Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Развивающие игры В.В.Воскобовича
«Думай! Играй! Учись!»
Как сделать занятие увлекательным? В игре усваиваются любые, даже самые сложные для ребенка знания, особенно если это развивающие игры В.В.Воскобовича.

Сделать серьезное занятие
для детей занимательным –
вот задача первоначального
обучения
К.Д.Ушинский
Важное место в организации учебной деятельности с детьми принадлежит разделу «Основы грамоты и письма» в образовательной области Коммуникация. С началом обучения грамоте старший дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Научить детей читать, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду.
Одно из центральных мест в содержании предшкольной подготовки занимает обучение детей грамоте. Обучение грамоте – это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального обучения грамоте лежит звуковой аналитико – синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.
Данная методика (Развивающие игры В.В.Воскобовича) предполагает решение следующих задач:
• развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных высказываний;
• научить ребенка составлять предложения с заданным количеством слов (в два – три слова и более) по картинкам, по схемам предложения;
• научить ребенка различать в предложении слова на слух, указывать количество слов в предложении, их последовательность;
• научить ребенка подбирать и называть слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает? какой? как?;
• научить ребенка выделять по слуху звук из слова, слога;
• научить старших дошкольников пользоваться моделями (схемами) слов;
• научить ребенка различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, гласные ударные и безударные;
• научить ребенка проводить звуковой анализ слов;
• познакомить с буквами русского языка;
• научить ребенка слоговому членению слов, выделять слоги из слова.
Система работы по обучению детей грамоте и письму включает такие разделы, как:
• перспективное планирование занятий по обучению грамоте и письму в подготовительной логопедической группе;
• технологические карты занятий по обучению грамоте и письму детей в подготовительной группе ;
• приложение.
Такое пособие направлено на обучение грамоте и письму детей предшкольной группы. Несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Таким образом, детей с недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте.
Педагог, работающий с детьми старшего дошкольного возраста, хорошо знает, как нелегко приходится воспитателю в первые месяцы учебного года. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать такое серьезное занятие «Обучение грамоте и письму» увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке интерес к этим занятиям? Думаю, что да.
Всем известно, насколько велика роль игры в формировании личности ребенка. В игре усваиваются любые, даже самые сложные для ребенка задания. Поэтому в основе конспектов занятий, где решаются всевозможные задачи, связанные с усвоением детьми звукового и слогового состава слова, лежит игровой принцип, который неотрывно связан с методикой В.В.Воскобовича.
Методика Вячеслава Вадимовича Воскобовича — это особый метод развития ребёнка с использованием многофункциональных развивающих игрушек. В этой методике заложены три основных принципа. Первый – игровое обучение детей дошкольного возраста, второй – построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Третий – раннее развитие творчества дошкольников. Поэтому в работе по обучению детей грамоте я широко использую методику В.В.Воскобовича.
В мотивационно-побудительном этапе любого занятия лежат упражнения на снятие психологической инерции и введения в тему. Используются различные узкотематические круги радости и метод мозгового штурма. Такое начало позволяет ребенку в психологически комфортной обстановке находить любые решения, анализировать и отбирать лучшее.
Все занятия проходят в форме путешествия по карте страны «Говорящие попугаи», где находятся Государства «Гласных человечков», «Согласных человечков», море «Предложения», остров «Ударности» и другие пункты-города.
При разработке технологических карт занятий обязательно необходимо учитывать психологические особенности детей пяти – шестилетнего возраста: оптимальное разнообразие видов деятельности; в начале занятия проведение «Круга радости», введение физкультминуток, их смена, проведение пальчиковой гимнастики, артикуляционной; использование игрового материала; включение игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой, диффренцированные формы обучения.
Обучение грамоте детей – дошкольников так же обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать не только коммуникативно-языковые, но и социально-коммуникативные, коммуникативно-речевые компетентности: воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; рассказывать содержание прочитанных книг, отдельных иллюстраций, картин.
В совершенстве освоив звуко-буквенный анализ слова (включая йотированные звуки), у детей развивается техника чтения, а беглое чтение – это фундаментальная основа для успешной учебы в школе. Данная методика и разработанное мной на ее основе пособие поможет воспитателям предшкольных групп проводить занятия по обучению грамоте и письму более интересно. Запомните золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и учебной:
Ребенку должно быть интересно и комфортно!
Предоставьте ему возможность, играя думать и учиться, делать свои первые познавательные успехи и открытия!
Категория: Дошколенок | Добавил: shundriko (2016-12-10) | Автор: Шундрик О.Б. E
Просмотров: 734 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:41 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru