Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Доклад на тему "Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся вспомогательной школы"
Казахстанская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности.
Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это
целенаправленная и систематическая деятельность школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
В «Комплексной программе воспитания в организациях образования РК» на 2006-2011 годы разработаны Критерии патриотической воспитанности:
- целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
- дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
- коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
- здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Здесь важно, чтобы произошло принятие нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Здесь задачей -доминантой является формирование социально – культурных ценностей на уровне представления. Система ценностей, ориентированных на усвоение: Родина как место, где родился человек. Родной язык. Государственные символы и атрибуты РК. Формирование понятий мужество, отвага, дружба.
Идёт воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с самого раннего детства, необходимо еще в начальной школе вызывать у ребят интерес к политической жизни в стране. В совре¬менном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Де¬ти любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенно¬стей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и со¬бытий.
Далее задача - доминанта – расширение представления о социальном устройстве жизни, так как с точки зрения психологов на первом месте ставятся социальные мотивы. Школьники среднего возраста еще склонны в восприятию конкретного и яр¬кого в жизни, но начавшийся
процесс самосознания побуждает их к политическому осмыс¬лению происходящего в мире и определению своего отношения к нему.
Система ценностей, ориентированных на усвоение: Патриотизм как отношение к Отечеству, интернационализм как нравственное качество человека. Расширение представления о государственной символике. Формирование понятий взаимопомощь, взаимовыручка, чувство ответственности за окружающих. Особое значение придаётся изучению государственных символов Республики Казахстан.
Затем формирование патриотизма идёт через воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям. Мы с вами родились и живём на древней казахской земле. И нам, гражданам Казахстана, необходимо знать и уважать историю, традиции и культурное наследие. Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад не только, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профес¬сию и реализовать себя как личность и индивидуальность.
Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.
С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и указывают на качество их социального развития.
Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием общества гражданское степенно становится приоритетным по отношению к патриотическому - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке - значительно раньше гражданских представлений.
Патриотизм нераз¬рывно сочетается с интернационализмом, чувством
общечеловеческой солидарности с на¬родами всех стран. Особое место в
интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы Казахстана, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства.
Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и
углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной
природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.
Восточному мировосприятию свойственно ощущать себя в "неразделенности" с окружающим миром, окружающей действительностью. Даже творчество Абая все проникнуто критикой пороков людей, которые, кроме своей выгоды более ничего не ценят.
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историче¬скими материалами, раскрывающими традиции казахского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества госу-дарственных, политических и общественных деятелей; уважение к атрибутам государственности страны.
Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Источниками патриотического воспитания для школьников является естественная среда их жизнедеятельности. Это «Малая Родина»: семья, школа, родной дом, улица, отдельные страницы истории аула, города, области. При этом речь идет именно об отдельных страницах, отдельных исторических деятелях. Выбор темы связан с содержанием базовой программы школы, со знаменательными датами, всенародными праздниками, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади, с памятниками истории и культуры.
Целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и мотивации у учащихся, любви к дому, семье, городу, Родине. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство гордости за свой народ. Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции народа.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Он глубже воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах. Краеведческая деятельность по природе коллективная, обучает ребенка науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, дает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах. Дети любопытны и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны. Они деятельны и активны по природе, именно деятельность, в которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовывать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формировать образ Родины.
Формы интеграции прослеживаются и при написании сочинений, при изучении географических, биологических, физических и культурологических особенностей нашего края.
Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В содержание воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, формируется правосознание гражданина.
Школа определяет приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан Казахстана, руководствуется в своей работе принципом гуманизма – «не навреди». Утверждена ценность разностороннего, свободного и творческого развития учащихся. Созданы условия для развития естественной познавательной активности ученика и для его самореализации.
В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в ребёнке данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования учителя , здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.
Категория: Особые дети | Добавил: siv1973 (2012-01-15) | Автор: Семячкова Ирина E
Просмотров: 7154 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 5:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru