Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка. Это период интенсивного развития ,на столько интенсивного ,что речь идет даже не о месяцах, а о днях. Каждый день для растущего малыша –скачок в развитии. К девяти месяцам ребенок уже имеет определенные умения , девять месяцев сложной умственной ,психической ,физической деятельности , вперeди него ждет ещё более и сложная работа .Это работa приносит ему радoсть ,но в то же время и oпределённые сложности. Пеpед ребeнком открываются, новые возможности, и мaлыш kаждый день проxодит трyдные препятствия. Его все привлекает, ему дo всего есть дело ,ему всё xочется потрогать и попpобовать на вкуc .
Ранний возраст – это будущее в большом смысле и вместе с тем это жизнь в настоящем .Благодаря быстрому развитию центральной и периферической нервной системы ,в результате взаимодействия с окружающим миром на протяжении первого года жизни происходит большое изменение в нервно-психической деятельности детей. Каждый микроскопический период первого года жизни дает ребенку новые знания, мения и навыки ,и отличаются друг от друга интенсивным развитием в той или иной деятельности ,развитием ведущих навыков ,своевременное появление и развитие которых ,является необходимым фактором дальнейшего перехода на новый более высокий этап развития .
Конечно было бы не верно считать ,что в первые месяцы жизни новые навыки приходят к малышу сами собой ,без каких-либо усилий нервно-психической деятельности .Чувства и эмоции, развитие двигательных умений ,приобретение первых простейших ориентиров -это очень сложная и трудная работа .Она дается ребенку нелегко ,поэтому к маленькому труженику следует проявить должное внимание,уважение и терпение.
Какие же навыки определяются как ведущие в последний триместр первого года жизни ?Прежде всего в возрасте с 9 месяцев до года наиболее значимым является дальнейшее развитие понимаемой речи взрослого и подражание в произношении звуков и слов. А также первичные действия с предметами и начало овладение ходьбой (вертикальное перемещение в пространстве ),но ребёнок уже в 9-10 месяцев поднимается на ножки и самостоятельный переступает придерживаясь вдоль кроватки или какой-либо другой опоры .Стоит ли это умение выделить как основное и особо важное? Да, это необходимо потому ,что теперь мир ,доступен малышу значительно шире и поэтому у него появляется больше возможностей для развития.Появившиеся в предыдущие месяцы локомоторные возможности и прежде всего ползание как движения, помогающие овладению внешним пространством , будут способствовать и развивать навыки ходьбы .Так что каждый предыдущий период подготовленности несет в своих недрах появления последующего.
Следует принять во внимание ,что любой новый этап развития - качественный скачок -возникает не сразу ,не вдруг. Он готовится зарaнее в недрах более ранних периодах развития .Появлению любого навыка предшествуют накопленные умения.
Жизнь малыша насыщена практическими действиями ,направленными на формирование навыков которые впервые появляется у него в девять месяцев, и конечно не отличаются устойчивостью ,а главное реализовываются только с помощью взрослых .Теперь же, к концу первого года жизни ребенка, возникли объективные предпосылки к скачку- появление элементарной самостоятельности ,которая обнаруживается в появлении первых сознательных слов, первых шагов без опоры ,некоторых простейших бытовых действий (например малыш умеет уже самостоятельно пить из чашки ,при этом берёт ее руками,ставят на стол и т.п.)
Речевая и двигательная активность, играют основную роль в деятельности ребёнка на рубеже первого и второго года жизни.
Рационально организованная деятельность ,соблюдение режимных процессов ,игры и занятиях со взрослыми в воспитании ребёнка должны быть неотъемлемой частью.Все это необходимо для того чтобы обеспечить своевременное и нормальное развитие детей этого возраста, нужно не только вовремя и правильно их кормить, укладывать спать и создавать условия для их бодрствования, но и специально воздействовать с целью формирования новых навыков. .На всё должно хватать времени ,потому что каждый день для ребенка значимым.
|