Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Малыши: изучаем языки
Журнал "Учитель Алматы", № 1, 2008 г.

Обсуждаем новые стандарты по дошкольному образованию

Н. А. Есимухамбетова,

методист детского сада № 3

Сегодня практически каждый гражданин страны осознает, что только образованность и профессиональная компетентность формируют культуру и менталитет народа, что «образованные, грамотные люди – это основная движущая сила развития человечества в XXI веке».

Президент РК Н.А. Назарбаев в своем обращении к народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» сказал: «Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов». Мы осознаем, что прежде чем поменять содержание образования, необходимо приложить все усилия на то, чтобы создать и сформировать педагогический корпус новой формации. Обновление и становление национальной модели образования должно начинаться с его первой ступени дошкольного воспитания.

Государственный общеобразовательный стандарт образования РК (ТОСОРК...2007 г.) предусматривает, как ожидаемый результат обучения, готовность детей к школе как совокупность двух составляющих: готовность учиться и готовность к школе. Каждая образовательная область государственного обязательного стандарта образования: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчества», «Социум» – ориентирована на формирование компетентностей в рамках культурного многообразия.

Образовательная область «Коммуникация» нацелена на воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности языка, готового к социально-культурному взаимодействию на родном и других языках, способного общаться с окружающими вербальными и невербальными средствами. По стандарту, языковая компетентность ребенка  к шести годам заключается в свободном владении родным языком в рамках требований к лексико-грамматическому и фонетическому уровню развития для своей возрастной группы,  основами других языков.

Наши сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И по этому уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан РК.

Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Чем раньше ребенок начинает изучение языка, тем легче ему усвоить язык. Обучение детей разных национальностей второму языку представляет собой сложный и многоаспектный процесс формирования новой системы языкового сознания, протекающий в специфических условиях, главными из которых является:

1.             Строго ограниченный и еще недостаточный уровень аналитико-синтаксических возможностей детей.

2.             Сильное   воздействие   мышления   и   речи   на   родном   языке, затрудняющее восприятие казахского языка.

3.             Острый дефицит времени для обучения (одно занятие в неделю) и практически полное отсутствие речевой среды.

Президент страны так обозначил проблему изучения языков: «Для нас будет великим преимуществом, если мы будем в совершенстве владеть казахским, русским и английским языками».

В нашем районе созданы благоприятные условия для развития полиязычия у детей. Сформирована  предметно-пространственная среда – имеются кабинеты казахского и английского языков, в которых собраны богатый дидактический материал, учебно-наглядные пособия, современные технические средства, позволяющие усовершенствовать процесс изучения языков.

Во всех видах занятий воспитатели практикуют и поощряют использование детьми знакомых казахских и английских слов. Так, например, на математике дети считают на трех языках, на занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром называют животных, овощи, фрукты. На музыкальных занятиях поют песенки, разучивают танцы разных народов. Кроме того, в каждой группе детского сада оборудованы этнические центры, оснащенные игровым и иллюстративным материалом: куклы в национальных костюмах, предметы быта, произведения народно-прикладного творчества. В условиях предметно-развивающей среды дети имеют возможность закреплять полученные знания и применять их в сводной деятельности, игре.

Педагоги-дошкольники всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. В последние годы в Алматы появилось видовое разнообразие дошкольных организаций (мини-центры, учебно-воспитательные центры и др.), совершенствуется и обновляется содержание образования, разрабатываются авторские программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательного процесса, практикуется работа по проектам, ориентированная на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Адаптированная программа «Ақ уыз» ясли-сада № 9 Р. Искаковой  разработана с целью организации работы по обучению детей государственному языку, начиная  со 2-й младшей группы. Именно этот   период  развития  ребенка характеризуется интенсивным формированием познавательных процессов, а также является наиболее благоприятным, т.к в этом возрасте закладывается фундамент практического овладения речевыми   навыками, формируется устойчивый интерес к изучению казахского языка. Цель программы:

               Обогащение и активизация словаря.

               Подготовка необходимой артикулярной базы,

               Выработка правильного    произношения специфических звуков казахского языка.

               Организация постоянной речевой практики.

Программа «Іңкәр» (для детей 4-5 лет) и  «Бәишешек» (для детей 5-6 лет) составлены в соответствии с задачами современного общества и призваны как  можно  раньше знакомить  детей  с  вопросами  культуры  речевого общения, что окажет благоприятное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Основными целями программ являются:

               использование      потенциальных     возможностей      дошкольников      в совершенствовании устной речи;

               развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания;

               разрешение психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником, в разных речевых ситуациях.

Программу «Говорим по-казахски» я/с № 22 ведет преподаватель А. А. Масимова.

 Основными целями программы являются:

               формирование начального словаря казахского языка;

               развитие представлений о культуре и быте казахского народа;

               воспитание уважения к традициям и обычаям;

               разучивание стихотворений и пословиц на казахском языке;

               воспитание национального самосознания и полиязычности детей.

В Послании Президента республики Н.А Назарбаева народу Казахстана особо подчеркнуто, что «реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации».

Казахстан стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой высокие цели развития. Именно под этим ракурсом стоит рассматривать и вопросы изучения иностранных языков, качественное знание которых есть сегодня не самоцель, а требование времени.

«...Содержание образования будет обогащено ранним изучением иностранного языка и основ информатики» – говорится в «Государственной программе развития образования в республике Казахстан до 2010 года».

Войти в число 50-ти наиболее развитых стран и двигаться в этом направлении дальше – задача на многие годы вперед.

А это означает, надо общаться с представителями этих и других стран на одном языке,  решать с ними общие проблемы. Одним словом, с каких сторон ни подходи, актуальность изучения языков не снимается с повестки дня. Чем больше знаешь языков, тем лучше. Мир становится ближе, доступнее и интереснее.

Одной из задач дошкольного обучения является развитие способностей ребенка общаться на английском языке. Для достижения этой задачи необходимо:

               развивать умения и навыки детей в устной речи и аудировании;

               широко использовать зрительную, слуховую и моторную наглядность;

               строить обучение английскому языку как процесс вхождения в культуру носителей языка, начиная с детского фольклора, традиций и обычаев, праздников;

               применять современные технологии, электронные учебники;

               формировать потребность в совершенствовании своих знаний и умений.

В основе обучения лежит игра. Игры, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к изучению английского языка и имеют двойное значение – учиться, играя. Каждая игра имеет свое содержание и целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, фантазия, согласованность, выдержка и самостоятельность мышления. Авторская программа по английскому языку разработана в я/с № 9 Н. А. Секачевой,  в д/с «Балбобек» преподавателем Т. В. Павленко.

Знание языков – это рычаг мирного процесса, он ведет к развитию межкультурного общения. В я/с № 19 с 1997 года открыта группа с изучением корейского языка. Реализация программы осуществляется в тесной взаимосвязи дошкольной организации и корейского просветительного центра. Корейская культура очень богата играми, многие игры сложны для детей дошкольного возраста. Адаптированная программа (составители Н. А. Хан и Н. С. Тен) знакомит детей с культурой и бытом корейского народа, воспитывает уважение к традициям и обычаям, дети разучивают песни и стихи, пословицы и поговорки.

Знание не одного, а нескольких языков делает человека свободным в общении и выражении своих мыслей. Именно к такому образованию должны стремиться молодые люди. В современных условиях владение иностранными языками является признаком высокого уровня образованности. В основе этого лежит идея непрерывности и преемственности образовательного процесса. Принципы непрерывности и преемственности образования вовсе не случайно заложены в основу общего и профессионального образования в Законе «Об образовании » РК 2007 г.

В статье 22 Закона приводится своего рода таксономия логической последовательности уровней образования,  в основе которой лежит принцип непрерывности и преемственности. Это

1. дошкольное воспитание и обучение

2. среднее образование

3. профессиональное высшее образование

4. послевузовское профессиональное образование.

Для успешной реализации непрерывности и преемственности образования разных уровней не должны изолироваться друг от друга. Это создаст выгодные условия, в первую очередь, для обучающихся, которые, находясь на нижнем этапе обучения, смогут формировать знания о предстоящем уровне образования.

Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Поэтому одной из главных задач воспитательно-образовательной работы является работа с родителями. Это понятно всем педагогам. Ради ребенка мы должны объединить усилия профессионалов –  педагогов и близких для малыша людей. Мы должны быть вместе!

Преемственность воспитания в семье и детском саду должна быть реальной. В заключении подчеркну еще раз, что совершенное образование – это путь к миру и созиданию в общечеловеческом доме. А роль языка как средства общения при этом не подлежит оценке.

От редакции:

Приглашаем к разговору на эту важнейшую тему всех заинтересованных лиц.

Категория: Дошколенок | Добавил: collegy (2008-09-12)
Просмотров: 4121 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 5:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru