Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

нарушение звукопроизношения у детей
Музапарова К.А. (логопед)
Нарушения звукопроизношения у детей.
Нарушения звукопроизношения – это те дефекты речи, с которыми чаще всего приходится сталкиваться логопеду в своей работе. Нарушения звукопроизношения бывают разных видов:
• при нормальном слухе и сохранном состоянии центральной нервной системы (дислалия);
• при нарушенном слухе (дислалия у людей со сниженным слухом);
• при нормальном слухе и органической недостаточности функционирования центральной нервной системы (дизартрия);
• полное отсутствие звуков в речи или их крайне непонятное, даже близким людям, произношение из-за грубых нарушений со стороны центральной нервной системы (анартрия).
Нарушения произношения звуков проявляются у детей в дошкольном возрасте, именно тогда они и должны быть исправлены.Однако некоторые родители не придают особого значения нарушенной звукопроизносительной стороне речи своих детей: некоторым кажется неважным то, как говорят их дети; другие думают, что все дети говорят неправильно и со временем всё пройдет само; третьи имеют свой, совершенно «оригинальный» взгляд на проблему.
На самом деле, нарушения звукопроизношения потому и являются нарушениями, что не проходят сами по себе, их исправление требует специальной помощи. Если дефекты звукопроизношения не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы (особенно, если кто-то из сверстников начнет дразнить, а любителей обидеть в среде подростков всегда предостаточно); позже - ограничить в выборе профессии. Для того чтобы это предотвратить есть обязательные профессиональные осмотры при поступлении в детский сад и школу. Взрослым людям тоже крайне важно правильно произносить все звуки родного языка, ведь от того, насколько красиво и правильно говорит человек, зависит его успешность, его карьера, его место в современном мире. Нарушенное звукопроизношение нередко становится причиной профессиональной нереализованности или невостребованности людей в жизни. Так, например, человек желающий быть диктором на телевидении обязательно должен говорить правильно и красиво.
Как же проявляются нарушения звукопроизношения? При дислалии нарушается произношение всех групп звуков: шипящих (ш, ж, ч, щ); свистящих (с, з и их мягких пар; ц); сонорных (р, л и их мягких пар); заднеязычных (г, к, х и их мягких пар); переднеязычных (т, д и их мягких пар). Нарушения эти могут быть очень разнообразными: отсутствие звуков; замены звуков (например, вместо р – л; вместо к – т) искажения («щёчный» р; «боковой» ш; горловой л).
У людей со сниженным слухом, как у детей, так и у подростков и взрослых, возникают затруднения в различении шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных. Вместо «бабочка» получается, например, «папочка».
При дизартрии страдает не только произношение согласных звуков, но и произношение гласных, а также дыхание и выразительность речи. Кроме того, дефекты звукопроизношения при дизартрии носят более стойкий характер, чем при дислалии, и требуют более сложной работы по их устранению.
При анартрии, поскольку звуков в речи практически нет, на первое место выступает неврологическая симптоматика: слюнотечение, нарушение подвижности губ и языка, гипомимичность лица, нарушенное дыхание и т.д.
Причины нарушений звукопроизношения очень разнообразны, и от их правильного определения зависит успешность устранения этих нарушений. Причинами возникновения дислалий могут быть:
• дефекты строения речевого аппарата (укороченная уздечка языка; неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);
• неправильное воспитание речи ребенка в семье («сюсюканье»);
• подражание неправильной речи;
• двуязычие в семье;
• снижение физиологического слуха.
Дизартрию и анартрию вызывают органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка или на мозг взрослого человека:
• внутриутробные поражения плода;
• родовые травмы (например, асфиксия);
• несовместимость матери и плода по резус-фактору;
• инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты);
• детский церебральный паралич (ДЦП);
• нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма.
Нарушения звукопроизношения, даже самые серьёзные, - это, практически всегда устранимые дефекты. Почему же так много взрослых людей говорят, неправильно произнося целый ряд звуков русского языка? Самое главное в исправлении нарушений звукопроизношения, как уже говорилось выше, - это правильное определение причины нарушения. Очевидно, что каждой причине должен соответствовать конкретный способ коррекции. Если исправлять нарушенное произношение у человека, страдающего дизартрией, используя методы коррекции дислалий, эффект будет незначительный или его не будет совсем. Понятно, что человек может разочароваться и махнуть рукой на свою проблему, продолжая испытывать от неё неудобства. Кроме того, диагноз «дизартрия» ставит врач и назначает медикаментозное лечение.
Таким образом, устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный и своевременный характер.
Литература.
1. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб.: Наука, 1994.
2. Логопедия. / Под ред. Волковой Л. С. М.: Просвещение, 1989.

Источник: http://Литература. 1. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб.: Наука, 1
Категория: Особые дети | Добавил: Ласточка1540 (2015-01-16) | Автор: Музапарова Карлыгаш E
Просмотров: 384 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru