Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

Новые возможности творческого потенциала педагога дополнительного образования
Марат Сутюшев,
преподаватель КГКП «ДМШ №1 г.Караганды»,
председатель Карагандинского филиала
Союза композиторов Казахстана

Новые возможности творческого потенциала
педагога дополнительного образования


Среди актуальных задач, стоящих перед дополнительным образованием, важное место отводится воспитанию творческих навыков как наиболее значимых в процессе обучения и практической реализации полученных знаний. Сегодня от педагога требуются не только его компетентность и накопленный опыт, но, прежде всего, умение быстро адаптироваться в современных реалиях, находить новые аргументы, способствующие привлекательности учебно – воспитательного процесса. Именно этот фактор во многом определяет профессиональную состоятельность специалиста, работающего в сфере дополнительного образования.
В последнее время неотъемлемой стороной деятельности педагога является его участие в разработке авторских учебных программ, а также различных методических пособий. Подобная практика вызвана, прежде всего, требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, проходящим очередную аттестацию. Как показывает опыт, эти разработки имеют большое значение для оптимизации учебно – педагогического репертуара, а также для формирования новых подходов в преподавании музыкально – теоретических дисциплин. В условиях, когда начальное музыкальное образование в Казахстане отпущено в «свободное плавание», когда отсутствуют единые стандарты, регулирующие процесс обучения, подобные разработки оказываются просто необходимыми. С другой стороны, данный процесс выявил тенденцию целого ряда педагогов к творческой самореализации, выражающейся в написании музыкальных произведений, а также обработок и переложений для различны инструментов и ансамблей. Ученики, исполняя эти произведения, часто сами проявляют заинтересованность к музыкальной композиции, и для некоторых это становится первой ступенькой к творчеству. Здесь хотелось бы отметить, что самое полное представление о музыкальном произведении можно получить именно через познание композиционных закономерностей. И чем раньше ученик познакомится с ними, тем успешнее будет его дальнейшее обучение. История знает немало примеров, когда знаменитые композиторы в работе со своими учениками специально сочиняли пьесы, которые выполняли функцию учебника по композиции. Так, И. С. Бах рассматривал свои инвенции и симфонии в качестве своеобразного руководства к сочинению музыки. В продолжение этой мысли можно вспомнить другой исторический факт, когда в 18 – 19 веках в консерваториях Европы первым вступительным экзаменом для всех поступающих была демонстрация умения сочинять на ходу, т.е. импровизация. И только успешно пройдя его, можно было сдавать экзамен по специальности. Говоря об этом, я совершенно не имею в виду, что воспитание юных композиторов нужно поставить «на поток». По- настоящему талантливых к музыкальному творчеству учеников очень мало. И разглядеть этот талант, а также способствовать его становлению может педагог, обладающий творческим потенциалом. Отрадно отметить, что таких педагогов в нашей области становится все больше. Среди них - Татьяна Асанова, Владимир Завгородний, Владимир Шакенов, Гадиля Альжанова, Гульдана Есмагамбетова, Владимир Кулишин, Алия Бескембирова, Наталья Крючкова и другие. Их авторские произведения, а также обработки и переложения прозвучали на областных и республиканских конкурсах юных музыкантов и были по достоинству отмечены жюри. Некоторые педагоги опубликовали свои произведения в авторских сборниках. В связи с этим, в последнее время со стороны коллег – педагогов музыкальных школ и школ – искусств возникает много вопросов по поводу правомерности исполнения произведений самодеятельных авторов на различных конкурсах. Бытует мнение, что исполнять нужно только музыку профессиональных композиторов. Но на практике это требование не всегда может быть выполнимо. Например, когда речь идет о коллективном исполнении произведений композиторов Казахстана (ансамбли и оркестры). Прошедший недавно в Караганде республиканский фестиваль - конкурс юных музыкантов – исполнителей на струнно – смычковых, духовых и ударных инструментах в полной мере раскрыл существующую проблему репертуара. Отечественные композиторы, к сожалению, в основном обходят стороной детские музыкальные коллективы. Поэтому преподаватели вынуждены сами восполнять этот пробел, делать обработки и переложения с учетом возможностей исполнителей. Такая практика восполняет недостаток репертуара, но, одновременно с этим выдвигает к авторам ряд условий, касающихся, прежде всего, художественной и технической цельности создаваемых произведений. Именно этот фактор чаще всего становится объектом критики со стороны музыкантов. В такой ситуации хочется пожелать авторам более ответственно подходить к поставленной задаче. Всегда необходимо помнить о том, что создание музыкального произведения не есть самоцель, музыка пишется для слушателя, и именно слушатель дает ей конечную оценку. Тем более, не стоит заниматься творчеством ради удовлетворения собственных амбиций, равно как и находясь в условиях, когда творчество является средством зарабатывания баллов в пресловутом рейтинге учебных заведений. Карагандинский филиал Союза композиторов Казахстана постоянно оказывает профессиональную консультативную помощь всем, кто решил попробовать свои силы в музыкальном творчестве. Подобное сотрудничество выгодно как для Союза, так и для педагогов, которые совершенствуют свой творческий потенциал и реализуют его в работе с учениками. Пользуясь случаем, хочу отметить, что последние несколько лет наша область стабильно поставляет абитуриентов по специальности «Композиция» в ВУЗы Астаны и Алматы. И в этом определенная заслуга вас, педагогов дополнительного образования, помогавших будущим музыкантам делать первые шаги в мире музыки.
В своем выступлении не могу обойти стороной еще одну важную проблему, с которой связана деятельность творческих людей. Речь пойдет о регистрации права интеллектуальной собственности. Ко мне часто обращаются с вопросами об этой процедуре, а также о ее целесообразности. Здесь нужно сказать, что, будучи зарегистрированным в Агентстве по авторским правам, музыкальное произведение должно приносить дивиденды в случае официального подтверждения факта исполнения. Например, в концерте, спектакле и т.д. Что касается целесообразности самой регистрации, могу процитировать ст.9 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»: «Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения авторского права не требуется регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких – либо формальностей. Для оповещения о своих исключительных правах автор вправе использовать знак охраны авторского права, который состоит из 3-х элементов: 1) латинской буквы «С» в окружности, 2) имени и фамилии автора, 3) года первого опубликования произведения». В заключение своего выступления считаю целесообразным внести предложение об осуществлении городскими методическими объединениями деятельности, связанной с развитием творческого потенциала педагогов, входящих в его состав. Необходимо создавать условия для его реализации. В частности, рекомендовать написанные ими произведения для исполнения в конкурсах и концертах. Подобные шаги могут стать хорошей основой для мотивации роста профессионального мастерства педагога.
Категория: Общество семи муз | Добавил: EVS (2015-01-30)
Просмотров: 374 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 3:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru