Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

клад ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ НАСЛЕДИЮ КАЗАХСТАНА
Г.Г. Корчевская

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ НАСЛЕДИЮ КАЗАХСТАНА
КГКП «Ясли – сад №9 «Айгөлек»
071410, Республика Казахстан г.Семей, пр. Ауэзова 37 «Г»
Телефон: 8(7222) 34-56-15, факс: 34-65-06, Е – mail: Aigolek 9@mail.ru.

Процесс формирования человеческой личности есть процесс «вхождения» в культуру, условие наследования знаний, умений, норм общения, социального опыта. Бесспорно, что в современных условиях знание, переработка и осмысление духовной педагогической культуры прошлого могут способствовать решению сложных проблем воспитания детей дошкольного возраста. Сама жизнь требует использовать в воспитании детей средства народной педагогики, традиции семейного воспитания, народные традиции, устное народное творчество, музыкальное наследие. Единство и взаимное обогащение педагогической науки и народного опыта воспитания являются сегодня не только необходимым, но и закономерным процессом.
Специфика этнопедагогики любого народа выражается в практике воспитания в детях чувства патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу и Родине, способствует воспитанию на ценностях национальной культуры народа. Г.Н.Волков пишет: «Золотое правило этнопедагогики: без памяти (исторической) – нет традиции, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности (исторической) – нет народа».
Период дошкольного детства исключительно важен в становлении личности, поэтому приобщение детей этого возраста к этнической культуре имеет неоценимое значение. Включение ребёнка в определённую этносоциокультурную среду, начало формирования интереса и привычек к этнокультурным традициям народа осуществляется через организацию национальных праздников, эстетическое воспитание средствами музыкального наследия Казахстана.
У каждого народа в воспитании потомков есть национальные особенности. Задача сегодняшнего времени – брать на вооружение замечательные традиции казахского народа и широко использовать их в воспитательном процессе. Чем больше и глубже ребёнок будет чувствовать своё родное искусство, быт, культуру, тем лучше он поймёт искусство других народов.
Казахстан – многонациональная страна. Формирование таких качеств, как сознательность, ответственность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, внутренней культуры, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину, гражданином которой человек является – залог гражданского становления личности. В Послании народу Казахстана («Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации») Президент Республики Н.А. Назарбаев подчеркнул, что: «Необходимо продолжить реализацию программы «Культурное наследие» и через осмысление прошлого развивать культуру настоящего времени».
Приобщение детей к сокровищам отечественной культуры, формирование эстетических взглядов через восприятие истинно художественных образцов национальной казахской музыкальной культуры, воспитание глубокого уважения к народному творчеству и музыке благородная и почётная миссия каждого педагога. Опираясь на требования сегодняшнего дня, цели и задачи нового стандарта был разработан учебный курс «Музыкальное наследие Казаххстана» для детей дошкольного возраста. Что является основополагающим в программе данного курса?
Во-первых, понимание и принятие музыкального сокровища, доставшегося дошкольникам в наследство.
Во-вторых, привитие интереса и любви к музыкальной культуре Казахстана.
В-третьих, следование требованию времени и возрождению национальной культуры казахского народа.
Успех такого подхода – формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых не возможно органичное существование человека в окружающем нас мире.
Целью курса «Музыкальное наследие Казахстана» является создание условий для приобщения детей к музыкальному наследию Казахстана, формирование основ гражданственности и патриотизма.
В процессе реализации учебного курса решаются задачи: формирование навыков восприятия выразительных возможностей казахских народных произведений; развитие интереса и любви к национальной музыке; воспитание нравственно-эстетических чувств у дошкольников. Содержание строится с учётом возрастных особенностей детей, уровня их музыкального и интеллектуального развития.
Предлагаемый учебный курс носит развивающе–обучающий характер, который определяется ведущими методическими принципами.
Принцип деятельности. Ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) – способ познания, переживания, сопричастности.
Принцип вариативности. Меняется музыкальный материал на аналогичный, если группа в силу каких-либо обстоятельств не справляется с предложенным. В свою очередь ребёнку всегда предоставляется возможность для оптимального самовыражения.
Принцип креативности. Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребёнок может реализовать своё творческое начало.
Принцип непрерывности. Процесс нравственно – эстетического развития не заканчивается на занятии, а продолжается на прогулке, в группе, в семье.
Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к музыке, любовь к ребёнку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы в организованной учебной деятельности, каждая из которой должна стать для ребёнка единственной и неповторимой.
Курс построен с учётом постоянного усложнения материала его развития и обогащения. Реализация курса «Музыкальное наследие» рассчитано на три года и соответствует программным требованиям по музыкальному воспитанию дошкольников.
Первый год обучения – формирование элементарных представлений дошкольников о музыкальной культуре Казахстана, составляет 10 часов.
Второй год обучения – формирование навыков восприятия и содержания музыкальных произведений Казахстана. Знакомство с жанровым разнообразием музыкального наследия Казахстана. Второй год обучения рассчитан на 12 часов.
Цель третьего года обучения – формирование навыков анализа произведений на основе средств музыкальной выразительности. Последний год обучения рассчитан на 15 часов.
Таким образом у современного дошкольника есть возможность изучать наследие казахской музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием. Уже в младшем возрасте в организованную учебную деятельность вводятся элементы этнопедагогики, дети поют несложные песенки на казахском языке, играют в народные игры, воспринимают кукольные постановки по казахским народным сказкам.
Казахский народ богат песнями. Хорошая песня ценилась дороже отар овец и косяков коней. Прививать любовь к казахской народной песне одна из задач учебного курса «Музыкальное наследие Казахстана». Малыши, исполняя мелодичные песенки («Балапан», «Тәй-тәй», «Әлди-әлди») не только приобщаются к народному творчеству, но и закрепляют знания казахского языка. Пройдя через такое элементарное знакомство с казахским творчеством, бытом и культурой к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы к восприятию казахской инструментальной музыки. Богатое творческое наследие композиторов Казахстана предлагает большой музыкальный материал.
Среди неисчислимых сокровищ казахского музыкального фольклора одно из главных мест принадлежит народной инструментальной музыке – кюям. Дошкольники к третьему году обучения по учебному курсу знают, что казахская инструментальная музыка делится на несколько видов: домбровые кюи, кобызовые и сыбызговые.
Старшие дошкольники слушают не только домбровую музыку, но и произведения казахских композиторов в исполнении оркестра казахских народных инструментов.
Музыкальные произведения разнообразны по своему социально – образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженную в различных музыкальных произведениях, дети чувствуют выразительность мелодических интонаций, насыщенность музыкальной фактуры в произведениях героического склада, передающих чувство любви к Родине. Дошкольники эмоционально отзываются на лирический характер музыки, проникаясь им, они сопереживают тем событиям и чувствам, которые переданы в музыке. В репертуаре учебного курса используется народная, классическая и современная музыка композиторов Казахстана, различная по своему стилю и эмоциональному содержанию.
Представленный в учебном курсе материал построен по системе взаимосвязи образовательных областей и разделов программы: казахского языка, этнографии, музыки и изобразительного искусства. В программе учебного курса предусмотрена разнообразная по организации учебной деятельности работа, направленная на воспитание глубокого уважения к прошлому своего народа, родному языку, народному творчеству и музыкальному наследию Казахстана.
Взаимосвязь образовательных областей способствует более глубокому развитию художественного восприятия детей, воспитанию интереса к истории и культуре родного народа, что помогает усвоить его нравы и обычаи. Например, в организованной учебной деятельности по теме: «Мир народных образов», детям старшего возраста предлагается не только послушать звучание домбры, но и принять участие в создании своего индивидуального инструмента с помощью казахского орнамента. Таким образом, дошкольники приобщаются одновременно и к музыкальному и к художественному наследию казахского народа. Та же тема отражается, и в разделе казахского языка, где дети совершенствуют своё произношение и пополняют словарный запас, и в разделе изобразительное искусство.
В целях повышения эффективности всего процесса обучения ведётся контроль над динамикой усвоения учебного курса дошкольниками. Это даёт возможность направлять ход деятельности детей, в случае необходимости вносить изменения и дополнения в программу учебного курса.
К концу третьего года обучения по учебному курсу дошкольники хорошо разбираются в жанровом разнообразии музыкального наследия Казахстана, знают о творчестве кобызиста Коркыта, композитора – кюйши Даулеткерея; имеют навыки исполнения элементов казахского танца «Сәлем беру», «Жалын», «Фонтан» и других; могут рассказать о многих обычаях и традициях казахского народа.
Таким образом, приобщение дошкольников к миру национальной музыкальной культуры способствует формированию таких качеств, как сознательность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, гражданином которой является, а это ни что иное, как залог гражданского становления личности.

Литература
1. Сейтжаов З.Т. «Специфика этноэстетического воспитания в Казахстане» журнал «Білім образование» №3, 2004г.
2. Тихонюк Н.А. «Музыкальные шедевры классической и народной музыки как основы музыкально-эстетического воспитания в детском саду» журнал «Дошкольное образование в Казахстане» №2, 2006г.
3. Волков Г.Н. «Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи» журнал «Этнопедагогика в системе образования» №2, 2005г.

Категория: Дошколенок | Добавил: ГульнараКор (2010-11-21) | Автор: Корчевская Гульнара E
Просмотров: 4217 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 1:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru