Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Введение
К.Е. Тимирязев писал, что «Люди, научившееся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню развития личности ребенка. В условиях модернизации образования ценится ребенок, развитый не только в интеллектуальной сфере, но и, прежде всего, развитый полноценно. Ребенок должен быть уравновешенным, любознательным, активным, способным найти и создать в себе потенциал для получения заинтересовавшей его информации.
У ребенка старшего дошкольного возраста формируются предпосылки учебной деятельности, где ребенок не объект обучения, а субъективный участник процесса образования. К семи годам он должен обладать рядом интегративных качеств, о которых говорят современные государственные требования. Одним из интегративных качеств детей, необходимых для успешного обучения в школе являются - любознательность, познавательная активность.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Важнейшая задача педагогов – развивать у детей познавательную активность. Как решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей? «Правильно организовать учебно-воспитательный процесс – это значит поставить такую учебную задачу, которую без эксперимента не решить» - считает известный психолог Давыдов. В процессе постоянного познания нового, экспериментирования, экскурсий, опытов, решения задач – дети выступают как исследователи, они познают скрытые связи и отношения объектов.
Важная особенность этого процесса состоит в том, что в нём имеет место две противоречивые тенденции: преобразование раскрывает перед ребёнком новые стороны и свойства объектов. А новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые, более сложные преобразования. Только на этой основе будет у ребёнка постоянный интерес к чему-то новому.
Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников
Актуальность

Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, на¬блюдать.
В. Сухомлинский
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с программой «Біз мектепке барамыз" содержание образовательной области «Познание» направлено на расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире; по развитию способности сравнивать, анализировать, обобщать, экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной поисковой деятельностью.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Мы знаем, что все дети изначально талантливы. Поэтому родителям и педагогам очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и нереализованными в будущей жизни. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Многое нужно объяснить маленькому человеку. Как научиться воспринимать и понимать увиденное перед собой? Как раскрыть и познать мир во всей его сложности, многозначности? Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности. Работая, дети становятся наблюдательными, учатся мыслить самостоятельно, находить свой вариант ответа на поставленную задачу. Несмотря на такие позитивные стороны, экспериментальная деятельность в детских садах не получила широкого распространения.
Поэтому назрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию, воспитание в детях стремления к самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программ «Зерек бала» и «Біз мектепке барамыз».
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью воспитывать в детях самостоятельной познавательной активности вне зависимости от реализуемой в детском саду программ и недостаточностью систематизации работы по детскому экспериментированию.
Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, мною была выбрана тема работы.

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

Объект: процесс развития поисково-исследовательской активности детей через экспериментирование.

Предмет: экспериментальная деятельность детей.

Цель. Развивать познавательную инициативу детей, умение сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Задачи.
• Систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование.
• Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями, о свойствах и качествах предметного мира.
• Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
• Развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
• Обеспечить переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
• Формировать социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Предполагаемые результаты: в процессе детского экспериментирования дети научатся:
- выделять проблему;
- принимать цель;
- решать проблему;
- сопоставлять различные факты;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы.

Теоретическое обоснование опыта.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как и современные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, и др.).
Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.
Н.Г. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).
В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.
Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (А. М. Матюшкин). Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» (М. И. Лисина). Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства.
Любознательность является одной из форм познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Годовикова).
В исследованиях М. И. Лисиной и ее сотрудников показано, что познавательная активность развивается в процессе взаимодействия как познавательной и коммуникативной, так и рефлексивной деятельности. В реальном процессе все указанные ступени познавательной активности представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи.
В развитии познавательной активности тесно взаимосвязаны ее интеллектуальные и личностные моменты, поскольку «процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поисковая активность, на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоения. Активность завершается актами решения проблемы, представленными в актах «понимание». Познавательные потребности и вызываемые ими виды активности развиваются как не насыщаемые, стимулирующие дальнейшее развитие познавательной активности… Основу ее развития составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника). Именно поэтому наиболее значительными ситуациями в возникновении актов познавательной активности являются ситуации познания, различных типов межличностного взаимодействия, игры» (А. М. Матюшкин).
Таким образом, познавательная активность – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Экспериментирование как средство познания окружающего мира.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Экспериментирование является одним из видов познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».
Основой детского экспериментирования являются следующие положения:
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования - манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.
После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментальная деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.
Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Принципы построения системы работы
Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы, направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.
Поэтому свою работу по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:
Принцип научности:
 предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
 содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип доступности:
 предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
 предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип систематичности и последовательности:
 обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
 предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
 формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
 предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
 обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
 основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно – экспериментальной деятельности;
 предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
 предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
 обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
 предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
 предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Новизна экспериментирования
Новизна опыта состоит в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования. Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.
Технология опыта
Стремясь создать условия для исследовательской активности детей, я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Я испытывала затруднения при проектировании занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.

Ресурсное обеспечение

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и созданы:
-уголок экспериментально-поисковой деятельности
-уголок природы
-библиотека познавательного характера
Основное оборудование и материалы:
1. Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
7. Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, водяная мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.
11. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
12. Клеенчатые передники, полотенца
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
При оборудовании центра учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Кроме перечисленного оборудования в группе собрана библиотека познавательного характера. Это и энциклопедии, и книги с описанием различных опытов.
Огромную помощь в оборудовании уголка оказали родители. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.

Мониторинг компетентности
Начиная работу по теме я провела в начале года мониторинг компетентности на основе методики «Выбор деятельности» Прохоровой Л.Н.
Мониторинг компетентности детей по теме проекта проводился в форме:
- анализа практической ситуации «Выбор деятельности» (на основе методики «Выбор деятельности» Прохоровой Л.Н.);
- проведения и анализа результатов дидактической игры «Отгадай предмет?»;
- анализа беседы (ответов на вопросы) по теме проекта.
Цель практической ситуации – исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. (Приложение №1.)
Полученные мною данные свидетельствуют, что выбирая вид деятельности, дети совсем редко отдают предпочтение экспериментированию.

Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей в группе распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (44 wacko
2 место – ИЗО деятельность (40 wacko
3 место – экспериментирование (16 wacko
Т.е. экспериментирование заняло последнее место.
Цель второй методики: выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца
Обработка результатов второй методики показала, желание познать, открыть что – то новое у детей развито очень слабо. Они не могут самостоятельно выполнять какие – либо манипуляции с предложенными предметами. Им обязательно нужна помощь воспитателя.
Цель беседы: выявить уровень знаний, умений, побуждений детей по теме проекта
Итоги мониторинга:
высокий уровень - 28 %
средний уровень - 42 %
низкий уровень - 30 %
Причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
1. Познавательный интерес неустойчивый;
2. Не всегда дети видят проблему;
3. Малоактивны в выдвижении идей;
4. Стремление к самостоятельности не выражено;
5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Таким образом, результаты мониторинга свидетельствовали о том, что у детей очень слабо развита познавательная активность и желание заниматься экспериментальной деятельностью и поэтому направление моей работы еще больше подстегнуло меня к действиям.
Апробация и практическая реализация .
Свою работу по данной теме строила по трём взаимосвязанным направлениям:
 живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
 неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет, электричество;
 человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Придерживалась следующей модели обучения детей организации экспериментирования.
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения Приемы Навыки исследовательской деятельности

Мотивация деятельности • создание развивающей среды;
• проблемные ситуации;
Устойчивый интерес
• интрига и сюрпризные моменты

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

1 этап

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы • наводящие вопросы;
• уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;
• предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов

2 этап

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент • проблемные вопросы;

• пополнение уголка новыми материалами и предметами

• приемы межличностного общения и сотрудничества


Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия
• работа воспитателя по указанию целей;

• допущение неточности в действиях воспитателя;

3 этап

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно • изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента

• разработка совместно с детьми условных графических обозначений


Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.
Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.
В целях систематизации развивающей работы по данному направлению разработала перспективный план работы с детьми по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группы (Приложение 1), который могут использовать другие педагоги в своей работе с детьми дошкольного возраста. Составила картотеку опытов и экспериментов (Приложение 2)

Методическое обеспечение
 Перспективное планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
 Картотека опытов и наблюдений
 Таблицы, картины, карточки-схемы
 Материал для взаимодействия с родителями(Приложение 4)
 Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности

Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

 Во – первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
 Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
 В – третьих, они практически безопасны.
 В – четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
• Постановка проблемы.
• Поиск путей решения проблемы.
• Проверка гипотез, предположений.
• Обсуждение увиденных полученных результатов.
• Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Классификация экспериментов
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
 По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
 По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.
 По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
 По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
 По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
 По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
 По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
 По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
 По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
 По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
 По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Методы и приемы работы
В педагогическом процессе я использую как традиционные методы, так и инновационные методы, и приемы работы.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
 Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе).
 Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).
 Практические (игры – эксперименты, игры-опыты).

Инновационные методы
 Использование элементов ТРИЗ, например, таких приемов, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.
 На занятиях используются отдельные приемы мнемотехники – мнемодорожки и мнемотаблицы.
 Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
 Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
 В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так?);
• ситуация выбора.

Для самостоятельных исследований разработали различные схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.

Разнообразные формы работы с детьми (индивидуальные, групповые, фронтальные) позволили определиться с использованием следующих методов и приемов, которые мы систематизировали по основным навыкам экспериментальной деятельности дошкольников.


п/п Навыки экспериментальной деятельности
Методы и приемы

1

Мотивационная готовность Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, решение проблемных ситуаций, интервьюирование, просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций, использование художественной литературы

2
Целеполагание Решение проблемной ситуации, дидактические игры, беседы

3
Планирование Составление алгоритмов, наблюдения, составление описательных рассказов, карт, схем, моделей, образцов.

4

Реализация Создание условий, предметно-развивающей среды дляэкспериментальной деятельности.
Использование разнообразных видов детской деятельности: опыты, эксперименты, исследования, сюжетно-ролевые, дидактические игры, создание творческих работ (рисунки, поделки, книжки малышки).
Оформление фотовыставок.
Взаимодействие с родителями и педагогами.
Использование динамических пауз, дыхательной и пальчиковых гимнастик.
Разнообразные наглядные методы.
Проектный метод.

5

Умение делать выводы, обобщать, анализировать Приемы сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Использование разнообразных игр и игровых упражнений.
Составление алгоритмов, наблюдения, составление описательных рассказов, работа по картам, схемам, моделям, образцам.
Изготовление разнообразных творческих работ детей.
Метод проектов. Оформление дневников наблюдений.
Совместная деятельность взрослого с детьми
Опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и другие.
Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», и другие.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую– опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами природы: песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Углублено работая над этой темой, я обратила внимание на то, что дети стали более любознательными, внимательными, познания в экспериментировании применяют в жизни. Как – то случайно рассыпав на пол скрепки, дети собирали их. Подошел Ренат и предложил собрать их с помощью магнита. Дети были удивлены тому, с какой быстротой Ренат собрал все скрепки.
Приходя утром в детский сад, дети сразу уже без напоминания поливают песок, что бы потом, выйдя на прогулку, можно было выстраивать целые замки. Потому что всем известно, что сухой песок не лепится.
Работая в уголке природы с водой, дети надевают фартуки из клеенки, так как знают, что хлопчатобумажные промокнут.
Дети знают, почему зимой идет снег, а летом дождь. Легкость или тяжесть предмета зависит от того, из какого материала он сделан, отсюда и плавучесть предметов. В ходе опытов и экспериментов дети познакомились с силой тяготения, которая помогает удерживать на своих орбитах планеты вокруг Солнца, с предметами помощниками: лупа, микроскоп, магнит, компас и т.д.
Дети умеют объяснять, они делают выводы по окончании опытов, рассуждают, спорят, доказывают. Например: «Наша петунья цветет зимой, потому что мы её выкопали из земли, принесли в комнату, посадили в хорошую землю в горшок и поставили на свет, не забывая её поливать».
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение мы уделяем наблюдению. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Во время проведения экскурсий и целевых прогулок знакомим с многообразием органического мира. Прогулка – это замечательное время, когда мы приобщаем малышей к тайнам природы - живой и неживой, рассказываем о жизни самых различных растений и животных, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Совместная деятельность детского сада и семьи
Педагоги детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей я провела анкетирование родителей. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не до конца понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. (Приложение 3).
Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном уголке, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры. Родители помогают собирать природный и бросовый материал для лаборатории, сшили детям фартуки, принесли материал для проведения опытов, помогают в изготовлении карточек и таблиц.
Наша работа с родителями носит форму сотрудничества и взаимопомощи.
Многие родители стали спокойно относиться к грязной одежде детей. Заметили и подчеркнули то, что дети стали больше всем интересоваться, задавать вопросы, больше знают, а главное - научились логически мыслить, рассуждать, больше и грамотнее говорить. Сами родители стали с большим желанием идти на сотрудничество, помогать. А значит, моя работа дала положительные результаты.
Для взаимодействия родителей и детей провожу собрания где дети и родители проводят опыты.(приложение 4)
В результате проведенной работы родители:
 научились организовывать элементарные эксперименты;
 оборудовали мини-уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;
 повысили уровень педагогических знаний.
Повторное анкетирование родителей подтвердило это.

Результативность

Целенаправленная систематическая работа по опытно-экспериментальной деятельности дала положительный результат.
Результаты наблюдений за детьми показали, что отношение к экспериментированию после проведённой работы в группе улучшилось.
Предпочтения детей распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (44 wacko
2 место - экспериментирование (33 wacko
3 место – изо деятельность (23 wacko
Т.е. экспериментирование заняло второе место.

Познавательная потребность у детей повысилась.
55% детей – познавательная потребность выражена сильно.
40% детей – познавательная потребность выражена умеренно.
5% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Представленные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. У дошкольников проявляется инициативность, самостоятельность в выборе деятельности, сформирована мотивационная готовность к осуществлению опытно-экспериментальной деятельности.
2. Дети самостоятельно ставят цель, видят проблему, выдвигают гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
3. Дошкольники умеют четко определить круг необходимого оборудования и материалов для экспериментирования.
4. Сформированы представления детей об опытах и экспериментах с различными материалами, умения использовать творческие способности в процессе опытно-экспериментальной деятельности
5. Активизированы и развиты речь, мышление, воображение, память детей.
6. Развиты навыки дошкольников в обобщении, анализировании, сравнении полученных результатов, умении делать выводы, умозаключения.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
• повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей;
• речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
• личностные характеристики (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.).

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой (методика «Маленький исследователь» Л.Н.Прохорова, анкета «Изучение познавательных интересов» В.С. Юркевича). Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.
Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение: зеленый кружок – нравится, желтый - не очень. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.
Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх «Самолеты» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.
Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Подводя итог экспериментальной работы я отметила, что используя системный, спланированный подход в обучении по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов, слайдов, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, я получила хороший результат.

Выводы
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
• систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности,
• способствует обогащению жизненного опыта;
• развивает инициативу, формирует у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
• формирует у детей потребность в постоянной познавательной деятельности,
поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию детей.
Категория: Дошколенок | Добавил: pavlovskaya1972 (2016-10-01) E
Просмотров: 109 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru