Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Закаливание в детском саду
«Здоровье есть высочайшее богатство человека»
- Гиппократ

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье детей.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в Мини центре — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения. Процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка. Здоровьесбережение и здоровьеобогощение – важнейшие условия для Мини-Центра педагогического процесса в ДОУ.
Одна из здоровьесберегающих технологии является закаливания.
В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика на постели, уход за полостью рта.
Закаливания — это ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости детского организма к целому ряду неблагоприятных факторов.
Внедрение оздоровительных технологий в деятельность нашего Мини-центра позволит обеспечить профилактику заболеваний, добиться улучшения состояния здоровья детей. Использование различных оздоровительных технологий в деятельности ДОУ основывается на результатах профилактических осмотров детей, данных о состоянии здоровья каждого ребенка и результатах динамического наблюдения за детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.
Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошколь- ных учреждениях, определяется рядом условий, среди которых основными яв- ляются:
 реализация здоровьесберегающих педагогических технологий;
 индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
 соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену раз- нообразной деятельности и отдыха;
 создание условий для удовлетворения биологической потребности де- тей в движении;
 реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных де- тей;
 реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе ги- гиенического воспитания и обучения.
Природными факторами закаливания являются воздух, вода и солнечная радиация. Самое мягкое воздействие на организм оказывают воздушные процедуры. Влияние воздуха на организм зависит и от его физических качеств: температуры, теплопроводности, влажности, давления, скорости движения и т. п. Более сильным является закаливание водой. Принцип постепенности при использовании этого средства должен выдерживаться особенно тщательно. Закаливание солнцем – эффективный способ оздоровления и полноценного роста и развития, но использовать солнечные лучи нужно осторожно и умеренно, так как они оказывают очень сильное воздействие.
Не рекомендуется проводит это закаливание детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, дыхательных путей и носоглотки, обладающим повышенной чувствительностью к холоду.
При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:
систематичность в течение всего года, с учётом сезонных явлений;
строгая постепенность увеличения силы раздражителя;
последовательность раздражения;
учёт состояния здоровья, типологических особенностей ребёнка,
домашних условий и условий детского учреждения (индивидуальный подход);
учёт эмоционального состояния ребёнка;
связь с режимом, с организацией всей деятельности ребёнка.
Проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в Мини-центра.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей.
Как говорил Ж.Ж.Руссо: «Чтобы вырастить ребёнка умным и рассудительным, нужно сделать его здоровым». От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Поэтому в нашем Мини-центре предусмотрено комплекс оздоровительных упражнении в зависимости от возраста детей.
Внедрение оздоровительных технологий в деятельность в ДОУ позволит обеспечить профилактику заболеваний, добиться улучшения состояния здоровья детей. Использование различных оздоровительных технологий в деятельности ДОУ основывается на результатах профилактических осмотров воспитанников, данных о состоянии здоровья каждого ребенка и результатах динамического наблюдения за воспитанниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Цель: Закаливание детей, укрепление психофизиологического и физиологического здоровья детей. Гармоничное физическое и духовное развитие детей;Формирование основ здорового образа жизни; Творческое развитие личности каждого ребенка.

Задачи:
• Обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;
закреплять навыки проведения самомассажа рук, живота, стопы, активизируя биологически активные точки;
• проводить профилактику плоскостопия;
• формировать правильную осанку;
• осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босохождение, обширное умывание (рук, лица, шеи);
• учить к осознанному отношению к выбору закаливающей процедуры, учитывая своё самочувствие.

Комплекс упражнении по закаливанию

1. Гимнастика пробуждения
Цель: Продолжаем знакомить детей с оздоровительными процедурами, формировать потребность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, приучать ценить своё здоровье; развиваем образное мышление и воображение; по мокрой и сухой дорожке.
Задачи: закреплять умение правильно выполнять общеразвивающие упражнения; формировать доброжелательное отношение друг к другу, создать бодрое, весёлое настроение.
Место проведения: спальная комната
Длительность времени: 2 минуты
1. Спокойно сделайте вдох, выдох — полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцы в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8.«Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

2. Закаливающие упражнение в кровати.
«Котята»
Цель: Продолжаем знакомить детей с оздоровительными процедурами, формировать потребность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, приучать ценить своё здоровье;
Задачи: формировать доброжелательное отношение друг к другу, создать бодрое, весёлое настроение.
Место проведения: спальная комната
Длительность времени:: 2 минуты
На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх за голову, потянуться. (4р.)
Вот на спинку все легли
Расшалились тут они.
И. п.: лежа на спине, руки за головой. Выполнить упражнение «Жуки» (4 р.).
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх перед собой и потереть ладони друг об друга

3 .Закаливание носоглотки и полости рта

«Лечебный напиток»

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта.

Задачи: повышения устойчивости организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Место проведения: ванная и групповая комната
Длительность времени: 1-2 минуты
Перед детьми ставится вода в бокалах с температурой 36°-38° Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза. Расслабляются. Открыв глаза, произносят «волшебные» слова:
«Я хороший, добрый ребенок,
Всем детям в группе желаю здоровья,
Пусть все будут добрыми и красивыми.
Милыми и счастливыми, а., у... м...»



Дети полощут рот, промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а
а... а...», подняв голову, полощут горло и проглатывают воду.
Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная вода». Чувствуется
аромат, с чем его можно сравнить?
Постепенно температура воды снижается до 8°-10° С. с целью достижения
закаливающего эффекта.

4. Закаливание воздухом
«БОСОНОЖЬЕ»
Цель: упражнять в различных видах ходьбы по массажным дорожкам, улучшить психоэмоциональное состояния ребенка, насыщения организма кислородом и тем самым способствывать нормализацию работы органов и систем организма.

Задачи: Повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и стимулирорвать работу болшинство органов.
Место проведения: спальная и групповая комната
Длительность времени: 5 минуты
Дети после пробуждение сна ходять босиком в круговом направлении по дорожкам в группе .

5. ХОДЬБА

Цель: повысить устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлажденю

Задачи: Продолжать учить детей ходить по массажным дорожкам, босиком (разогревание стоп). Ходьба по мокрой и сухой дорожке.
Место проведения: спальная и групповая комната
Длительность времени: 3 минуты
Дети ходят групповой комнате по кругу сначала по мокрой дорожке, затем по сухой дорожке. Разогревают стопу ног

6. «Умывается котенок»

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции во время водной процедуры.
Задачи: закаливаться водой для циркуляция крови в организме.
Место проведения: спальная и групповая комната
Длительность времени: 3минуты

Ребёнок должен: открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание:Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д. надо стремиться к тому, чтобы закаливание вызывало только положительные эмоции.

7. «Веселый таз»
Цель: Повысить выносливость организма, укреплять нервную систему, повысить иммунитет и сопротивляемость болезням.
Задачи: Закалять организм путем охлаждения кожных рецепторов и нервных окончаний слизистой и тем самым совершенствываь терморегуляцию организма .· активизация обмена веществ,

Место проведения: групповая комната
Длительность времени: 3 минуты

Дети входят группу проходят по кругу босиком и по очереди заходят в таз с прохладной водой . Затем вытераются сухим полотенцем.

9. Закаливание воздухом
«Чистый воздух»
Цель: Улучшить психоэмоциональное состояния ребенка путем насыщения организма чистого воздуха и тем самым способствывать нормализацию работы органов.
Задачи:
Укреплять иммунитет, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Место проведения: групповая комната
Длительность времени: 5 минуты

Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей.
Температура на уровне ребенка от 2 лет до 3 лет +19° - +20о. При такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально.
Дети должны находиться в 2-слойной одежде:
— у мальчиков: шорты, майка, рубашка;
—у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы; босоножки.
Хождение босиком после сна до 5 минут.
Проводится сквозное проветривание (5—7 мин) в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже +18 градусов.

10.Закаливающее дыханием

Цель: Закалять и укрепляет весь дыхательный тракт.
Задачи: Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, укрепление нервной системы.
Место проведения: групповая комната
Длительность времени: 5 минуты
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
«Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».
«Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание.
3. Заключительный этап.
«Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Заключение

В современных условиях значение закаливания все более возрастает. Закаливание - одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, при облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм). К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, изменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста.
Не стоит забывать, что данная система должна использоваться в комплексе и так же поддерживаться родителями. Дети, с которыми систематически проводились данные закаливающие процедуры, стали реже болеть, они лучше развиваются физически, у них выше жизненный тонус. Все это не только повышает адаптацию детей к внешним условиям, но и закладывает надежный фундамент будущего здоровья детей и их умственного развития.
Категория: Дошколенок | Добавил: azbaevagulnur (2017-08-18) | Автор: Азбаева Гульнур Ахметовна E
Просмотров: 1063 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 9:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru