Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Формы работы с детьми по привитию им познавательного интереса к математике
Тетеря Т.П. Школа- лицей № 7 г.Семей. Формы работы с детьми по привитию им познавательного интереса к математике Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый – «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а следовательно, не одаренных от природы людей не бывает. Когда нам предлагают «создать банк одаренных детей», то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведет на очередной олимпиаде или конференции. Вовсе не удивительно, что одаренными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по иностранному языку… Но, если признаться, то найти «одаренного» именно по своему предмету очень сложно. Поэтому основным направлением работы в школе является создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарен больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одаренности детей. Творческое отношение к изученному предмету стимулирует проявление одаренности. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта … Актуализация проблемы «Работа с одаренными и талантливыми школьниками» обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти уходящего ХХ века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Не случайно популярными стали слова известного психолога К.Роджерса (1987) о том, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». Школа, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческости учащихся и поиске одаренных детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе. Работа с одаренными детьми Организация индивидуальной работы с одаренными учащимися занимает в педагогической практике важное место, так как позволяет школьникам максимально реализовать свои таланты, способности и тем самым стимулирует развитие всей целостной совокупности качеств личности обучающихся. Кроме того, своевременное выявление способностей учащихся, выходящих за рамки изучаемого предмета, позволяет правильно направить их учебную самодеятельность; в результате они успешно продолжают обучение в профильных группах, углубленно изучают математику, отлично выступают на олимпиадах, конкурсах различного уровня. Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности. Исходя из этого, в нашей школе создана система работы с детьми с математическими способностями, целью которой являются активизация познавательной деятельности учащихся и развитие математических способностей учащихся. Вся работа исходит от методического объединения учителей математики, которое является структурной единицей методического объединения учителей естественно-математического цикла. Работа методического объединения имеет два направления: работа с учащимися и методическая работа. Можно выделить два аспекта деятельности учителей математики: - организация традиционной урочной деятельности ; - организация внеурочной и внешкольной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность включает в себя работу математических кружков, олимпиады, проведение математических недель, участие в работе заочных математических школ, научное общество учащихся, расширенное обучение по математике, подготовку к поступлению в учебные заведения. Методическое направление работы методического объединения заключается в составлении программ занятий кружков, их апробации, в выработке комплекса мероприятий по диагностике, разработке мероприятий недель математики, обобщении опыта работы. Для развития математических способностей учащихся большую роль играет урок-урок математики. На уроках помимо традиционных методов обучения применяем методы дифференцированного и индивидуального обучения. Учет индивидуальных особенностей учащихся, работа по дифференцированным заданиям повышают умственную активность, формируют самостоятельность, создают благоприятный психологический климат в классе. Уровневая дифференциация на уроках осуществляется не за счет различий в объемах преподаваемого материала, а за счет различных уровней требований к усвоению. Так как ученики с математическими способностями различаются по признаку быстроты их мышления, некоторые учащиеся изучают урочный материал по своему темпу, опережая своих одноклассников в прохождении программы. И так как мы находимся в рамках классно-урочной системы, у них появляется возможность на уроке углубить, расширить свои знания. Также на уроках широко применяется такая технология как мастерская. Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, но не даются, не передаются, поэтому, возможно, что так до конца занятия и не прозвучит истина, которую знает учитель. Тем самым создается хорошая посылка для размышлений. В мастерских у детей развивается и креативное мышление, воображение. У учащихся развивается мотивация, интерес к предмету. Дети, сами открыв какие-то истины, лучше их запоминают и лучше могут их использовать в разных ситуациях. У детей развиваются умения и желания сотрудничать при выполнении коллективной творческой деятельности. Идет становление позитивной, адекватной Я-концепции. Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательой деятельности учащихся на уроке. Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы являются следующие: • пробуждение и развитие устойчивого интересе учащихся к математике и ее приложениям; • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу; • развитие математических способностей и мышления у учащихся; • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; • создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса; • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике; • расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки; • осуществление индивидуализации и дифференциации; • разностороннее развитие личности В содержании внеклассной работы с учащимися, интересующимися математикой, можно отметить следующее: 1. В содержание внеклассной работы включаются вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике, но примыкающие к ней. Это признаки делимости чисел на 7; 11; геометрические построения при помощи одной линейки и т.п.; исторические экскурсы по той или иной теме, математические софизмы, задачи повышенной трудности и т.д. 2. В содержание внеклассной работы включаются и вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т.п. 3. В старших классах учитывается профиль, который выбрали учащиеся. Кружковая работа охватывает учащихся с начальных классов до 8-го класса. Основными принципами кружковой работы являются: учет возрастных особенностей, демократичность, т.е. заниматься приходят все желающие, интересность, доступность, расширение учебного материала. В 5-6 классах продолжается формирование компонентов математических способностей. Кроме того задания в этой возрастной группе должны развивать гибкость мышления, стремление к более рациональному решению задачи. В программу кружков 5 и 6-х классов включаются такие темы, как «Принцип Дирихле», «Круги Эйлера», «Графы», «Ряды натуральных чисел», а по темам «Признаки делимости», «Проценты», «НОК и НОД» идет расширение урочного материала. Также рассматриваются задачи на части, на движение, на дроби, на составление уравнений и логические. В начальных и средних классах используются такие формы работы, как математические игры, занимательные задачи, разгадывания головоломок, викторин. В 7- 8 классах ведется работа по развитии компонентов математических способностей. Формы работы от занимательности переходят к проблемным, поисковым. В программу 7-8-х классов мы включаем рассмотрение задач на «Инварианты», «Разбиения и раскраска плоскости», «Модули», текстовые задачи, элементы комбинаторики, расширяем урочный материал по темам «Степени», «Разложение на множители», «Функции». К 9-у классу определяется постоянный состав учащихся, занимающихся в математическом кружке. В 9-11 классах ведется расширенное обучение по предметам выбора. Рассматриваются такие темы: «Уравнения, содержащие знак модуля», «Уравнения с параметром», «Неравенства, содержащие модуль», «Уравнения высших степеней», «Иррациональные неравенства», «Функции и их графики». Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида внеклассной работы. 1. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в городской (районной) или областной олимпиаде. 2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащимся. К ней относятся факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. 3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно-практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п. На практике все эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом. Как уже говорилось, для полноценного развития одаренных учащихся, всесторонней реализации их задатков, способностей и возможностей необходимо активно привлекать их к разнообразной учебной и внеучебной деятельности. Плодотворными способами организации такого рода деятельности являются: • математические олимпиады, в том числе дистанционные; • творческие проекты; • викторины и подобные им соревнования; • организация групп углубленного изучения математики в 8-11 классах; • система математических кружков. В рамках нашей школы все эти методы самореализации учащихся давно и прочно вошли в педагогическую практику. На сегодняшний день в школе действует четкая система олимпиадной подготовки, включающая сеть кружков занимательной математики в 5-7 классах, олимпиадных математических кружков в 8-11 классах, школьные математические олимпиады и иные интеллектуальные турниры. Все это позволяет, с одной стороны, подготовить обучающихся к участию в математических олимпиадах различного уровня; с другой стороны, накопить достаточный материал, объективно характеризующий внеучебные достижения школьников. Отчет об олимпиадных успехах служит важнейшей составной частью раздела «Внеучебные достижения» портфолио обучающихся, которые они представляют ежегодно как одну из форм качественной оценки своей учебной деятельности с 1 по 11 класс. Особое внимание уделяется творческой проектной деятельности учащихся старших классов, которая позволяет оптимально сочетать и совершенствовать основные виды мыслительной деятельности школьников: программирование, конструирование, планирование, исследование, получить ощутимые результаты учебной и поисково-творческой работы учащихся, воплощенные в учебном продукте, углубить допрофессиональную подготовку, повысить интерес учащихся как к самостоятельной исследовательской деятельности, так и в целом к учению. В процессе выполнения обучающимися творческих проектов учитель осуществляет поэтапное руководство, включающее совместный выбор темы, вида, методов исследования, подбор литературы, разработку плана работы, сопровождение исследования, подбор задач, тестирование промежуточных и окончательных результатов, организацию предзащиты и защиты проекта. Поиск фактического материала осуществляется с широким применением современных технических средств: компьютерных носителей информации, Интернета, что не отменяет собственно учебного исследования, но поддерживает его информационно. Защита работы, представление ее результатов также осуществляется с использованием информационных технологий, оформляется в виде компьютерных презентаций. Таким образом, концепция работы с одаренными детьми в нашей школе позволят развить у них столь важные качества, как способность к творчеству, рефлексии, прогностической деятельности, самостоятельность, уверенность в своих силах, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность мышления, умение контролировать собственную учебную деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих ее действий, высокий уровень мотивации. Это позволяет добиться главной цели образования – воспитать грамотного, свободно и самостоятельно мыслящего человека, готового к жизни в современном обществе. Список литературы 1. Концепция выявления поддержки и развития одаренных детей в РК. Дарын – 1999г № 3 2. Лейтес Н.С. Психология одаренных детей и подростков. – М.: Академия, 1996 3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986 5. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике. М.: Айрис-пресс, 2006г 6. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков М.: Просвещение, 1971 7. Festival. 1 september. ru. / subjects ( 1 )
Категория: Особые дети | Добавил: змея (2011-07-06) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 4154 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 7:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru