Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
«Думай! Играй! Учись!» Как сделать занятие увлекательным? В игре усваиваются любые, даже самые сложные для ребенка знания, особенно если это развивающие игры В.В.Воскобовича. Сделать серьезное занятие для детей занимательным – вот задача первоначального обучения К.Д.Ушинский Важное место в организации учебной деятельности с детьми принадлежит разделу «Основы грамоты и письма» в образовательной области Коммуникация. С началом обучения грамоте старший дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Научить детей читать, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду. Одно из центральных мест в содержании предшкольной подготовки занимает обучение детей грамоте. Обучение грамоте – это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального обучения грамоте лежит звуковой аналитико – синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении. Данная методика (Развивающие игры В.В.Воскобовича) предполагает решение следующих задач: • развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных высказываний; • научить ребенка составлять предложения с заданным количеством слов (в два – три слова и более) по картинкам, по схемам предложения; • научить ребенка различать в предложении слова на слух, указывать количество слов в предложении, их последовательность; • научить ребенка подбирать и называть слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает? какой? как?; • научить ребенка выделять по слуху звук из слова, слога; • научить старших дошкольников пользоваться моделями (схемами) слов; • научить ребенка различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, гласные ударные и безударные; • научить ребенка проводить звуковой анализ слов; • познакомить с буквами русского языка; • научить ребенка слоговому членению слов, выделять слоги из слова. Система работы по обучению детей грамоте и письму включает такие разделы, как: • перспективное планирование занятий по обучению грамоте и письму в подготовительной логопедической группе; • технологические карты занятий по обучению грамоте и письму детей в подготовительной группе ; • приложение. Такое пособие направлено на обучение грамоте и письму детей предшкольной группы. Несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Таким образом, детей с недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма. Причинами этих трудностей являются не только нарушения устной речи, но и уровень развития высших психических функций, особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма. Раннее начало систематической, целенаправленной работы по преодолению этих нарушений способствует более успешному обучению грамоте. Педагог, работающий с детьми старшего дошкольного возраста, хорошо знает, как нелегко приходится воспитателю в первые месяцы учебного года. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать такое серьезное занятие «Обучение грамоте и письму» увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке интерес к этим занятиям? Думаю, что да. Всем известно, насколько велика роль игры в формировании личности ребенка. В игре усваиваются любые, даже самые сложные для ребенка задания. Поэтому в основе конспектов занятий, где решаются всевозможные задачи, связанные с усвоением детьми звукового и слогового состава слова, лежит игровой принцип, который неотрывно связан с методикой В.В.Воскобовича. Методика Вячеслава Вадимовича Воскобовича — это особый метод развития ребёнка с использованием многофункциональных развивающих игрушек. В этой методике заложены три основных принципа. Первый – игровое обучение детей дошкольного возраста, второй – построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Третий – раннее развитие творчества дошкольников. Поэтому в работе по обучению детей грамоте я широко использую методику В.В.Воскобовича. В мотивационно-побудительном этапе любого занятия лежат упражнения на снятие психологической инерции и введения в тему. Используются различные узкотематические круги радости и метод мозгового штурма. Такое начало позволяет ребенку в психологически комфортной обстановке находить любые решения, анализировать и отбирать лучшее. Все занятия проходят в форме путешествия по карте страны «Говорящие попугаи», где находятся Государства «Гласных человечков», «Согласных человечков», море «Предложения», остров «Ударности» и другие пункты-города. При разработке технологических карт занятий обязательно необходимо учитывать психологические особенности детей пяти – шестилетнего возраста: оптимальное разнообразие видов деятельности; в начале занятия проведение «Круга радости», введение физкультминуток, их смена, проведение пальчиковой гимнастики, артикуляционной; использование игрового материала; включение игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой, диффренцированные формы обучения. Обучение грамоте детей – дошкольников так же обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать не только коммуникативно-языковые, но и социально-коммуникативные, коммуникативно-речевые компетентности: воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; рассказывать содержание прочитанных книг, отдельных иллюстраций, картин. В совершенстве освоив звуко-буквенный анализ слова (включая йотированные звуки), у детей развивается техника чтения, а беглое чтение – это фундаментальная основа для успешной учебы в школе. Данная методика и разработанное мной на ее основе пособие поможет воспитателям предшкольных групп проводить занятия по обучению грамоте и письму более интересно. Запомните золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и учебной: Ребенку должно быть интересно и комфортно! Предоставьте ему возможность, играя думать и учиться, делать свои первые познавательные успехи и открытия! | |
Просмотров: 734 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|