из песка, делает художественные изделия из стекла - посуду, стеклянные скульптуры, украшения для женщин.
В некоторых странах проводятся конкурсы на лучшую скульптуру из песка.
Воспитатель: Теперь можно отправлять по факсу сообщение о результатах нашего исследования жителям «Песочной планеты».

Источник: http://Программа "Біз мектепке барамыз"
Категория: Дошколенок | Добавил: kurliutova (2016-03-13) | Автор: Курлиутова Наталья Егоровна E
Просмотров: 155 | Комментарии: 3 | Теги: экспериментирование в детском саду, воспитание, детский сад | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru