Музыка как образ жизни Несмотря на то, что ребенок фальшиво поет песни Чебурашки и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку»; несмотря на то, что ребенку вообще некогда — английский, испан¬ский, секция по плаванию, балет и прочее… Есть причины все это преодолеть и все-таки учить музыке, которые должны знать современные родители: 1. Играть — это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, рус¬ских и европейских. Музицировать — это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? … 2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, и будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы трениру¬ются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать, ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка - это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно! 3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абст¬рактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музы¬кальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под ре¬петиторской палки. 4. Музыка и язык — близнецы-братья. Они родились следом друг за дру¬гом: сначала старший - музыка; потом младший — словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук. 5. Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание му¬зыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, уче¬ники знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню струк¬турного мышления. Внимание, практичные родители будущих инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведет пря¬мо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Майкрософт предпочита¬ет сотрудников с музыкальным образованием. 6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня на¬зывают коммуникативные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познако¬мится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и доне¬сти до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остает¬ся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное — пони¬мать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера — обезоруживающая улыбка «хорошего парня». 7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утвер¬ждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыкан¬ты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые зани¬мались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще го¬товы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды». 8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовно¬сти «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, ин¬тервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокой¬ные родители! Музыкальные занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь. 9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих де¬лать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одно¬временных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел — помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Му¬зыка - течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает инфор¬мацию Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребен¬ку-музыканту будет легче, чем Вам бежать по нескольким жизненным дорож¬кам и везде приходить первым. 10. И, наконец, музыка — наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп.1-9, Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаме¬нитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Раис, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
|