Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы

материалы к конкурсу.
Областной конкурс методических разработок внеклассных мероприятий.
«АСТАНА – ПЕРЕКРЕСТОК МИРА И СОГЛАСИЯ»

Участие в творческом конкурсе
АКАДЕМИИ «БОЛАШАК»
ОТДЕЛА НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
«КАРЛАГ: память во имя будущего»
Тема № 1: «Многочисленные судьбы депортированных и репатриированных народов в годы сталинских репрессий»
Наименование творческой работы Областного конкурса филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области».
Тема № 2: «Город, спасший миллионы людей разных национальностей во время депортации и репрессий».

Аңдатпа. Өзпроблемаларын ескере түрлі ұлт отбасы үлкен санының ғылыми қоғамдастық «ноосфера сақтаушылар» ғылыми-зерттеу депортация, қуғын-сүргін және репатриация өте маңызды қызметі. БАҚ-үлкен сомаға қосылған жоба жұмыс айтуынша: газеттер - «Алтын Арай», «Индустриальная Караганда», «Біздің жәрмеңкесі», «Қылмыстық жаңалықтар»; журналдар - «Целлюлоза-фантастика», «Үйдегі әлем», «Мен және жер»; сайттар «әріптестері» және «pedagog.kz», «Қоршаған ортаның жас тілшілері», «CHIEKO Қарағанды», «pandia.kz», «Intel»; ТВ жоба «Менің Қарағанды - Өткен жақын» бойынша «Channel 5» бірлескен жобасы деректі фильмнің 2 сериясы үшін «, ол қала оралу - жоқ.»
Түйінді сөздер: Астана астанасы, журналистика және педагогика, депортациялау, қуғын-сүргін және репатриация, ғылыми және практикалық қызметі, жарияланымдар, есептер және тарих, өлкетану және экологиялық туризм зерттеу нұсқаулықтары.
Summary. Significant activity of the scientific society "Keepers of the Noosphere" to investigate the deportation, repression and repatriation of a large number of families of different nationalities in the taking into account their own problems. A huge number of mass media have been connected to these project works: newspapers - Altyn Aray, Industrial Karaganda, Our Fair, Criminal News; magazines - "Pulp Fiction", "Home World", "I and the Earth"; sites "Colleagues" and "pedagog.kz", "Young reporters for the environment", "CHIEKO Karaganda", "pandia.kz", "intel"; joint project with "5 Channel" on the TV project "My Karaganda - the past is near" to 2 series of the documentary "Return to the city, which is not."
Keywords: the capital of Astana,journalism and pedagogy, deportation, repression and repatriation, scientific and practical activity, publications, reports and manuals in the study of history, local history and eco-tourism.
Резюме. Значительная активность научного общества «Хранители ноосферы» для расследования депортации, репрессий и репатриации большого числа семей разных национальностей, с учетом собственных проблем. К этим проектным работам подключено огромное количество средств массовой информации: газеты - Алтын Арай, Промышленная Караганда, Наша ярмарка, Криминальные новости; журналы - «Криминальное чтиво», «Домашний мир», «Я и Земля»; сайты «Коллеги» и «pedagog.kz», «Молодые журналисты по вопросам окружающей среды», «CHIEKO Karaganda», «pandia.kz», «intel»; совместный проект с «5 каналом» по телевизионному проекту «Мой Караганда - прошлое рядом» с 2 сериями документального фильма «Возвращение в город, которого нет».
Ключевые слова: столица Астана, журналистика и педагогика, депортация, репрессии и репатриация, научно-практическая деятельность, публикации, доклады и руководства по изучению истории, местной истории и экотуризма.
Введение.
Казахстан регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию РК и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне центральной, региональной и местной власти. В статье 14 Конституции Республики Казахстан гарантируется, что «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам», а в статье 19 отмечается, что «каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Таким образом, представители всех этносов и этнических групп, проживающих на территории республики, обладают одинаковыми правами и не могут подвергаться дискриминации. Республика Казахстан по всем параметрам относится к полиэтническому и поликонфессиональному государству, в котором проживает более 15 миллионов человек, принадлежащих к 130-ти этносам и этническим группам. Анализируя глубокие изменения в Казахстане, Н.А. Назарбаев в книге «В потоке истории» обосновал необходимость поиска казахстанской модели национальной идентичности граждан, выделив два уровня - этнический и демотический (гражданский). Думается, что основополагающим принципом является следующая аксиома, закрепленная в преамбуле Конституции РК: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом...».
История возникновения и развития столицы АСТАНЫ .
До 1998 года город Астана назывался Акмола. Акмола начинает свою историю с 1830 года, когда в урочище Карауткуль было начато строительство крепости Акмола. Акмола и в 19-м столетии была крупным торгово-экономическим центром степи.

По источникам, Акмолинские степи всегда были контактной территорией, где взаимодействовали разные этносы и культуры. В середине первого тысячелетия до нашей эры через эти степи пролегал так называемый путь через Великую степь, упоминаемый древнегреческим историком Геродотом. Впоследствии он трансформировался в широко известный Великий Шелковый путь.
В 1832 году на берегу реки Ишим в урочище Караоткель был основан Акмолинский внешний округ. Издревле здесь останавливались ставки племен, происходили летние встречи, обсуждались важные вопросы: военные, экономические, землевладения, перехода на зимние стойбища, через Великую степь – Сарыарку.

Ярмарки славились изобилием и богатым ассортиментом молочных товаров(кумыс, шабыт и т.д), что придало названию местности значение АК МОЛ – белое изобилие. 16 июля 1863 года Акмола официально была обьявлена окружным городом.

Парад 7 ноября 1960 г., ул Декабристов, № 3, Целиноград
Важным этапом в развитии города стало освоение целины. В декабре 1960 года город с населением около 100 тысяч жителей стал центром Целинного края, куда входили все северные области Казахстана. Вскоре, в 1961 году Акмолинск был переименован в Целиноград.
С 1961 по 1992 год – Целиноградом, а с 1992 по 1998 год – Акмолой. Город расположен на севере Сары-Арки, на правом берегу реки Ишим. Исторически является центром, связывающим Европу и Азию, город Астана и сегодня – крупнейший транспортный узел, связывающий главные транспортные артерии, республиканские автомобильные и железнодорожные пути и авиалинии.

Целиноград. Площадь имени В. И. Ленина.
Население, с учётом многочисленных этносов в столице РК.
Первые 30 лет население Акмолы составляло немногим более 2 тысяч человек. За последующие 30 лет с 60-х по 90-е годы 19 века население города выросло втрое. В изданном в 1893 году в Санкт-Петербурге сборнике "Волости и населенные места Акмолинской области" отмечалось, что Акмолинск - уездный город с населением 6428 душ, в нем 3 церкви, 5 школ и училищ, 3 завода.
Площадь города составляет 71 тыс.га по сравнению с 1997 годом территория Астаны возросла в 2,5 раза .
Социальные сферы города
Астана становится крупным культурным и научным центром Казахстана. В столице создается современная социальная и духовная инфраструктура, имеется отделение Академии наук, Национальная библиотека, Национальный музей, картинная галерея современного искусства и мн.другое.

Целиноград. Дворец целинников. 1960—64. Архитекторы О. Крауклис, Д. Даннеберг, П Фогель.
Судьба моих близких и родных людей, связанная с депортацией и репрессий, насильно попавших в Казахстан, который стал их второй Родиной.
Массовые политические репрессии – одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории крупные лагеря Карлаг, Степлаг, Алжир, а также другие структуры ГУЛАГа. В эпоху социализма народ , населяющие Советский Союз, подверглись гонениям, преследованиям, репрессиям, геноциду и этноциду. В 1920-1950 гг. насильственное изгнание населения из родных мест стало составной частью политики Сталина. Число депортированных в СССР с 1920-по 1949 гг. достиг 3,2 мил человек. В древние времена и в период средневековья народы могли уничтожить, согнать с насиженных мест с целью захвата его территорий, но организованно переселить его в другие, заведомо худшие условия, не додумался никто, как и ввести в пропагандистскую идеологию СССР такие понятия, как «народ-предатель», «наказанный народ» или «поруганный народ». В конце 30-х гг. начинается процесс депортации в республику целых народов: Особенно большой размах процесс насильственного переселения принял перед войной и в годы войны.
Много лет прошло в истории изучения моей семьи, причём, при очень странных обстоятельствах. Мне тогда было семнадцать лет, когда, неожиданно, поздно вечером к нам позвонили. Открыв дверь, я увидела заплаканные глаза женщины. Не поняла, что ей надо очень хотелось закрыть дверь, но смутное и непонятное стремление успокоить остановила себя. «Извините, сейчас успокоюсь и всё Вам объясню», ответила женщина… на моё: «Добрый вечер!» «Я только что приехала из КАРЛАГА с оставшимися вещами моего отца и Вашего деда. Они были друзьями». Я была очень удивлена, что на моё предложение пройти в квартиру женщина, долго осматривалась, сказав, мне о том, что её ждёт машина. Затем едет в Целиноград. Она живёт в Астане. Женщина протянула мне солдатский ремень и старинную табакерку моего деда: «Вашего деда вещи заберите. Удалось кое-что забрать из КАРЛАГА. У наших родных статья страшная - 58! Ничего не совершили, а срок отбывали большой» .На глазах у неё сверкнули слёзы и опять появился какой-то страх. Она судорожно обсмотрела подъезд и опять протянула мне вещи деда и продолжила: «Наши родные после всего пережитого не хотели оставаться для всех «врагами народа». Они хотели всех нас уберечь от этого. Решили, что надо остановить свои дни. Мой отец и Ваш дед съели очень много хозяйственного мыла……И всё ! ». В то время мне было 17 лет. Комсомольская юность удерживала меня от таких тайн и от подарков из КАРЛАГА. Про деда в семье всё скрывали, никогда не говорили о нём…. будто бы его никогда и не было! Прошло очень много лет, когда я поняла, что с этими словами совершаю огромное преступление перед памятью: «Заберите всё себе…», ведь не знала или не хотела з н а т ь, что эта за статья такая и за что мы отказывались от родного человека из-за этого! Наказание получила потом…..всё-всё потом, но это была уже другая история, а историю про своего деда я провожу до сих пор. Теперь всё знаю о нём: как он попал в КАРЛАГ… и за что! В какое время. Почему не воевал и много-много другое! 31 декабря 1941 года был арестован по ст. 58-7 осужден к 15 годам лишения свободы по доносу одного из жителей колхоза «Первая пятилетка» Акмолинской области, где мой дед был председателем. Теперь знаю точно, что Цыганаш Роман Савельевич, 1902 года рождения в Херсонской губернии, в старинном селе Каныш. Семья, сначала, была сослана в Молдавию, а затем, как, основательно, раскулаченная и в Казахстан.
Моя бабушка – Цыганаш Наталья Анатольевна очень ждала своего мужа. Она сумела воспитать и поставить и«на ноги» 5 детей. Не дождалась документа, который получили мы спустя многолетние попытки что-то найти : 31 декабря 1965 года – Цыганаш Роман Савельевич, посмертно был реабилитирован. Бабушка умерла в 1969 году так и не получив этот документ. Причин было много: любой момент встретиться или узнать о судьбе без причины осужденного, мог «стоить» судьбе родных «врага народа» страшными последствиями!

Все родственники моей мамы Цыганаш Анны Романовны проживают в Астане. Фамилия известная – Цыганаш, сосланные из Молдавии ещё в 30-е годы. Они очень любят свой удивительный город!

Фото депортированных тётушек – т. Фаины, т.Анны и т. Зои. В центре мой удивительный дядя – Цыганаш Сергей Романович.
На фото мои родители со мной, в степи «Копай-города»(«Старого города») и в центре столицы СССР г. Москве. Тогда не знали мы, что судьба объединит всех под страшными названиями – депортированные, репрессированные, осужденные по 58 статье и сосланные по приказу самого главного человека страны тов. СТАЛИНА. Нельзя повторить такой ужас никогда и никому!

Решила, чтобы случилась страшная история нашей памяти, буду до конца заниматься научно-практической деятельностью в направлении изучения страшной трагедии с 20 по 50-годы прошлого века.
Через много лет, когда, как педагог с 36 –летним и журналист с 28-летним стажем работы, из различных архивов, воспоминаний, записей и документов моей семьи, по-крупицам, собирала материалы - дала себе слово: обязательно найду в пос. Долинка могилу своего деда, поклонюсь, очень низко-низко. Буду долго просить прощение за проступок, которому, никогда не будет оправдания! Каждый год я приезжаю в Долинку, где на месте тюрьмы сейчас находится музей жертвам политических репрессий. Музей Памяти тех, кто никогда уже не вернётся к нам из застенков КАРЛАГА. Провожу встречи, мероприятия, экскурсии и пишу статьи, мануалы и эссе.

Заключение

Республика Казахстан, опираясь на уже полученный опыт, действительно является единственным гарантом межэтнической, региональной и международной безопасности в регионе, так как учитывает вышеперечисленные «скрытые угрозы» для национальной безопасности Республики Казахстан и прилагает усилия к сохранению мира и стабильности не только в Центрально-Азиатском регионе, но и во всем Мировом сообществе. В современном Казахстане довольно ясно выражены результаты межэтнических и межкультурных взаимодействий и взаимообогащений, прослеживаемых исторически и особенно усилившихся в настоящее время, благодаря мудрой этнической политике, одним из ярких проявлений которой является создание Ассамблеи народа Казахстана. В заключении, хотелось бы отметить: Астана - город с уникальными историческими традициями всех этносов, имеет огромное значение для жителей нашей необъятной Родины!
Список использованной литературы:

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, Жеты-Жаргы,2002.С.9.
2. Байтусова И.Е.,Новохатская Е.Н., Тасбулатова Э.М.: « Межнациональное согласие, как основной вектор развития политики РК»,СКГУ им.М.Косыбаева, 2005.С.98.
3. Максакова О.А. «Диалог культур в условиях поликультурной среды: Проблемы межкультурной коммуникации в современном образовательном пространстве//Материалы Международной научно-практической конференции»Тобольск.2003.С.167.
4. «Мудрость веков».М.:Светоч.2002.С.34.
5. Собственные статьи, публикации и мануалы. С 1979 до 2018 г. г..
Категория: Школа: взгляд сквозь годы | Добавил: tatyana_tsaft (2019-06-04) E
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2020-05-28, 5:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [678]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [178]
Личности [124]
Великие педагоги [41]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [459]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [53]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [649]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [80]
В помощь учителю [23198]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru