Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Развивающие игры В.В.Воскобовича
«Думай! Играй! Учись!»
Как сделать занятие увлекательным? В игре усваиваются любые, даже самые сложные для ребенка знания, особенно если это развивающие игры В.В.Воскобовича.

Сделать серьезное занятие
для детей занимательным –
вот задача первоначального
обучения
К.Д.Ушинский
Важное место в организации учебной деятельности с детьми принадлежит разделу «Основы грамоты и письма» в образовательной области Коммуникация. С началом обучения грамоте старший дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Научить детей читать, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду.
Одно из центральных мест в содержании предшкольной подготовки занимает обучение детей грамоте. Обучение грамоте – это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального обучения грамоте лежит звуковой аналитико – синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.
Данная методика (Развивающие игры В.В.Воскобовича) предполагает решение следующих задач:
• развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных высказываний;
• научить ребенка составлять предложения с заданным количеством слов (в два – три слова и более) по картинкам, по схемам предложения;
• научить ребенка различать в предложении слова на слух, указывать количество слов в предложении, их последовательность;
• научить ребенка подбирать и называть слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает? какой? как?;
• научить ребенка выделять по слуху звук из слова, слога;
• научить старших дошкольников пользоваться моделями (схемами) слов;
• научить ребенка различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, гласные ударные и безударные;
• научить ребенка проводить звуковой анализ слов;
• познакомить с буквами русского языка;
• научить ребенка слоговому членению слов, выделять слоги из слова.
Система работы по обучению детей грамоте и письму включает такие разделы, как:
• перспективное планирование занятий по обучению грамоте и письму в подготовительной логопедической группе;
• технологические карты занятий по обучению грамоте и письму детей в подготовительной группе ;
• приложение.
Такое пособие направлено на обучение грамоте и письму детей предшкольной группы. Несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Таким образом, детей с недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.
Педагог, работающий с детьми старшего дошкольного возраста, хорошо знает, как нелегко приходится воспитателю в первые месяцы учебного года. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать такое серьезное занятие «Обучение грамоте и письму» увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке интерес к этим занятиям? Думаю, что да.
Всем известно, насколько велика роль игры в формировании личности ребенка. В игре усваиваются любые, даже самые сложные для ребенка задания. Поэтому в основе конспектов занятий, где решаются всевозможные задачи, связанные с усвоением детьми звукового и слогового состава слова, лежит игровой принцип, который неотрывно связан с методикой В.В.Воскобовича.
Методика Вячеслава Вадимовича Воскобовича — это особый метод развития ребёнка с использованием многофункциональных развивающих игрушек. В этой методике заложены три основных принципа. Первый – игровое обучение детей дошкольного возраста, второй – построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Третий – раннее развитие творчества дошкольников. Поэтому в работе по обучению детей грамоте я широко использую методику В.В.Воскобовича.
В мотивационно-побудительном этапе любого занятия лежат упражнения на снятие психологической инерции и введения в тему. Используются различные узкотематические круги радости и метод мозгового штурма. Такое начало позволяет ребенку в психологически комфортной обстановке находить любые решения, анализировать и отбирать лучшее.
Все занятия проходят в форме путешествия по карте страны «Говорящие попугаи», где находятся Государства «Гласных человечков», «Согласных человечков», море «Предложения», остров «Ударности» и другие пункты-города.
При разработке технологических карт занятий обязательно необходимо учитывать психологические особенности детей пяти – шестилетнего возраста: оптимальное разнообразие видов деятельности; в начале занятия проведение «Круга радости», введение физкультминуток, их смена, проведение пальчиковой гимнастики, артикуляционной; использование игрового материала; включение игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой, диффренцированные формы обучения.
Обучение грамоте детей – дошкольников так же обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать не только коммуникативно-языковые, но и социально-коммуникативные, коммуникативно-речевые компетентности: воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; рассказывать содержание прочитанных книг, отдельных иллюстраций, картин.
В совершенстве освоив звуко-буквенный анализ слова (включая йотированные звуки), у детей развивается техника чтения, а беглое чтение – это фундаментальная основа для успешной учебы в школе. Данная методика и разработанное мной на ее основе пособие поможет воспитателям предшкольных групп проводить занятия по обучению грамоте и письму более интересно. Запомните золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и учебной:
Ребенку должно быть интересно и комфортно!
Предоставьте ему возможность, играя думать и учиться, делать свои первые познавательные успехи и открытия!
Категория: Дошколенок | Добавил: shundriko (2016-12-10) | Автор: Шундрик О.Б. E
Просмотров: 224 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-11-23, 4:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1530]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [663]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1822]
Краеведение [96]
Начальная школа [4028]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1600]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1211]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [222]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [411]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru