Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великая Отечественная

Музей «Боевой славы» - центр патриотического воспитания школьников.
Музей «Боевой славы» - центр патриотического
воспитания школьников.

По своей природе музей – научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение. В основе деятельности музея лежит выполнение трех основных функций:
- научное документирование и исследование процессов развития
общества;
- охрана и сохранение подлинных памятников материальной и духовной культуры и истории;
- образовательно-воспитательная работа с учащимися посредством музейной специфики.
Изучая прошлое, люди ищут ответы на злободневные вопросы современности, хотят понять перспективы дальнейшего развития общества. В этом смысле музей является связующим звеном между прошлым и будущим.
Таким образом, роль школьного музея в системе образования и воспитания становится весомой.
Музей «Боевой Славы» средней школы №4 – это один из школьных музеев области, работающий долгие годы по сбору материалов о 151-ой отдельной стрелковой бригаде, сформированной в Кустанае.
Наш школьный музей - это центр воспитательной работы, целью которого является расширение знаний учащихся о костанайском крае в годы Великой Отечественной войны, с целью формирования казахстанского патриотизма и гордости за земляков. Уже для нескольких поколений война – только история, с каждым годом становится все более далекой. Но в том и заключается ценность исторической науки, что, не давая забыть о прошлом человечества, она умножает его богатство: научно-технические, культурные, нравственные, чтобы каждое поколение становилось мудрее, образованнее, развитее, человечнее, чем предыдущее.
Музей в нашей школе выполняет главную функцию – воспитывает чувство патриотизма на примерах боевого прошлого кустанайцев - победителей.
Первостепенная задача музея – воспитание патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины, через деятельность школьного музея содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, создание системы патриотического воспитания. Музей помогает выработать у учащихся высокую сознательную активность, гражданскую ответственность, духовность, воспитание гражданина, обладающего важнейшими нравственными компетенциями созидательной деятельности в интересах государства.
Наш музей является хранилищем памяти народной, в фондах которого собран богатейший материал о 151 отдельной стрелковой бригаде, о каждом земляке кустанайце. Мы помним и никогда не забудем мужества и подвигов кустанайцев - победителей. Музей «Боевой Славы» – это достояние не только школы, но и достояние нашего города. Так как создать его помогла вся общественность города, городской и областной военкоматы, областной архив и краеведческий музей.
Образовательно-воспитательная функция музея выражается в работе по воспитанию учащихся передаче им определенной информации, конкретных знаний. Особенность школьного музея заключается в том, что эта функция реализуется практически на всех этапах его создания и деятельности, т.к. основными участниками организации и работы школьного музея являются сами учащиеся; они собирают, изучают, экспонируют и пропагандируют музейные материалы, постоянно знакомятся с ними в процессе внеурочных и учебных занятий.
К работе в музее приобщаются все классы, все желающие учащиеся. И те ребята, которые остаются в музее, всегда могут ответить: «Что такое музей?», «Зачем мы храним экспонаты?», «В чем выражается память о людях?», «Зачем нужна память о войне?».
В настоящее время актив музея работает с документами, готовит новых экскурсоводов, из ребят 7-8 классов, готовит экскурсии. Подготовка экскурсоводов дело сложное и хлопотное. Если ученик нашёл материал в книге, газете, альбоме - лекция у него получится, и сам он будет свободно вести экскурсию. Поэтому лекции составляются не неделями и месяцами, а иногда и полгода и всем активом музея. ЭТО большое патриотическое дело помогает ученикам лучше познать свою Родину, её людей и подготовить себя к труду. В 5 классе нет отбоя от желающих вступить в следопыты, тем более что это происходит в музее, да еще и с ветеранами ВОВ, которые повязывают ленты следопытам после слов клятвы. И это школьная традиция - 26 апреля в день отправки 151 отдельной стрелковой бригады на фронт проводить прием 5-ти классников в следопыты. Объектом исследования для учащихся в музее являются личности рядовых Победы, способствующих воспитанию в них лучших человеческих качеств и ставших типичными уже для целого поколения, когда героизм был массовым, а мужество – беспредельным. Ребята готовы многое уже сами рассказать о музее, многое показать.
С учащимися 1-4 классов занятия рассчитаны на все 4 года. Ведущий метод - игровой. Темы занятий экскурсий - «Здравствуй, музей», «Почему в школьном дворе стоит памятник «Вечным сынам Отчизны», «Сын полка 151 отдельной стрелковой бригады», «Мы помним их имена». Здесь очень важно помочь ребятам ответить на вопрос «В чем выражается память о людях и почему важно хранить эту память». На экскурсиях в музее воссоздаются исторические образы, события, явления, усваиваются доступные детям этого возраста понятия. В этом возрасте важно, чтобы ребенок не только погрузился в мир представлений о прошлой эпохе, но и связал их с системой ценностей собственного мира. Вопросов и своих рассказов у ребят этого возраста очень много.
Для среднего возраста обязательным является погружение в вопросы, связанные с музейной спецификой. Тематика занятий дает представление о системе ценностей людей военного времени. Когда заходит речь о письмах «Пишет солдат» к детям приходит осознание того, что предметы могут вернуть человека в далекое прошлое, рассказать много интересного о том времени, когда нас еще не было. Теперь уже приходят письма и такого содержания, которое мы читаем с ребятами с горечью.
Для старшеклассников на экскурсиях «Урок трудных дней», «Исповедь опаленной души» - ребята проникают в мир переживаний участников этих событий в трудную обстановку, в которой находились люди, оторванные от привычной мирной жизни, и понимают, насколько важно человеку, где бы он не находился, сохранять связь с близкими людьми, со своей Родиной. На этом уровне для старшеклассников цель мероприятия - пробудить историческое сознание через формирование ценностного отношения к историческим образам, мировоззрению человека обществу, другим людям. Здесь приходится работать уже методом диалога, это способствует воспитанию человека-гражданина, свидетеля и участника истории. Ученики старшего звена нашей школы, в течение ряда лет собирают материал по истории боевого пути 151 отдельной стрелковой бригады. Такой постоянный, систематический, плановый сбор материалов по определенной теме является лучшей формой создания фондов школьного музея. Систематически из года в год они со¬бирают материалы для различных отделов своих музеев.
Музей призван дать ребятам навыки работы с архивными документами, с историческими и литературными источниками, воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны, которых у нас очень много. Здесь к детям приходит осознание того, что предметы, их личные вещи, могут вернуть человека в прошлое, рассказать много интересного о том далеком времени войны 1941-1945 гг., где ребенок не только погружается в мир представлений о прошлой эпохе, но и связывает их с системой ценностей собственного мира.
В музее много действующих экспонатов. Учащиеся нашей школы, а так же посетители могут не только посмотреть, но и взять в руки каски: немецкие и советские, бинокль, компас, фляжку, ракетницу, сделать несколько аккордов на фронтовой гармошке.
С особой теплотой и любовью оформлена экспозиция о выпускнике школы Шило Игоре, который, участвуя в афганской войне, погиб при исполнении воинского долга. В свои 25 лет Игорь был награждён двумя орденами «Красной Звезды» за боевые заслуги в Афганской войне. Ежегодно проводится в школьном музее неделя памяти Игоря Шило, которая начинается с торжественной линейки, где присутствует мать Игоря Шило - Валентина Николаевна. В этом году прошёл «Урок мужества» посвящённый 25-летию вывода войск из Афганистана. Ежегодно в городском, областном и международном турнирах проводятся соревнования по рукопашному бою, посвященный памяти Игоря Шило, где участвуют и многие наши ученики, которые награждаются медалями в честь памяти Игоря Шило.
Музейные экскурсии и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия на ребят, музей действительно воспитывает, так как каждое письмо, документ, военная книга, книги о 150 дивизии для нас находки и реликвии. Поэтому музей никогда не пустует, особенно много ребят из начального и среднего звена.
А главное, что «никто не забыт и ничто не забыто». Музей стал одним из активных центров по патриотическому воспитанию учащихся школы. Не одно поколение ребят знает историю 151-ой отдельной стрелковой бригады, сформированной в их родном городе, о её ратных подвигах.
Что бы не менялось в нашей жизни, музей все эти годы выполняет главную функцию – воспитывает у ребят чувство патриотизма на примерах боевого прошлого кустанайских героев. В музее ведётся переписка с оставшимися ветеранами Великой Отечественной Войны и с единственным сыном полка, побывавшем у стен рейхстага – Григорием Артёменковым. Получая письма от ветеранов и их личные вещи, музей пополняется, и мы имеем возможность обновлять экспозиции.
Все классные и общешкольные мероприятия ориентированы на формирование гражданственности и патриотизма. По традиции проводится конкурс стихов по военной тематике «Вместе выстояли, вместе победили, вместе будем жить.», конкурс рисунков «Война глазами детей». Возложение цветов на могилы героев Советского Союза, школьному памятнику «Вечным сынам Отчизны», стало святым долгом каждого ученика нашей школы.
Музей способствует воспитанию учащихся на героических традициях нашего народа, помогает выработать у учащихся высокую сознательную активность, гражданскую ответственность, духовность; воспитание гражданина, обладающего важнейшими нравственными компетенциями созидательной деятельности в интересах государства.
Я, работая в этой школе учителем начальных классов, горжусь тем, что в нашей школе создан такой музей, благодаря которому, ведётся работа по патриотическому воспитанию на благо воспитания наших ребят в духе беззаветной преданности нашей великой Родины.
Я уверена, что при таком трепетном отношении к героическим страницам в Великой Отечественной войне и память о 151-ой отдельной стрелковой бригады, сформированной, из костанайцев будет жить вечно! Учащиеся нашей школы вырастут настоящими верными патриотами нашей великой Родины.
Категория: Великая Отечественная | Добавил: pavlovavalentina85 (2015-12-01) | Автор: Павлова Валентина Николаевна E
Просмотров: 432 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [594]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20780]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru