Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы

Новый взгляд на систему школьного образования
Международная научно-практическая конференция

«Новый взгляд на систему школьного образования»

Ташимова А.К.,Ситдикова А.Ф.
ГУ СОШ №12 г. Экибастуза

Введение
Если вы не думаете о своём
будущем, у вас его не будет.
Бертан Рассел,
философ XX века

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.
По мнению медиков, 75 процентов всех болезней человека заложено в детские годы. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и одной из немаловажных причин мы считаем, огромная перегруженность ребенка в школе, нерациональный режим дня школьника и т.д.
Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?
Цель:
Модель реформирования системы образования как условие сохранения и улучшения здоровья нации.
Создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов.
Задачи:
Эффективное использование здоровьесберегающих в процессе обучения и воспитания школьников.
Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника.

Предполагаемый результат:
Распространение полученного опыта работы среди педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Систематизация методов и приемов по формированию здорового образа жизни обучающихся.
Эффективное внедрение здоровьесберегающих технологий учителями начальных классов.
Необходимо реализовывать следующие направления:
• обеспечение сохранения и укрепления здоровья школьников;
• обеспечение формирования здоровьесберегающих культурных традиций семьи;
• обеспечение здоровьесберегающей деятельности педагога.
В школе трудно всем — детям, родителям, учителям. Почему? Можно ли как-то минимизировать потери здоровья и психики?
Для первоклассников, даже хорошо подготовленных к школе, физиологически и психологически зрелых, первые 2-4 недели адаптации очень сложны. Идёт коренная перестройка жизни ребёнка. Меняется всё: режим дня, взаимоотношения с людьми, появляются новые требования и новые обязанности, а самое главное - другой вид деятельности. Как бы ни занимался ребёнок до школы, всё равно это не систематические 4-5 уроков, когда требуется ежедневная интенсивная эмоциональная, интеллектуальная и физическая нагрузка (долгое сидение в неподвижной позе гораздо труднее, чем любое движение). Организму настолько сложно приспособиться к многочисленным одновременно происходящим изменениям, что физиологи называют это время «физиологической бурей». Родителям не стоит торопиться отдавать шестилетнего ребёнка в школу, прежде надо оценить, по силам ли ему будут предстоящие нагрузки.
Трудно не только первоклассникам. У детей, переходящих в среднюю школу, тоже принципиально меняется режим учёбы. Раньше все 4 урока вёл один учитель. Они привыкли к темпу его речи, требованиям. Тут вдруг в первый же день — 5 учителей, 5 разных людей с разными темпераментами, характерами. Даже у взрослого человека в таких условиях будет стресс!
К тому же возраст 10-12 лет — начало периода полового созревания. Серьёзные эндокринные перестройки, происходящие в это время, могут снизить внимание, работоспособность, хуже может стать память, а условия работы у ребёнка более интенсивные. Поэтому к концу первого полугодия в пятом классе (как и в первом) у детей часто возникают неврозоподобные расстройства. Ребёнок начинает плохо спать, может стать агрессивным, раздражительным или, наоборот, вялым, заторможенным. У некоторых появляются заикание, страхи, пропадает аппетит. Нужно быть очень внимательным к изменению состояния ребёнка. Не менее сложно и ученикам старших классов - они находятся в постоянном цейтноте из-за необходимости готовиться к сдаче ЕНТ и ПГК.
Как помочь детям? Прежде всего, это правильный режим дня.
Советы простые, но не соблюдаются, потому что кажутся необязательными. Родители даже кривятся, когда им говоришь о его необходимости. На самом деле рациональный режим действительно помогает преодолеть ребёнку острый период адаптации и нормально чувствовать себя в процессе занятий, потому что и дальше не легче (очень сложные периоды — конец декабря и февраль, когда нагрузка растёт, а силы тают). Режим предполагает полноценный сон. К сожалению, недосыпают даже младшие школьники, не говоря уже о старшеклассниках. Младшие школьники должны спать 10-11 часов, в средней школе — 9-10 часов, старшеклассники — не меньше 8. Ещё реже выдерживается время прогулок. В среднем гуляют 29 минут, а надо 2,5-3 часа. Многие родители говорят: «Три недели в школу походил и заболел», а потому и заболевают, что было чрезмерное напряжение и не было разрядки. Следующее - это режим питания. Наши наблюдения в течение последних лет показывают, что дети не завтракают или завтракают всухомятку, в школе едят плохо (даже если в школе есть горячий завтрак), почти не обедают, редко имеют полдник, но зато почти всегда обильный ужин. У ребёнка должно быть как минимум 4-разовое питание, горячий завтрак, он не должен наедаться перед сном. Ему надо больше фруктов и овощей. Хотя это ситуация спровоцирована режимом работы школы, у младших школьников по5-6 уроков, у старшеклассников зачастую по 7 – 9 уроков
Ещё надо обратить внимание на количество дополнительных занятий. В первом классе начинать параллельно заниматься ещё и в музыкальной школе, и в спортивной секции не стоит, надо подождать до 2-го класса. Больше двух дополнительных занятий (например, музыка и иностранный или плавание и рисование) уместить в режим дня одного ребёнка невозможно. Родителям, которые хотят больше, мы советуем взять листок бумаги и посчитать: 10 часов сна, 2,5 часа прогулки, 5 часов школы, 1,5 часа на еду и гигиенические процедуры, хотя бы полчаса на «поиграть» (младших школьников нельзя этого лишать), 2 часа — уроки. На занятия, дорогу до них и всю остальную жизнь остаётся 3,5 часа! И мы ещё не брали в расчёт ни телевизор, ни книгу, ни компьютер, ни общение с родными.
Кроме того, большую роль в ухудшении здоровья детей играет большая перегруженность детей в школе. Согласно результатам медицинского осмотра детей нашей школы за последние три года заболеваемость органов зрения возрастает в 4-5 раз (страдает не менее 50% школьников), опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы — в 4-5 раз (страдает более 40%, нарушением осанки — 80%). Органов пищеварения — в 3 раза (страдает не менее 50%).Нервно-психические расстройства — в 2 раза (страдает 15% школьников). Заболевания эндокринной системы — в 5 раз. Заболевания туберкулёзом — в 2 раза (5,5% детей в выпускных классах болеют туберкулёзом). 80% девушек имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на репродуктивную сферу.
Все это способствует появлению государства, в котором подавляющее число граждан, являясь продуктом традиционной системы образования, больны теми или иными заболеваниями. И, в конечном итоге, приведет к его вырождению.
Исходя из собственных многолетних наблюдений и опыта работы, мы предлагаем собственный взгляд на реформирование системы школьного образования в целом. Наиболее оптимальным считаем: дошкольное образование продолжать до 10 лет, структура следующая: я\с до 4 лет, средняя группа до 7лет, группа творческого развития ребенка до 10 лет. Основным отличием от традиционного представления о предшкольной группе является то, что на базе данных групп будут работать различные студии и кружки по развитию творческих способностей детей. Например, лепка, рисование, спортивный (различные направления), танцевальный, риторический, пение, игра на музыкальных инструментах в рамках программы музыкальной школы. Аргументируем данное предложение тем, что в начальную школу придет физиологически зрелый ребенок с развитой мелкой моторикой, сформированной опорно – двигательной системой, сознательной социальной ролью, менее подверженный различным заболеваниям, более стойкий к стрессам. И, что немаловажно, профессионально – ориентированный.
Структура школы:
Начальное обучение: продолжительность – 2 года, возраст 11-12 лет.
Среднее звено: продолжительность – 2 года, возраст 13 – 14 лет.
Старшее звено: продолжительность – 2 года, возраст 15 – 16 лет.
«Школа зрелости»: продолжительность – 1год, возраст 17 лет.
Данная реформа предусматривает создание новой школьной программы, а не перекраивание «старой», разработку нормативно-правовой и методологической базы. Также возникает необходимость подготовки новых кадров для работы в группах творческого развития ребенка, в «Школе зрелости».
Предполагаемый результат школы нового века:
1) воспитание целостной гармоничной личности с высоким духовно-нравственным уровнем;
2) интеллектуальная и физически культурная личность;
3) конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде.
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье – это целый комплекс благополучия. Предлагаемая нами реформа школы даст государству здоровый генофонд.
Приложение
Деловая игра
1) Что такое здоровье?
«Здоровье - от слова здорово!»
«Здоровье – это когда ничто не мешает радоваться жизни»
«Здоровье – это когда ты готов выполнить любую работу» …
«Здоровый бедняк счастливее больного богача»
«Здоровье не купишь» и т. д.

2) Работа творческих групп
Первое задание. Участникам педсовета предлагается ситуация: «Ваш сын (дочь, внук) по семейным обстоятельствам вынужден поменять школу (например, в связи с переездом в другой район, город). Каким вашим требованиям должна соответствовать новая школа, чтобы вы поверили, что она работает в здоровьесберегающем режиме? Итогом обсуждения является список «Ваши требования к образовательному учреждению», отражающий критерии деятельности образовательного учреждения по развитию своего здоровьесберегающего пространства.
Второе задание. Группам предлагается обсудить, какие из перечисленных требований не могут быть реализованы у нас и почему.

Третье задание. Участники каждой группы составляют список 10 самых главных, на их взгляд, дел администрации школы и педагогического коллектива, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, учителей и персонала образовательного учреждения. Для этого используются списки, полученные по результатам выполнения первого упражнения
Четвёртое задание. Каждый участник группы отвечает на вопросы:
1. Что я могу сделать для создания здоровьесберегающей среды в школе?
2. Что я уже делаю для этого?
После выполнения третьего и четвёртого задания в творческих группах обсуждаются записи каждого участника и составляются сводные списки группы по предложенным темам.
Пятое задание. Каждое предложение (идея) записывается фломастером (маркером) на листке бумаги и располагается на общей магнитной доске. Группы знакомятся с получившимся перечнем.
Шестое задание. Посовещавшись внутри группы, участники решают, какие из предложенных решений, по их мнению:
a) самые важные;
b) реально выполнимые.
Седьмое задание. Делегат от каждой творческой группы подходит к доске и проставляет фломастером значок «+» рядом с тремя самыми понравившимися группе предложениями (идеями).
Подводятся итоги работы групп. Определяются высказывания, получившие наибольшее количество плюсов. Они становятся приоритетными направлениями работы педагогического коллектива сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
Принятие примерного проекта решения.
1. Последовательно и целенаправленно проводить воспитательную работу в процессе занятий по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания.
2. Проводить профилактическую работу среди учащихся с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек.

БЕСЕДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ:
(проводятся по мере надобности)

• «Мой друг – режим» (беседа для родителей и учеников).
• «Злоупотребление алкогольными напитками» (профилактическое занятие для учащихся 1-4 классов).
• «Нет наркотикам!» (беседа для родителей).
• Занятия по предупреждению насилия в 1 – 4 классах (о драках).
• Занятия по профилактике курения в школе (1 – 4 классы).
• Беседа с курящими детьми и их родителями.
• Оформление классного уголка о здоровье «Секреты успеваек».
• Сценарий праздника для родителей «Будем беречь здоровье».
• «Витаминные препараты в профилактике переутомления школьников» (беседа медицинского работника с родителями).
• «Утренняя гигиеническая гимнастика» (беседа учителя физкультуры на спортивном часе).
• «Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников» (беседа для родителей)


Литература

1. Журнал «Внеклассная работа в школе» № 7 – 2008 год
2. Журнал «Внеклассная работа в школе» № 4 – 2007 год
3. Руководство для родителей «Курит ли ваш ребенок?»
4. Информационно - педагогическое издание «Центр» № 5 – 2009 год
Категория: Школа: взгляд сквозь годы | Добавил: нурхан (2013-07-06) | Автор: Айгуль E
Просмотров: 986 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru