Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Доклад «Некоторые тенденции развития современной семьи»
«Некоторые тенденции развития современной семьи»
Коломиец Г.П., учитель трудового обучения
КГУ «Рудненская специальная школа для детей с особыми образовательными потребностями»
Управления образования акимата Костанайской области

Семья была, есть и будет. История пока не дала альтернативы семье. Семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи.
Какова же наша семья сегодня?
Новая структура семьи обусловливается четко проявляющимся процессом отделения взрослых детей. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой и положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность, ответственность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нарушается в этом случае и постоянное общение с дедушкой и бабушкой, которое очень благотворно для внуков. Умение проникать в душу другого, терпимость, необходимая в общении с детьми, определенная свобода от своих профессиональных занятий дают большую возможность именно бабушкам и дедушкам налаживать положительные контакты со своими внуками и ненавязчиво на них воздействовать. Отсутствие же контактов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков. В этом случае появляются и заброшенные одинокие старики. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. И тут задача заключается в том, чтобы смягчить негативные следствия этого процесса.
В семье наблюдается активный процесс демократизации внутрисемейных отношений. В такой семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда, строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу и жене необходимы понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Женская эмансипация в большой степени способствовала тому, что справедливое равенство в семье между супругами становится непременным условием благополучия и счастья семьи.
Демократизация отношений в семье в первую очередь, изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой. От взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности, функции к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными. Сложнее и труднее идет процесс демократизации между поколениями. Еще многие родители придерживаются авторитарных методов воспитания, используют приказания, категорические требования, запрещения без особых разъяснений, физические наказания. Конечно, это не грубый, жесткий авторитаризм, свойственный патриархальной семье. Это авторитаризм просвещенный, когда родители, имея высшее образование, нередко педагогическое, знают, что так нельзя воспитывать ребенка, но не могут освободиться до конца от авторитарных, подавляющих методов воспитания. Это не физическое наказание. От него просвещенные родители чаще всего отказываются. Но жизнь ребенка строится на детальном расписании всех его дел и даже интересов, жестком контроле. У ребенка отсутствует минимальная свобода, возможность самовыражения.
Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть страшным. Общественное мнение стало воспринимать развод как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. Интересны причины этого процесса. Часто это алкоголизм и грубость супругов, неспособность к адаптации.
В 90-е годы в связи с резко изменившимися экономическими условиями в стране, потрясения затронули и семью. Прежде всего, появились совершенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе на основе профессиональной деятельности выделялось три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в новых условиях можно выделить семью миллионера, семью бизнесмена, уличного торговца, семью безработного и т.д. Эти семьи наряду с традиционными семейными проблемами, порождают новые проблемы психологического и социокультурного плана, такие как ребенок и заработок, ребенок и духовное его развитие и др. При этом члены таких семей не только не знают, как их решать, но зачастую и не видят их. Например, семья уличных торговцев. Родителей нет дома целыми днями, дети предоставлены самим себе. Дефицит родительского внимания компенсируется деньгами, вещами. Воспитательный потенциал такой семьи невелик. Интересна в воспитательном плане и семья безработного, в которой родители, теряя возможность содержать семью, теряют авторитет у детей. У ребенка разрушается чувство безопасности, которое ему необходимо для нормального роста и развития. В семье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом.
На основании эмпирических данных можно говорить и о разных формах семьи. В ХХ веке, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без детей, получили распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одни родителем. Неполная семья – результат овдовения или развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни – наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из родителей.
В последнее время широкое распространение получили альтернативные семьи. Это, прежде всего, внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может или уже появился ребенок. Сожительство – это удел молодых. Либерализация общественного мнения по отношению к сожительству обуславливает взгляд на него как на нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.
Хочется отметить еще одну своеобразную форму брака – это раздельное проживание супругов. Необходимо отметить, что интерес к такой модели семьи не угасает. А в связи с процессом становления и развития индивидуальности, самостоятельности, особенно женской, такая форма семейной жизни вполне реальна, особенно у людей, имеющих большие доходы. С ней связывается возможность реального равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.
С появлением “новых русских” широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи - это возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющий от него внебрачного ребенка. Другими словами, мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка. При этом он выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Зачастую женщины знают о существовании друг друга и не возражают против этого. Семейные отношения в данной семье чреваты непредсказуемыми эмоциональными и психологическими стрессами и поэтому вряд ли она жизнеспособна.
В последнее время в семье отношения между мужем и женой строились по принципу взаимозаменяемости, где отсутствовало жесткое закрепление обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, жена становится хозяйкой дома со всеми вытекающими отсюда обязанностями, во-вторых, сокращение производства, прежде всего, сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывщиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменились полностью материнским уходом.
Говоря о возврате традиционных ролей мужчине и женщине, необходимо отметить, что эта традиционализация осуществляется совершенно на новом социальном фоне. Мужчина более чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как раньше. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообразные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рамки брака. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.
Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная сфера), из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг. Экономическое неблагополучие семьи прежде всего сказывается на детях, которые не получают многое из того, что им необходимо. Это оборачивается утратой равных стартовых позиций для развития детей. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня. В таких семьях главная задача – выжить в данной ситуации. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Материальные проблемы, став главными в семье, разрушают её гуманистическую сущность. Прежде всего, это проявляется в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются лишь материальные проблемы (не только в малообеспеченных семьях), когда в общении недостаточно теплоты, заботы, внимания. Такое противостояние в подростковом возрасте вызывает лавинообразный рост агрессии, садизма, немотивированной преступности. Следствием этого отчуждения является также и ранний сексуальный опыт. По утверждению психологов, дети, лишенные родительской любви, испытавшие её недостаток, компенсируют это ранними половыми связями. Самым же сильным выражением нравственно-эмоционального отторжения являются, на наш взгляд, участившиеся случаи убийства (рационального, сознательного или в момент раздражения, гнева) детьми своих родителей.
В семье дети не только рождаются, но и воспитываются. Главная задача семьи – формирование гуманистических, нравственных начал в ребенке. Семьи в силу своих особенностей имеет эту возможность. Именно семья имеет такую атмосферу (речь идет о благополучной семье), в которой у ребенка формируется способность жалеть, сочувствовать, сопереживать другому, способность “со-радоваться, со-веселиться и со-печалиться” с другим человеком, “со-присутствовать” ему. Этому способствуют три вида любви в семье: любовь супружеская, любовь родительская и любовь детская. Переплетаясь между собой, эти три вида любви и создают особую, благоприятную для ребенка, атмосферу. Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отношениями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформируют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на её воспитательный потенциал.
В семье формируется способность любить другого человека, способность к эмоциональному контакту с другим. Главную роль в этом процессе играет мать. Отношение “мать – дитя” является первичной человеческой нравственности, человеколюбия. В отношениях с матерью закладывается в ребенке первичный нравственный опыт, первичные нравственные представления и отношения. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ребенка. Дефицит материнской любви, а тем более её отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление.
Что же представляет собой современная мама? Какой характер носит отношение “мать – дитя”? Нужно отметить, что некоторые современные мамы признают, что не испытывают горячей любви к своим детям, что их отношение к ним базируется лишь на ощущении необходимости как-то выстраивать свои отношения с детьми. Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми либо из-за незнания, либо из-за отсутствия умения налаживать контакты с ребенком. Появились матери, которые продают своих детей, отправляют детей на заработки, оставляют в роддоме, а иногда и убивают. Растет детская беспризорность, число отказных детей, обуславливая сиротство при живых родителях. Материнская любовь по своей сути жертвенна. Мать маленького ребенка, любящая его, жертвует ради него своим отдыхом, своими интересами и желаниями. Такой жертвенности, в самом лучшем смысле этого слова, не достает современным мамам. Для обозначения этого феномена появился специальный термин “уклоняющееся материнство”, т.е. материнство не полноценное, частичное.
Последствия перечисленных особенностей функционирования современной семьи далеко не однозначны. Возможны как позитивные, так и негативные следствия. Чтобы блокировать отрицательные моменты в развитии семьи, чтобы помочь семье, необходима тщательно выверенная и логически выстроенная система семейной политики. Чтобы создать эту систему, прежде всего, необходим теоретический анализ жизнедеятельности семьи на современном этапе.
То, что произойдёт в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. В конце концов, полного уничтожения семьи не наблюдается.
А вместе с тем можно уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое. Как мы видим, история семьи сопровождается постепенной утратой её функций. Современные тенденции указывают, что монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранятся и в будущем. Однако произойдёт частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьёй, будет в большей мере разделена между семьёй и посторонними людьми (воспитателями игровых центров). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье.
Таким образом, семья займёт своё место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку изменение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из общества.

Список использованной литературы

1. Социология. Учебник. /Под ред. Кравченко А.И. Арсофт, 2005.
2. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003
3. Психология семейных отношений. Ковалёв С.В.- М.: Педагогика,1987.
4. Социология: 3 том: Социальные институты и процессы. Добреньков В.И., Кравченко А.И.
5. Семья и общество/ Отв. ред. А.Харчев.-М.:Наука,1992.
Категория: Особые дети | Добавил: gabur1957 (2017-03-28) | Автор: Коломиец Г.П.
Просмотров: 112 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-12-17, 11:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [745]
Опыт [517]
Научная кафедра [222]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [224]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [820]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1207]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1831]
Краеведение [96]
Начальная школа [4037]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1608]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [474]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1214]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [549]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [44]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru