Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

Рабочая программа По предмету «Беседы о хореографическом искусстве»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана Пятиной Е.В. на основе проекта программы для хореографических отделений детских школ искусств 1986 года.
Примерная программа рассчитана на 4 года(4-7-ой классы отделения хореографии детской школы искусств).
Предмет «История хореографического искусства» является очень важным в цикле специальных дисциплин учебного плана хореографического отделения, так как он дает возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других предметов, глубже разобраться в сложных явлениях, происходящих в искусстве, понять ту важную роль, которую оно играет в общественной жизни. Особенность данной программы заключается в присутствии раздела о балетном искусстве Казахстана, где дети знакомятся с аспектами формирования и становления казахского балетного театра, основоположниками Казахского сценического танца, сведущими балетмейстерами.

Программа состоит из шести разделов:
1. История мирового балета.
2. Зарождение русского балетного театра.
3. Русский классический балет.
4. Советский балет 20-50-х годов.
5. Советский балет 60-80-х годов.
6. Балетное искусство Казахстана.
В программу включен материал по истории развития народного танца, его форм, национальных особенностей. Раздел истории советской хореографии включает материал о самодеятельном народном творчестве, о возникновении нового жанра - ансамбля народного танца. В разделе «Зарубежный балет» содержатся сведения о развитии различных течений в хореографическом искусстве за рубежом. В разделе о балетном искусстве Казахстана рассказывается его история, формирование и развитие , начиная с 30-х годов и до настоящего времени.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
В соответствии с учебным планом урок по истории хореографического искусства рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Настоящая программа является обобщением опыта преподавания предмета «История хореографического искусства» в школах искусств. При этом важно помнить, что программа определяет основной круг вопросов для изучения. Педагог должен сам определить, насколько подробно и на каком уровне сложности следует излагать материал, чтобы он был доступен пониманию учащихся. Не следует перегружать их запоминанием большого количества фактов, но они должны усвоить основные понятия, необходимые для ориентировки в материале: виды и жанры хореографии; суть профессиональной работы балетмейстера, исполнителя, педагога-хореографа, театрального художника; выразительные средства балетного спектакля и его главные компоненты: драматургию, музыку, хореографию. Учащиеся должны грамотно ориентироваться в существе процессов становления и развития балетного театра, определяющих его формы, идейную направленность и стилистику на каждом этапе. Нужно научить их видеть взаимосвязь между явлениями общественной жизни и искусства, понимать закономерность появления, того или иного направления, течения или стиля в искусстве балета, развития или обновления тех или иных его выразительных средств. Педагог, в зависимости от конкретных условий работы может варьировать объем материала, исключив из нее ряд названий спектаклей или , наоборот ,включив новые названия, что особенно желательно в отношении спектаклей последних лет.

Формы и методы работы
Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек).
Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися.
Основные методы работы:
- наглядный;
- словесный.
Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзаменах.
При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:
- объём материала;
- степень его сложности;
- особенности класса;
- техническое обеспечение класса.
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:
- определить новый материал для изучения;
- наметить примеры для совершенствования накопленных знаний;
- определить видео материал.

Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета.
- в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные уроки;
- форма и содержание контрольного урока определяется преподавателем;
- форма и содержание контрольного урока по окончанию курса определяется преподавателями на методическом совещании в начале учебного года (тест, реферат, устный опрос, письменные задания, билеты);
- контрольный урок должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы;
- итоги контрольного урока обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин;
- в соответствии с учебным планом контрольный урок по окончанию курса проходит в конце учебного года.

Межпредметные связи
Предмет «история хореографического искусства» неразрывно связан с такими дисциплинами хореографического отделения, как классический танец, народно-сценический танец, казахский танец, историко– бытовой танец, эстрадный танец. И, конечно же, является большим помощником предмету «Композиция и постановка танца».

Содержание программы

4 класс. Первый год обучения.
Учащиеся первого года обучения по предмету «история хореографического искусства» должны знать:
1.Эпохи развития танцевальной культуры древнего мира, уметь назвать переломные этапы в развитии балетного театра, развитие танцевальной техники, формирование хореографической школы, появление выдающихся исполнителей- профессионалов, возникновение новых течений в хореографии.
2.Традиции русского народного танцевального искусства. Виды народной пляски. Влияние народного танцевального искусства на формирование эстетических требований к сценическому танцу.


Наименование разделов


Количество часов

1 История мирового балета 21
2 Зарождение русского балетного театра 13
Итого 34

5 класс. Второй год обучения.
Учащиеся второго года обучения по предмету «история хореографического искусства» должны знать:
3.Основные черты русского балета: яркую национальную самобытность, одухотворенность, глубину содержания, совершенство хореографических форм и техники исполнения. Связь профессионального балета с народным танцевальным искусством, его традициями. Связь с передовой русской культурой. Наличие национальной школы классического танца, особенности русского исполнительского стиля.


Наименование разделов


Количество часов

3 Русский классический балет 34
Итого 34

6 класс. Третий год обучения.

Учащиеся третьего года обучения по предмету «история хореографического искусства» должны знать:

4.Развитие хореографического искусства с первых лет Советской власти до наших дней. Формы хореографического искусства: народный танец, классический танец, эстрадный танец. Значение педагогической школы А.Я.Вагановой на развитие советской хореографической школы. Формирование и развитие советской школы исполнительского мастерства, утверждение нового исполнительского стиля.


Наименование разделов


Количество часов

4 Советский балет 20-50-х годов 34
Итого 34

7 класс. Четвертый год обучения.
Учащиеся четвертого года обучения по предмету «история хореографического искусства» должны знать:

5.Дальнейшее совершенствование хореографического образования. Роль русской школы классического танца и ее мастеров в создании и становлении национального балетного театра в союзных республиках. Расширение сети хореографических училищ. Становление высшего балетмейстерского и педагогического образования. Рост исполнительского мастерства, появление новой плеяды выдающихся исполнителей.
6.Формирование, развитие и становление Казахстанского балетного театра начиная с 30-х годов до настоящего времени. Связь с традициями русского балета для создания национального балета, возрождение казахского танцевального фольклора, создание балетной школы, тенденции новаторских поисков в творчестве ведущих балетмейстеров.


Наименование разделов


Количество часов

5 Советский балет 60-80-х годов 16
6 Балетное искусство Казахстана 18
Итого 34

Тематический план
Раздел № 1 История мирового балета
Тема 1.1 Виды и формы хореографии
Тема 1.2 Первые танцы древности
Тема 1.3 Танцы древних греков
Тема 1.4 Первые балеты
Тема 1.5 Комедии – балеты и другие жанры XVI века
Тема 1.6 Хореографы эпохи просвещения
Тема 1.7 Ж.Ж. Новер
Тема1.8 Ж. Доберваль
Тема 1.9 Романтизм в балете
Тема 1.10 Ф.Тальони
Тема 1.11 Жюль Перро
Тема 1.12 М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эльслер
Тема 1.13 А. Бурнонвиль
Тема 1.14 Развлекательные балеты А. Сен-Леона
Тема 1.15 Ритм и пластика в танце начала XX века
Тема 1.16 Балет «Жизель»
Тема 1.17 А. Дункан
Теме 1.18 Открытия и находки балетмейстеров США
Раздел № 2 Зарождение русского балета
Тема 2.1 Богатство русского классического балета
Тема 2.2 Скоморохи – потешники
Тема 2.3 У колыбели русского балета
Тема 2.4 Ассамблеи
Тема 2.5 Аллегорические балеты
Тема 2.6 Русский танец на профессиональной сцене XVIII века
Тема 2.7 Крепостной балет
Тема 2.8 Труппа Шереметьева
Тема 2.9 Т.В. Шлыкова-Гранатова

Раздел № 3 Русский классический балет
Тема 3.1 Сентиментализм в балете. И.И. Вальберх
Тема 3.2 Предромантические балеты Ш.Л.Дидло
Тема 3.3 А.П. Глушковский
Тема 3.4 А.И.Истомина
Тема 3.5 Романтизм в балете
Тема 3.6 Е.И. Андреянова
Тема 3.7 Глинка и балетный театр
Тема 3.8 Кризис русского балета 60-70х годов
Тема 3.9 С.П.Соколов
Тема 3.10 В.Ф. Гельцер
Тема 3.11 Первые симфонические балеты
Тема 3.12 Балет «Щелкунчик»
Тема 3.13 Балет «Спящая красавица»
Тема 3.14 Балетный академизм Мариуса Петипа
Тема 3.15 Лев Иванов
Тема 3.16 Педагоги балетного училища Х. П. Иогансон и Э.Чеккетти
Тема 3.17 Творческие принципы А. Горского
Тема 3.18 М. Фокин
Тема 3.19 «Русские сезоны»
Тема 3.20 А.М. Павлова
Тема 3.21 В.Ф. Нижинский
Тема 3.22 Т. Карсавина
Тема 3.23 О. Спесивцева

Раздел № 4 Советский балет 20-50-х годов
Тема 4.1 20-е годы – поиски пути
Тема 4.2 К.Я.Голейзовский
Тема 4.3 Классика и современность в балетах Ф.Лопухова
Тема 4.4 Балет «Красный мак»
Тема 4.5 В.Д.Тихомиров
Тема 4.6 Е.Гельцер
Тема 4.7 А.Я.Ваганова
Тема 4.8 М.Т.Семенова
Тема 4.9 Достижения 30-х годов
Тема 4.10 Основоположник героического танца А.Ермолаев
Тема 4.11 Р.Захаров
Тема 4.12 Г.С.Уланова
Тема 4.13 К.Сергеев
Тема 4.14 Жанр хореографии народный танец
Тема 4.15 И.Моисеев
Тема 4.16 Ансамбль Игоря Моисеева
Тема 4.17 П.Вирский
Тема 4.18 Т.Устинова
Тема 4.19 Н.Надеждина
Тема 4.20 Ансамбль «Березка»
Тема 4.21 Грозные годы войны
Тема 4.22 О.Лепешинская
Тема 4.23 М. Плисецкая
Тема 4.24 Р.Стручкова
Тема 4. 25 И.Колпакова

Раздел № 5 Советский балет 60-80-х годов
Тема 5.1Новые балеты 60-х годов
Тема 5.2 Ю.Н.Григорович «Поиски и открытия»
Тема 5.3 Балет «Спартак»
Тема 5.4 Е. Максимова
Тема 5.5 В. Васильев
Тема 5.6 Н. Бессмертнова
Тема 5.7 М.Лиепа
Тема 5.8 Балет «Лебединое озеро»
Тема 5.9 Жанр хореографии эстрадный танец
Тема 5.10 Жанр хореографии бальный танец
Раздел №6 Балетное искусство Казахстана
Тема 6.1 История казахского танца
Тема 6.2 Рождение национального балетного театра
Тема 6.3 Развитие казахского балета
Тема 6.4 Г. Жиенкулова
Тема 6.5 А.Чекрыгин
Тема 6.6 А.Селезнев
Тема 6.7 Б. Аюханов
Тема 6.8 Д. Абиров
Тема 6.9 Исполнительское искусство Р.С. Бапова
Тема 6.10 Р. Байсеитова
Тема 6.11 С. Кушербаева
Тема 6.12 К новым творческим взлетам

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. В. Пасютинская .Волшебный мир танца
2. Красовская В.М.Западно-европейский балетный театр
3. Красовская В.М. Русский балетный театр начала. ХХ века. Том 1: Хореографы. Л.1971
4. В. Красовская. Профили танца. – СПб., 1999.
5. Маринелла Гваттерини. Азбука балета. – М., 2001.
6. М. Михайлов. Жизнь в балете. СПб., 1966.
7. М. Михайлов.Молодые годы ленинградского балета
8. В. Красовская. А.Я. Ваганова. – СПб., 1989.
9. И,В, Смирнов . Искусство балетмейстера.
10. Марина Ильичева. «Тщетная предосторожность» в Петербурге. – СПб., 2001.
11. Элла Бочарникова, Галина Иноземцева. Тем, кто любит балет. – М., 1979.
12. Большой театр. Великие имена. К 225-летию ГАБТа. – М., 2001.
13. Проблемы совершенствования хореографического образования. – СПб., 2003.
14. Катышева Дженни. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. – СПб., 2001.
15. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. – СПб., 1997.
16. В.А. Звездочкин. Творчество Леонида Якобсона. – СПб., 2007.
17. Николай Эльяш. Образы танца.
18. Гаевский В.М. Дом Петипа. – М., 2000.
19. Наталия Дудинская. Жизнь в искусстве. – СПб., 1999.
20. Ю.А.Бахрушин. История русского балета
21. Р.Захаров. Сочинение танца
22. Ш.Жиенкулова. Тайна танца
23. О. Всеволодская –Голушкевич. Пять казахских танцев
24. Д.Абиров,А.Исмаилов. Кзахские народные танцы
25. Л.П.Сарынова. Балетное искусство Казахстана
26. Журналы .Советский балет
Категория: Общество семи муз | Добавил: elvik4er (2016-02-06)
Просмотров: 281 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru