Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

ПЕДСОВЕТ. ТЕМА: АРТ-терапия - как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
АПРЕЛЬ
ПЕДСОВЕТ
ТЕМА: АРТ-терапия - как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Цель: Раскрыть значение арт - терапии как особого средства в воспитательно-образовательном процессе.
Определить педагогические подходы к организации арт-терапевтического процесса как педагогической новации.
Создать условия для овладения глубокими представлениями о сущности арт-терапевтического процесса, его комплексности и целостности.
Форма проведения: круглый стол с элементами КТД.

Повестка дня
1Выполнение решений предыдущего педсовета. Методист
2. Игра «Бинго».
«Преимущества арт-терапии для дошкольников»
3. Практическая часть:
- Игра-задание: Соедини определение и описание.
- Составить циклограмму планирования по применению арт-терапии на неделю.
4. Уроки арт-терапии (изотерапия, музыкотрапия, игротерапия, цветотерапия
5. Заключительная часть.
6. Выработка и принятие решений педсовета.
Подведение итогов работы педсовета.
Рефлексия.

1.ИГРА «БИНГО». Участникам предлагается записать в таблицу в хаотичном порядке слова-определения (1 Задачи АТ, 2 АТ, 3 условия,4 Современное опред.АТ, 5. Формы, 6.АТ в образовании, 7.Виды АТ, 8.Цели АТ, 9.Преимущества А.Т.)
«Преимущества арт-терапии для дошкольников»
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
1. Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами.
2. В основе современного определения арт-терпии лежат понятия ЭКСПРЕСИИ, КОММУНИКАЦИИ, СИМВОЛИЗАЦИИ, с действием которых и связано художественное творчество.
Экспрессия – выразительность, сила проявление чувств, переживаний.
Коммуникация – это связь в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Символизация – уникальный, присущий только человеку психологический процесс замещение одних образов другими.
3. Арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:
- комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
- многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
- относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
- способностью к интеграции, трансформации.
Практически каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику.
4. Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, внутренняя интеграция личности (различных ее аспектов и компонентов) и интеграция с внешней реальностью (социальной, этнической,культурной).
5. Основными задачами в работе с детьми по арт-терапии, являются:
-Развитие познавательно-речевой активности, через использование средств арт-терапии.
-Использование ресурсов сказкотерапии для развития, для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения.
-Расширения кругозора детей, привития любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.
-Стимулирование креативности, оригинальности мышления.
-Развитие уверенности в себе.
-Гармонизирование эмоционального состояние.
-Способствование развития детского коллектива.
6. Условия. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности нужно стремиться, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.
7. Формы. Существуют две формы арт-терапевтических занятий: индивидуальная и групповая. Какую форму выбрать для более эффективной работы с ребенком так же решает воспитатель.
8. Виды арт-терапии для дошкольников:
Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами.
Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребёнок лучше познаёт окружающий мир.
Песочная терапия
Фототерапия
Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д.
Музыкотерапия , которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать.
Вокалотерапия
Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках.
Танцевально-двигательная терапия
9. Преимущества арт-терапии для дошкольников.
Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику – получается достичь многих целей, а самое главное, выделить массу преимуществ.
1. Обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребёнок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей.
2. Благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т.д.), можно чётко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение.
3. Каждый ребёнок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймёт, что значит многое.
4.Дети, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Игра-задание: Соедини определение и описание.
Изотерапия Лечебное воздействие, коррекция посредством ___________________________. Эта терапия позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию.
Музыкотерапия Вид арт-терапии, используется в лечебных или коррекционных целях, способствует развитию творчества, фантазии. Действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
Игровая терапия Метод коррекции . Между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Эту терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.
Сказкотерапия Эта терапия способна вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Она помогает воспринимать мир как целостное явление, дает возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью.
Песочная терапия Сочетание невербальной и вербальной (рассказ о готовой работе) форм психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка Основная цель - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

2. ЗАДАНИЕ. Составить перспективный план применения арт-терапии в циклограмме планирования по следующим лексическим темам недели.
• «Мир водоемов»
• «Наши защитники»
• «Мир лесов и степей»
• «Скоро лето»

Методы арт-терапии Лексическая тема недели «Мир водоемов»

понедельник вторник среда четверг пятница
Изотерапия
Музыкотерапия
Сказкотерапия
Песочная терапия
Цветотерапия

3. Уроки арт-терапии (изотерапия, музыкотрапия, игротерапия, цветотерапия)
Игротерапия
Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)
Воспитатель: Хочу предложить вашему вниманию следующее упражнение. Перед вами волшебный сундучок, в нём сюрприз. Каждый участник по очереди достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет его.
• отгадать загадку, ( не лает , не кусает, а в дом не пускает)
• рассказать стишок,
• сказать комплимент соседу справа,
• произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,
• спеть куплет из любой песни,
• пройти по залу, как модель.
Упражнение «Доброе животное»
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо, а теперь послушаем как бьется его сердце. Тук – сделаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук- шаг вперед, тук – шаг назад. Зверь дышит очень ровно, спокойно. Мы с вами должны сделать глубокий вдох, а затем на выдохе громко и энергично произнести звуки:
"А" - воздействует благотворно на весь организм.
"Е" - воздействует на щитовидную железу.
"И" - воздействует на мозг, глаза, нос и уши.
"О" - воздействует на сердце и лёгкие.
"У" - воздействует на органы, расположенные в области живота.
"Я", "М" - воздействует на работу всего организма.
"Х" - помогает очищению организма.
"ХА" - помогает повысить настроение.
Музыкотрапия
Музыкотерапия.
1. Чтобы уменьшить чувство неуверенности и тревоги, будут полезны Штраус «Вальсы», Шопен «Прелюдии», «Мазурка» и Рубинштейн «Мелодии».
2. Для уменьшения раздражительности, для повышения чувства единства с миром природы, слушайте: Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля минор», Бах «Кантата № 2».
3. Для общего удовлетворения и успокоения помогают Бетховен «Симфония № 6, часть 2», Брамс «Колыбельная», Дебюсси «Свет луны», Шопен «Ноктюрн соль минор», Шуберт «Аве Мария».
4. Чтобы снять симптомы гипертонии и трудностей в общении с другими людьми, слушайте: Бартюк «Соната для фортепиано», «Квартет № 5», Бах «Концерт ре минор для скрипки», «Кантата № 21», Брукнер «Месса ля минор».
5. Чтобы уменьшить головную боль, которая связана с эмоциональным напряжением, помогут Лист «Венгерская рапсодия № 1», Моцарт «Дон Жуан», Хачатурян Сюита «Маскарад».
6. Для того, чтобы поднять общий жизненный тонус, улучшить настроениеи самочувствие, слушайте: Бетховен Увертюра «Эдмонд», Лист «Венгерская рапсодия № 2», Чайковский «Шестая симфония», часть 3, Шопен Прелюдия 1, опус 28.
7. Для уменьшения зависти к успехам других людей будут полезны Бах «Итальянский концерт» и Гайдн «Симфония».
Предлагается участникам посмотреть ролик.
Изотерапия
Каракули
Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.

Танцетерапия.
Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Время: 3 мин.
Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.
Описание проведения: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
- танец кистей рук
- танец рук
- танец головы
- танец плеч
- танец живота
- танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Схемы обсуждения:
- какой танец было легко исполнить, какой трудно?
- почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

Цветотерапия (Пфунт С.В., Филатова М.Г.)

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА №5.

Продолжать создавать в ДОУ условия для познавательно-речевого развития детей через методы арт-терапии:

1. Пополнить группы картотеками игр, материалом по методам арт-терапии по возрасту.
(ответственные воспитатели групп, срок к 30 мая 2017г)

2. Разместить информацию для родителей "Преимущества арт-терапии для детей дошкольного возраста" (ответственные педагоги групп, срок 10.05.17г).

3. Отражать в циклограммах планирования и технологических картах применение методов арт-терапии .
(ответственные воспитатели и педагоги, срок постоянно)

4. Группам, не выполнившим задание по оформлению речевого центра, дооформить.
(ответственные воспитатели и педагоги, срок 15.05.2017г)
Категория: Дошколенок | Добавил: smartkiddetskiysad (2018-01-18)
Просмотров: 1253 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 12:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru