Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Изучение безударной гласной детьми с нарушениями речи в условиях общеобразовательной школы.

 

Написание безударной гласной представляет большую трудность для детей c нарушениями письма и чтения: они не видят ее в слове, не могут подобрать родственные слова, не могут из них выбрать проверочное слово, даже хорошо зная правило, не пользуются им на практике.

Для того чтобы преодолеть эти затруднения, необходима длительная целенаправленная и системная работа. Она начинается с того, что дети научаются выделять гласные звуки в слове, «прозванивая» их колокольчиками в ряду звуков, затем в отдельно произносимых звуках слов. При написании слов дети выделяют ударную гласную, ставя знак ударения, безударную гласную выделяют снизу жирной точкой. Важно, чтобы дети умели подбирать родственные слова, выделять в них корень. С этой целью хорошо использовать лото «Родственные слова». Каждый ребенок получает карточки с написанными словами (4 – 6 слов).

 

Образец карточки.

 

зеленеет

гористый

садовод

поход

 

Затем каждый из них по очереди бросает кубик, по выпавшему количеству точек, отбирает карточки с родственными словами из т.н. «базара», читает их, все участники игры разбирают подходящие и расставляют их  в столбики под своими словами основных карт. После того, когда маленькие карточки разобраны, начинается основная часть работы. Нужно найти корень в каждой группе родственных слов, найти слова, в которых гласная в корне нуждается в проверке, т.е. проверяемые слова, и те, в которых гласная в корне не нуждается в проверке, т.е. проверочные слова. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок. Лото позволяет обогатить словарный запас детей хорошим количеством родственных слов, помогает им осознать  на практике, что слова имеют общую часть и близки по смыслу,  в ходе игры дети научаются видеть слова, в которых безударную гласную надо проверять, а также подбирать к ним проверочные слова. На этом этапе полезны задания по подбору различных групп проверочных слов: единственное число существительных, множественное число существительных, уменьшительно – ласкательные формы существительных и т.п.

Далее дети играют в лото «Безударные гласные». У детей на руках карты со словами с пропущенной безударной гласной. Логопед читает проверочные слова,  а дети должны услышать проверочное слово, поднять руку, если слово ему нужно и сказать, какую букву нужно вставить. Логопед дает эту карточку с нужной буквой, и ребенок ставит ее на нужное место в карточке.

 

Образец карточки детей

                                                                                                          

п…тно

гр…бник

с..нева

приб…гу

…стух

         под…арить

   пл..щадка

н…чевать

 


  

 

 

Образец карточки логопеда

 

пятна

пятнышко

 

 

После того, как дети научаются хорошо играть в лото, им предлагается домино на безударную гласную: имеются карточки, на которых написаны слова с пропущенной безударной гласной над чертой, а под чертой написана любая гласная, не принадлежащая этому слову. Выкладывается первая карточка, дети подбирают нужную гласную, находят ее на следующей карточке и подставляют, как в обычном домино.

Образец

бр…вно

И

с…неет

Е

р…ки

Я

…дро

 

На этом этапе работы предлагаются традиционные задания, в которых нужно вставить безударную гласную. Очень нравятся детям заданий из книги Морозовой С.Л. «Ее Величество -  орфография». Затем  дается известная игра «Огонек». Детям предлагают карточку, на которой написано слово с пропущенной безударной гласной, за которым следуют несколько гласных, ребенку нужно цветной полоской закрыть нужную гласную. Когда все цветные полоски расставлены, сверху на карточку накладывается карточка - ключ в виде карточки с прорезанными отверстиями на месте гласной. Если во всех отверстиях видны цветные полоски, ребенок выиграл, «зажег огонек».

 

Образец карточки

 

н.члег

а

о

э

е

у

под.рил

о

ы

а

у

я

отв.чает

и

я

э

а

е

выд.ржит

и

ю

я

е

о

посм.трел

а

о

у

ы

э

           
     

По окончании этого этапа детям даются задания, в которых нужно исправить слова с неправильно написанной безударной гласной.

В завершении предлагаются задания, в которых даются схематическое изображение всех изучаемых правил русского языка, и карточки со словами на эти правила. Дети читают слова и поднимают карточку с соответствующим изображением правила.

Данная система работы позволяет успешно усваивать это правило даже детям с тяжелыми нарушениями. 

Логопед – психолог школы «Арай» Ким А.Е.

Категория: Особые дети | Добавил: collegy (2009-09-24)
Просмотров: 1797 | Теги: Логопед | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 3:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru