Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

урок "Ромео и Джульетта"
Цели урока: показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.

Задачи урока:

Воспитание любви и интереса к разным видам искусства: музыке и литературе.

Развитие у учащихся способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки на основе прочувствованного и продуманного восприятия.

Формирование музыкального мышления учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.

Тип урока: обобщающий изучение названных произведений на уроках музыки и литературы.

Вид урока: урок – беседа.

Учебные средства: записи на доске, репродукции портретов У. Шекспира и композиторов Ш.Гуно, Г.Берлиоза, Д.Россини, П.И.Чайковского, М.Балакирева, С.Прокофьева, различный иллюстративный материал, звуковоспроизводящее устройство, увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта», тексты трагедии У.Шекспира у учащихся, листы для заполнения итоговой таблицы (приложение 1),словарь эмоций и чувств (приложение 2).

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждёт необычный урок. Встреча с уже изученным произведением может быть неожиданной, если его восприятие обогатить другими видами искусства.

(На оформленной репродукциями доске записаны дата проведения урока, тема урока, эпиграфы).

Эпиграфы к уроку.

«Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет!

В нём всё как будто предназначено для музыки!

Гектор Берлиоз

Любовь сильнее смерти и страха смерти,

только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев

II.Актуализация знаний по литературе.

Учитель литературы (У.Л.): Итак, давайте вспомним, какое произведение последнее время владело нашими умами и сердцами.

Ученики: Произведение «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.

Учитель музыки (У.М.): История любви главных героев этой пьесы не могла не пленять представителей разных видов искусств, но именно в музыке мы наиболее часто встречаем сюжет трагедии У. Шекспира. Подтверждением этого являются слова талантливого композитора Гектора Берлиоза: «Ромео» Шекспира! Боже! Какой сюжет! В нём всё как будто предназначено для музыки!..»

III. Подача нового материала по музыке.

У.М.:Любовь Ромео и Джульетты живёт в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Ещё в XVIII веке композиторы и музыканты Германии, Италии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюблённым. Но каждый использовал для раскрытия этой темы различные музыкальные жанры: симфонию, оперу, сюиту. Это были композиторы, чье мировоззрение было близко мировоззрению Шекспира.

У.Л.: Великий драматург и гуманист эпохи Просвещения считал, что любовь превыше всего.

Кто под звездой счастливою рождён –

Гордится славой, титулом и властью.

А я судьбой скромнее награждён,

И для меня любовь - источник счастья, -

провозглашает он в Сонете № 25, раскрывая свою душу.

У.М.: Именно музыка влияет на душу человека, она словно умножает наши духовные силы. И когда мы слышим чистые, пленительные звуки, нам кажется, что мы вот-вот проникнем в тайны бытия.

Так в один из летних дней 1869 года, во время прогулки в компании Чайковского и его друга, преподавателя музыкальных классов Кашкина, известный русский композитор Балакирев высказал плодотворную мысль: «Приходит в голову старая история, которую нам рассказал Шекспир: о любви Ромео и Джульетты, любви, которая победила смерть. И это сюжет для вас, Пётр Ильич. Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю, историю победы любви над смертью».

У. Л.: Именно увертюра – фантазия Чайковского явилась истинным шедевром музыкального искусства, в основе которого лежит великая трагедия Шекспира. Работая над своим произведением, Чайковский писал: «И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерть… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь». Таким образом, идея создания увертюры П.И.Чайковского соответствовала идее великого произведения У.Шекспира.

У.М.:Шекспировский сюжет захватил композитора, и в конце жизни Чайковский задумал написать по нему большую оперу, но этот замысел так и остался неосуществлённым. Композитор создал только музыкальную зарисовку - вокальный дуэт Ромео и Джульетты. А знаменитая увертюра-фантазия впервые была исполнена 4 марта 1870 года в Москве. В течение жизни Чайковский трижды обращался к правке ее партитуры. Последняя редакция увертюры прозвучала в 1886 году в Тифлисе.

IV.Работа по музыкальным отрывкам увертюры, чтению трагедии и заполнению таблицы.

Учитель музыки:Обратимся к увертюре – фантазии П. И. Чайковского. Это произведение, как и все увертюры, написано в сонатной форме. В чем особенность этой формы?

Ученики:Сонатная форма основана на контрасте двух тем: главной и побочной.

У.Л.: Каковы основные темы трагедии?

Ученики:Любовь Ромео и Джульетты и вражда двух семей Монтекки и Капулетти.

У.М.:Чайковский, работая над увертюрой, сохранил взаимодействие двух этих тем, но вывел их на новый уровень развития. Как вы предполагаете, какой должна быть музыка каждой из тем?

Ученики: (ожидаемый результат)

Тема Вражды – музыка резкая, громкая, напористая.

Тема Любви - музыка нежная, светлая, плавная, мягкая.

У.Л.:Давайте вспомним, с чего начинается сюжет трагедии Шекспира?

Ученики: (ожидаемый результат) С экспозиции трагедии.

У.Л.:Какова основная тема экспозиции, что в ней происходит?

Ученики: (ожидаемый результат - пересказ содержания).

Работа с книгой.

У.М.:Давайте вспомним, с чего начинается увертюра – фантазия?

Ученики:Со вступления.

У.М.:Чайковский во вступлении разрабатывает новую тему, и при прослушивании музыкального отрывка вы должны ее определить, какому герою трагедии она близка.

Слушаем: Вступление.

У.М.: Какова же музыка вступления, какие впечатления она вызвала у вас? Используя «Словарь эмоциональных терминов», запишите в таблицу ваши впечатления от прослушанной музыки.

Работа с таблицей(приложение 1).

Ученики: (ожидаемый результат) Неторопливая, суровая, сосредоточенная, сумрачная (записывают в таблицу).

У.М.: Что напоминает вам эта музыка? Может быть, она похожа на звучание какого-нибудь инструмента?

Ученики: (ожидаемый результат) Она напоминает звучание органа в католической церкви.

У. Л.: Как вы думаете, чей литературный образ трагедии передает эта музыка?

Ученики: (ожидаемый результат) Образ монаха Лоренцо. Именно он соединяет двух влюбленных.

Учитель литературы: Каким предстает монах Лоренцо в литературном источнике.

Работа с книгой.

У.М.: Вернемся к музыке. Какая следующая часть сонатной формы?

Ученики: (ожидаемый результат) Экспозиция.

У.М.: Экспозиция – это показ двух тем: главной и побочной. Пользуясь словарем «Эмоциональных терминов», запишите свои впечатления от музыки, которую вы сейчас прослушаете, в таблицу.

Слушаем: Экспозиция. Работа с таблицей(приложение 1).

У.М.: Какие темы вы услышали в экспозиции?

Ученики: (ожидаемый результат) Главная – образ Вражды – характеристика двух враждующих семейств Монтекки и Капулетти (музыка резкая, взволнованная, драматичная, стремительная). И побочная – образ Любви Ромео и Джульетты (музыка нежная, плавная, мягкая).

У.Л.: А где впервые сталкиваются Вражда и Любовь?

Найдите в литературном источнике характерное описание, где происходит завязка событий.

Работа с книгой.

У.Л.: Экспозиция в музыке соответствует завязке в литературе.

У.М.: А чему соответствует развитие действия в увертюре?

Ученики: (ожидаемый результат) Разработке.

У.М.: Здесь происходит столкновение двух тем – темы борьбы Добра и Зла, Любви и Вражды. Используя ваши словари, запишите музыкальные характеристики этих тем. Какие ассоциации, переживания, чувства побуждает прослушивание музыкального фрагмента?

Слушаем: Разработка. Работа с таблицей(приложение 1).

Дети: (ожидаемый результат) Господствует главная тема – образ Вражды. Она становится еще мрачнее и тревожнее. Это образ тех злых сил, которые привели к гибели Меркуцио, Ромео и Джульетты.

У.М.: А есть ли в разработке тема Любви?

Ученики: (ожидаемый результат) Нет, эта тема не звучала в отрывке, но есть тема монаха Лоренцо. Его хоральная мелодия звучит угрожающе и зловеще. Она сближается с темой Вражды.

У.М.: Как вы думаете, почему не звучит тема Любви?

Ученики: (ожидаемый результат) Тема Любви не звучит, потому что Ромео и Джульетта любят друг друга втайне от всех. И эта тайна приводит к трагедии.

У.Л.: К каким последствиям ведёт тайность бракосочетания влюбленных?

Ученики: (ожидаемый результат) Убийству Меркуцио, изгнанию Ромео, греху Лоренцо, самоубийствам Джульетты и Ромео.

У.М.: Все это отражено в следующей части сонатной формы – репризе. Это кульминация всего произведения. Запишите в таблицу свои впечатления от звучащего далее фрагмента.

Слушаем: Реприза. Работа с таблицей(приложение 1).

У.Л.: Как вы считаете, какой композиционной части пьесы соответствует характер музыки?

Ученики: (ожидаемый результат) Кульминация – убийство Меркуцио.

У.М.: Что вы услышали в музыке, характерное для кульминации?

Ученики: (ожидаемый результат) Музыка напряженная, эмоциональная, громкая, слышится звон сабель.

У.М.: Литературная кульминация соответствует музыкальной кульминации, которая развивается в репризе. А что именно вы услышали в репризе?

Ученики: (ожидаемый результат) В репризе идет повторение главной и побочной тем, но с небольшими изменениями.

У.М.: Изменилась ли музыка этих двух тем? Какой она стала по характеру?

Ученики: (ожидаемый результат) Начинается реприза сжатым, лаконичным проведением главной темы – Вражды. А затем – тема Любви, но она меняется: становится скорбной, трагичной; в ней больше страсти, порыва.

Работа с таблицей.

У.Л.: А что является развязкой?

Ученики: (ожидаемый результат) Их последние слова любви. Их смерть.

У.Л.: Давайте обратимся к тексту трагедии.

У.М.: Что в увертюре является развязкой?

Ученики: (ожидаемый результат) Кода – последний раздел увертюры.

У.М.: Будет ли соответствовать характер музыки в коде вашему восприятию развязки истории любви Ромео и Джульетты?

Слушаем: Кода.

У.М.: Какая по характеру музыка заключительного раздела? Какие впечатления она вызвала у вас?

Работа с таблицей(приложение 1).

Ученики: (ожидаемый результат) Музыка похожа на погребальное шествие. Слышится тема вступления – тема монаха Лоренцо, но сейчас это светлая печаль; измененная тема Любви - умиротворенная печаль враждующих семейств над телами погибших Ромео и Джульетты. Музыка похоронная, трагичная, но светлая и умиротворенная.

У.М.: Как вы думаете, почему Чайковский вновь возвращается к теме монаха Лоренцо?

Ученики: (ожидаемый результат) Соединив любящие сердца героев, Лоренцо как служитель Бога возвысил и увековечил их любовь. Они умерли мужем и женой, и души их соединятся на небесах.

У.Л.: В этом гуманистическая идея трагедии: любовь должна соединять людей, она сильнее вражды, злобы и ненависти.

У.М.: Сейчас вновь обратимся к уже заполненной вами таблице и ответим на вопрос: как менялся характер музыки на каждом этапе развития сюжета?

Работа с таблицей(приложение 1).

V. Закрепление материала, подведение итогов.

У.Л.: А как музыка обогащает восприятие литературного произведения?

Ученики: (ожидаемый результат)

Работа с таблицей(приложение 1). Запись вывода.

Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, вводит тему монаха Лоренцо как тему Вечности.

На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, следовательно, и наше восприятие происходящего.

У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.

У.Л.: Тем самым мы доказали, что «любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь», высказанную великим русским писателем XIX века И.С. Тургеневым.

Изменилась ли ваша оценка «повести о Ромео и Джульетте» после прослушивания музыки?

Ученики: (ответы)

У.М.: Одним из последних больших произведений, посвященных бессмертным влюблённым, является французский мюзикл «Ромео и Джульетта» композитора Герарда Пресгурвика. Премьера мюзикла состоялась в Париже в 2000 году. В мае 2004 года в Московском театре оперетты была поставлена русская версия мюзикла Пресгурвика «Ромео и Джульетта» с текстом Наума Олева. Спектакль не сходил со сцены театра «Московская Оперетта» в течение двух лет.

У.Л.: Это говорит о том, что сюжет «Ромео и Джульетты» Шекспира и в наши дни не потерял своей актуальности.

VI. Рефлексия.

У.М.: А если бы вы были композиторами, то какой по характеру была бы ваша музыка?

Ученики: (ответы)

VII. Домашнее задание.

а) создать (или найти) иллюстрации к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»;

б) написать сочинение по заранее заданным темам.

Выводы:

Чайковский обогащает тематику шекспировской трагедии, введя тему монаха Лоренцо как тему Вечности.

На каждом этапе развития сюжета меняется характер музыки, а следовательно, и наше восприятие происходящего;

У Чайковского главной идеей становиться утверждение, что любовь побеждает смерть.

Категория: Уроки музыки | Добавил: Arilca (2009-08-25) | Автор: Арман E W
Просмотров: 9414 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru