Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Логопедическое занятие в 3 классе коррекционно- развивающего обучения по теме: Дифференциация Р-Л.
Тема: Дифференциация Р-Л

Цели:

Образовательные:
• Способствовать развитию звуко- буквенного анализа.
• Способствовать развитию фонематического восприятия.
• Познакомить со звуками Р-Л как звонкими согласными.
• Учить различать звуки по твёрдости- мягкости.
• Дифференциация Р-Л в слогах, словах и предложениях.
• Совершенствовать навык чтения и письма слов и предложений.
• Обогащение и активизация словаря.
• Развитие лексико-грамматического строя речи.
• Развитие связной речи.

Коррекционно- развивающие:

• Коррекция и развитие внимания, памяти, различных форм мышления (наглядно- действенное, наглядно- образное, словесно логическое)

Воспитательные:

• Воспитание патриотизма, любви к родной земле.
• Воспитание личностных качеств, умения работать в коллективе.
• Воспитание интереса к предмету.

Оборудование:

Звуковая мозаика, изображение Тулпара, игрушка верблюжонка, картины с изображением степи, пустыни, гор, карта Казахстана, цветные карандаши, зеркала, индивидуальные тетради, карточки с заданиями.

Ход занятия.

1.Ритуал начала:
Кружочек:

Встанем вместе, встанем в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко ладошку к ладошке прижмем
И с пожеланий день свой начнем:
Я желаю вам удачи, и здоровья, и добра.
Мы хотим, чтоб на планете
Никто не плакал никогда.
Пусть нам солнце ярче светит,
Мы хотим большими стать,
Будем счастливы на свете,
Много, много будем знать.
А гостям мы пожелаем
С пользой время провести.
Интересное увидеть
И с собою увезти.

Садимся на свои места.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.

2.Мобилизующий этап:

• Наш урок мы начнем как всегда с коврика для артикуляционной гимнастики. Внимательно слушаем слова. Рак- назовите последний звук, работа- назовите третий звук, радуга- назовите согласный в третьем слоге, лак- назовите последний звук, лоза- назовите глухой согласный в первом слоге. Коврики получились очень красивые, можно делать гимнастику для язычка.
Мы с веселым язычком
Дружно, весело живем.
Рано просыпаемся
И солнцу улыбаемся
1,2,3,4,5- губки можно отпускать.

Приведем себя в порядок,
Зубки нам почистить надо.

Сделаем себе прическу.
Где же новая расческа?

Вот и завтракать пора,
Все на кухню детвора.
Тесто быстро заведем,
Пирогов мы напечем.

Пироги все хороши,
Мы наелись от души
Рот вареньем замарали
Быстро губки облизали.

Вот и чайник закипает,
Чай душистый предлагает.
Чай мы в кружечку нальем,
Подуем, чтоб остыл и пьём.

После завтрака немножко
Поиграем на гармошке.
Язычок вверх поднимаем,
Ротик шире открываем.
Теперь ротик закрываем,
Язычок не отпускаем.
1,2,3,4,5- будем долго мы играть.

Мы играли на гармошке
И услышала нас кошка.
На нас сердится опять
Что не взяли поиграть.

Навестим теперь лошадку,
Ей дадим мы шоколадку.
Вот на ней бы покататься,
В дали дальние умчаться.

3.Формулирование темы и цели занятия:

• Ребята, давайте вспомним слова, которые помогли нам сделать коврик для артикуляционной гимнастики.
• Рак, работа, радуга, лак, лоза, ласка.
• Назовите звуки, при помощи которых эти слова можно разделить на 2 группы.
• Это звуки Р и Л.
• Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
• Тема сегодняшнего урока: дифференциация Р-Л
• Напомните мне , что обозначает слово дифференциация?
• Дифференциация- это различение.
• Отталкиваясь от темы сегодняшнего урока сформулируйте цель урока.
• Цель нашего урока учиться различать звуки Р-Л и буквы, которые их обозначают.
• Да, ребята сегодня звуки Р и Л у нас дежурные и весь урок будут с нами работать. Давайте откроем наши тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока.

4. Изучение нового материала.

• Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей, но мы ждем еще одного гостя. А вот кого вы узнаете, если расшифруете слово.
• Дети работают по индивидуальным карточкам. Нужно расшифровать и записать слово.
• Какое слово получилось?
• Получилось слово Тулпар.
• Посмотрите какой он красивый. Вы знаете, кто такой Тулпар?
• Тулпар- это небесный конь. Он как птица, обладает крыльями и может в одно мгновение перенести нас куда угодно.
• А вы встречали где-нибудь упоминание о Тулпаре?
• В сказках. Тулпар спутник батыров. Он всегда помогал своим хозяевам мудрым советом.
• А еще крылатые кони изображены на Гербе Казахстана. У небесных коней и их родственников, коней обычных, много заслуг перед людьми. Конь в степи- первый помощник и друг человека.
• Произнесите слово Тулпар, выделяя в нем последний звук. Назовите последний звук в слове.
• Это звук Р
• Произнесите звук Р перед зеркалом. Расскажите как располагаются органы речи при его произнесении.
• В каком положении находятся губы?
• Губы растянуты.
• В каком положении находятся зубы?
• Зубы сближены.
• В каком положении находится язык?
• Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, альвеолам и дрожит, вибрирует.
• Давайте поднесем ладонь ко рту и произнесем звук Р. Вы почувствуете как посередине языка идет воздушная струя.
• Произнесите звук Р еще раз. Определите как проходит звук при его произнесении, свободно или встречает преграду.
• Воздух встречает преграду.
• Если воздух встречает преграду значит какой звук Р гласный или согласный?
• Звук Р согласный.
• Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Р еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко?
• Если горлышко дрожит значит какой звук Р- звонкий или глухой?
• Звук Р- звонкий.
• Как произносится звук Р в слове Тулпар твердо или мягко?
• Звук Р в слове Тулпар произносится твердо.
• Придумайте слово где звук Р произносится мягко.
• Дайте полную характеристику звука Р
• Звук Р согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.
• Произнесите слово Тулпар выделяя 3 звук.
• Какой 3 звук в слове Тулпар?
• В слове Тулпар 3 звук Л
• Произнесите звук Л перед зеркалом. Расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении.
• В каком положении находятся губы?
• Губы в улыбке.
• В каком положении находятся зубы?
• Зубы сближены.
• В каком положении находится язык?
• Широкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам.
• Произнесите звук Л еще раз. Определите как проходит воздух при его произнесении. Свободно или встречает преграду?
• Воздух встречает преграду.
• Если воздух встречает преграду значит какой звук Л гласный или согласный?
• Звук Л согласный.
• Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Л еще раз. Ощущаете ли вы как дрожит горлышко?
• Если горлышко дрожит значит какой звук Л- звонкий или глухой?
• Звук Л- звонкий.
• Как произносится звук Л в слове Тулпар твердо или мягко?
• Звук Л в слове Тулпар произносится твердо.
• Придумайте слово где звук Л произносится мягко.
• Дайте полную характеристику звука Л
• Звук Л согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.
• Давайте вспомним все о звуках Р и Л и заполним таблицу.
• Ребята, наш Тулпар небесный конь, он летает среди звезд, отдыхает тоже среди звезд. Мы в с вами тоже отдохнем среди звезд.
(У детей в руках резиновые звездочки, которые загораются, если их сжать в руке)

Звездочку в руках сожму
Как мерцает погляжу
Высоко подкину вверх
И словлю быстрее всех.
Снова звездочку сожму
Чтоб она погасла.
И на парту положу
До следующего раза.

• Наши звездочки погасли, а у Тулпара на небе звезды зажигаются. Давайте прочитаем, что говорит нам первая звездочка.
• ВСЕ ЗЕМЛИ ХОРОШИ, А СВОЯ ТАК ЛУЧШЕ ВСЕХ!
• Почему мы так говорим?
• Потому что самая лучшая земля- это родина, место где ты родился. Здесь всё знакомое, родное, дорогое, здесь живут близкие люди.
• Вспомните, какую пословицу вы учили на уроке казахского языка.
• Тұған жер - алтын бесік. Родная земля- золотая колыбель.
• Тулпар приглашает нас совершить путешествие по нашей Родине.
• Как называется страна, в которой мы живем?
• Страна, в которой мы живем называется Республика Казахстан.
• Назовите столицу Республики Казахстан.
• Столица Республики Казахстан- город Астана.
• Кто является главою нашей страны?
• Глава страны – Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.
• Как называется наш родной город?
• Наш город называется Абай.
• В честь кого был назван наш город?
• Наш город был назван в честь великого поэта и просветителя Абая.
• Путешествие нам предстоит непростое. Страна наша огромная, но у нас есть хорошие помощники звуки Р и Л и наш крылатый Тулпар.
• Прежде чем отправиться в путь мы должны заполнить наши волшебные билеты. А помогут нам в этом наши дежурные звуки Р и Л. Слушаем только эти звуки.

5. Закрепление темы:

Графический диктант:

• Казахская народная мудрость гласит: Если шестеро врозь, лежащее во рту теряют; если четверо заодно, улетевшее в небо достают. Как вы объясните эту народную мудрость, почему так говорят?
• Правильно, если люди врозь, то даже самое простое дело им не по силам, а если вместе, то любое самое трудное дело по плечу. И мы с вами дружно преодолеем все препятствия на нашем пути. А теперь внимательно слушаем и определяем есть ли в словах наши дежурные звуки, если есть записываем, если нет ставим прочерк. А теперь проверим и исправим ошибки.
• Итак, отправляемся в путь. Тулпар нам поможет. Произносим волшебные слова.
Закрываем мы глаза
Ожидаем чудеса
Ты неси нас конь крылатый
Неизвестному мы рады
1,2,3,4,5 глазки можно открывать.
• Первая остановка в степи. Казахстан- это страна степей. Не горы и долины, не леса и озера, а степь здесь самая главная. Она занимает одну пятую территории республики. Степь это главная хлебная житница нашей страны. На её полях выращивается главное достояние республики- пшеница. Прочитаем народную мудрость на второй звездочке: Самая святая пища- хле…Чтобы правильно записать слово хлеб, какое правило нам надо вспомнить?
В конце слова без сомненья
Происходит оглушение.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Зуб на зубы, лёд на льды
Будешь грамотным и ты!
• Подберите проверочное слово к слову хлеб.
• Хлеб- хлеба.
• Чтобы взять на память колосок с хлебного поля нужно выполнить задание.
• Прочитайте внимательно сочетания слов, давайте вставим пропущенные буквы и подберем проверочное слово.
Сладкий пиро…
Крутой обры…
Прозрачный лё…
Весёлый хорово…
Деревянный сто…
• Прочитайте и запомните полученные словосочетания. А теперь запишите словосочетания по памяти, ориентируясь на первое слово. Подчеркнуть в словах дежурные буквы Р и Л. Р- одной чертой, Л- двумя чертами. Обменяйтесь тетрадями и проверьте ошибки.
• Мы с армии побывали в степи и теперь наш путь лежит в горы. Прочитаем народную мудрость на третьей звёздочке: «Вершину одолеет идущий». Перед тяжелым подъёмом в горы мы с вами немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика.

Тара-тара-тарах
Раскатился гром в горах,
Прогремел над чёрной тучей,
Прорычал над чёрной кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Всё равно гулять пойдём!

• Отправляемся в горы. Наш верный друг Тулпар нам поможет. Произнесём волшебные слова.
Закрываем мы глаза,
Ожидаем чудеса.
Ты неси нас конь крылатый.
Неизвестному мы рады.
1,2,3,4,5 глазки можно открывать.
• Казахстан- это страна гор. Горы занимают значительную часть нашей страны. Мы сейчас находимся на самой высокой горе Казахстана- пике Хан- Тенгри. Её высота составляет 6 695 метров над уровнем моря. Эта гора названа в честь верховного бога древних тюрков, который отвечал за небо. Пик Хан- Тенгри всегда покрыт снегом. На его вершине день и ночь дуют свирепые ветры. Не боитесь подниматься на такую высоту? Альпинистского снаряжения у нас нет поэтому попробуем построить дорогу до вершины горы. Для этого нам нужно выполнить следующее задание, из которого вы узнаете какие растения можно увидеть в горах Казахстана, каких животных и птиц.
• Прочитайте и запишите на красной дорожке слова, обозначающие животных, на синей дорожке слова, обозначающие птиц, на зеленой дорожке слова, обозначающие растения. Подчеркните синим цветом слова с твердыми звуками Р и Л и зеленым цветом слова с мягкими звуками Р* и Л*. Кто выполнит задание может начинать строительство дороги.
• Даются слова: ковыль, горный козел, филин, боярышник, бурый медведь, лиса,берёза, альпийская галка, барс, ель, кедровая сосна, волк, эдельвейс, альпийская ромашка.
• Вот мы и добрались до вершины пика Хан- Тенгри. Отсюда можно увидеть три страны- на родной Казахстан и соседние государства Кыргызстан и Китай. И отсюда хорошо видна пустыня Кызылкум, куда лежит дальнейший путь. Произнесем волшебные слова:

Закрываем мы глаза,
Ожидаем чудеса.
Ты неси нас конь крылатый.
Неизвестному мы рады.
1,2,3,4,5 глазки можно открывать.

• Казахстан –это страна пустынь. Они занимают больше половины его территории. Мы сейчас находимся с вами в самой большой пустыне Кызылкум или Красные пески. Вы знаете что- нибудь о пустынях?
• (обобщить ответы детей) В пустынях нет воды и летом сильная жара. Многие думают что пустыня- безжизненна. Это так и не так. Там, где в округе одни пески и нет поблизости колодцев или родников, в самую жару жизнь замирает. Но там, где вода- жизнь бурлит. Даже маленького дождика достаточно, чтобы мгновенно похорошела пустыня. Растения, животные, птицы и насекомые хорошо приспособились к жизни в пустыне. Они научились экономно использовать воду. Животные пустыни чаще всего ведут ночной образ жизни или впадают в летнюю спячку.
• Вы можете взять на память цветки пустыни, только чтобы оживить их, нужно опустить цветы в воду. Попробуем? (Цветы сделаны из тонкой цветной бумаги, лепестки загибаются пополам, в воде цветы распускают свои лепестки). Посмотрите, внутри каждого цветка буква. Попробуйте составить из этих букв слово. Какое слово получилось?
• Получилось слово верблюд.
• Правильно, а вот и он, верблюд- корабль пустыни. Он привез нам рассказ о себе. Но от жары все предложения рассыпались, перепутались, а наши дежурные буквы вообще засыпало песком. Вы должны будете восстановить засыпанные буквы и сложить из данных предложений рассказ.

ВЕРБЛЮДЫ.

Ве…б…юды неутомимые животные, п…еодо..евают тысячи ки…омет…ов в пустынях. …етом в пустыне жа…ко и сухо. Пить хочется, а воды нет. Воду ве…б…юды носят с собой. Обнаружив водопой, они выпивают за один раз более 60 …ит…ов воды. В го…бах ве…б…юдов соде…жится запас жи…а. Жи… -это вода и еда однов…еменно. Б…агода…я такому запасу они могут сове…шать д…ите…ьные пе…еходы по пустыне.

• Читаем рассказ.
• Здесь в пустыне Кызылкум мы и закончим наше сегодняшнее путешествие, попрощаемся с верблюдом и вместе с нашим Тулпаром отправимся домой в родной город Абай. Произнесем волшебные слова:

Закрываем мы глаза,
Ожидаем чудеса.
Ты неси нас конь крылатый.
Неизвестному мы рады.
1,2,3,4,5 глазки можно открывать.

Итог занятия.

• Вот, ребята, мы с вами и дома. Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие?
• Что нового вы сегодня узнали?
• Какие звуки вам сегодня помогали?
• Что общего у звуков Р и Л?
• Чем отличаются звуки Р и Л?
• Наш сегодняшний помощник Тулпар прощается с нами. Он дарит вам на память волшебный сундучок. В этом сундучке находятся фрукты, в названиях которых есть дежурные звуки. Подкрепитесь после долгого путешествия.

Категория: Особые дети | Добавил: FABA (2010-03-25) | Автор: Цай Ульяна Алексеевна E
Просмотров: 4602 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-17, 1:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru