Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

статья о Казахстанском патриотизме
Формирование казахстанского патриотизма

Вероятно, прежде чем начинать рассуждать о корнях патриотизма, о его сущности и глубине, необходимо выяснить значение этого слова. Все словари дают нам одинаковое определение понятия «патриотизм» - любовь к Родине. То есть патриотизм есть термин многосложный состоящий как минимум из двух понятий: любовь и Родина. Но ведь каждый человек вкладывает разное понимание любви и Родины. Поэтому нет ничего странного в том, что мы сегодня вычленяем разного толка и уровня развития патриотов. Есть те, которые любят Родину для себя, есть себя для Родины, есть себя и Родину, как единое целое. Но любить свою Родину невозможно без любви к своей семье, к своим детям, к своим друзьям и близким. А посему невероятно, на наш взгляд, постичь природу и глубину патриотизма без понимания природы и глубины человеческих взаимоотношений и отношений.
Вечный вопрос всех поколений: «Кого можно считать патриотом?» Давайте попробуем выделить основные разновидности особой человеческой породы – Патриот. Одни любят свою Землю, свой дом, свой народ и взаимно ими любимы. Они посвящают свои трудовые подвиги, научные открытия, произведения искусств народу, Родине. А их именами впоследствии называют улицы и города, они становятся народными героями. Другие тоже любят свою Землю, свой дом, свой народ, но без взаимности. Их имена либо предаются забвению, либо звучат далеко от родной земли, непонятые и непризнанные на горячо любимой ими Родине, среди горячо любимого ими народа.
А какого патриота хотим вырастить мы, что вкладываем сегодня, во множественные и долгие разговоры о необходимости формировать своего, уникального, не похожего на всех казахстанского патриота?
Будущее невозможно без прошлого и настоящего, а патриотизм невозможен без истории и людей - его несомненных источников и вершителей. Понятие Родина, любовь, народ формируются в сознании человека на основе чувства соприкосновения, сопереживания и сопричастности к определенному кругу людей, количеству событий, его окружающих и системе ценностей и идеалов, определяющих общественные отношения в том социуме, где человек формируется. Исходя, из этих параметров мы можем дать определение национальному, родовому, этническому, либо территориально- географическому патриотизму. Но Республика Казахстан поликультурна и слияние многих систем ценностей и идеалов не всегда приводят к слиянию патриотических порывов. Итак, каково же сегодня реальное положение вещей? Как происходит процесс формирования казахстанской нации? Кто сегодня участвует в этом многосложном о многоструктурном действии?
В Казахстане проживает всего 130 этносов. Их объединение возможно не только под одним флагом, в пределах одной границы, но под одной идеей. Имя этой идеи – национальная. Основу нашей национальной идей составляет Конституция, признающая народ Казахстана единственным источником власти, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Очень важно донести до каждого гражданина страны эту идею. Потому как всякое соблюдение закона зависит от лиц принимающих и отправляющих закон в полной мере одинаково. Пора бы нам всем понять, что порочно делить мир на «Своих» и «Чужих», на «великих» и «невеликих», на «старших» и «младших». Ибо каждый народ независимо от его численности, занимаемой территории, уровня научных знаний и тем более независимо от военной мощи заслуживает самого глубокого уважения и права на равенство с любым народом мира.
Тогда, исходя из данных рассуждений, мы выводим формулу казахстанского патриотизма: «чувство общегосударственной сопричастности, гражданской ответственности и гражданского долга перед своей страной, толерантность, выражаемая пониманием и принятием культуры всех этносов Казахстана и мира» За десять лет развития казахстанский народ сохранил главное – внутриполитическую стабильность. Именно стабильность взаимоотношений может стать отправной точкой к этапу осознанной взаимозависимости, который по своей природе не приемлет национализма. Главный принцип этого этапа: «Ребенок на дороге – и мой, и твой». И, на этом этапе неоценимую роль будут играть все социальные институты, исполняющие воспитательную функцию.
Таким образом, мы пришли к еще одному очень важному понятию. Институт воспитания и инструменты, осуществляющие процесс воспитания. На повестке дня вопрос формирования патриотизма, а потому нужно определить институт воспитания патриотизма и инструментарий, пригодный для осуществления этого многосложного и многофункционального процесса.
Первое, с чем сталкивается человек, придя с рождением на землю, конечно же, семья. И мы, также начнем свои рассуждения с семьи. Именно в семье человек впитывает с молоком матери первые азы общественных взаимоотношений, основанные на национальной самобытности. Именно в семье приходят осознание и понимание корня и единства народа, через любовь к родителям и сородичам. Именно в семье, в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы социально-правовой культуры. Он получает первые представления обо всем из колыбельных матери, из добрых сказок бабушки, из поступков отца, старших братьев и сестер. Под воздействием семьи у ребенка формируется собственная картинка. Потому важна до бесконечности атмосфера в семье, культура взаимоотношений в семье и отношение семьи к процессу социализации. Семьи не берутся ниоткуда, они создаются людьми, которые являются в свою очередь продуктом воспитания того же общества, в который придут жить их дети. Значит, начать формирование семьи, как основной ячейки, выражаясь партийным языком «первички», не поздно никогда. Главное обществу понять важность этого процесса. На наш взгляд воспитание патриота семьи, неизбежно приведет к воспитанию патриота школы, рабочей бригады, трудового коллектива и естественно патриота Родины. Получается замкнутый круг. Общество должно создать все условия для формирования здоровой семьи, а здоровая семья должна стать источником здоровых граждан. Как это возможно?
И, вот здесь вступают учреждения образования и начинают вести ведущую партию в сложном оркестре, играющем многоуровневую пьесу, под названием «Социализация личности». Именно в детских садах, школах, колледжах и ВУЗах продолжает выстраиваться стройная система, имя которой общенациональный патриотизм. Именно система, так как даже с первого взгляда становится довольно ясно, что патриотизм не единичная категория.
Не было, и нет государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан. Патриотизм явление универсальное и уникальное. Политика и идеология государства призваны воспитывать и формировать патриотизм. Патриотизм проявляется в политической культуре граждан и становится источником силы, единства народа и целостности государства. Подлинный патриотизм всегда на стороне справедливости, гуманизма и демократии. Он мобилизует граждан на решение стоящих перед обществом задач. Из них вытекают общее и особенное в патриотизме разных стран. Реакционные и тоталитарные режимы также удачно используют патриотизм в своих интересах для укрепления личной власти.
Патриотическое воспитание – не единовременный акт. Он не может сводиться только к разовым мероприятиям. Процесс формирования патриотизма должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Казахстанский патриотизм строится на исторической справедливости правде. Казахстанский патриотизм не возник так вдруг ни из чего. Он является логическим результатом становления и развития народа, с ним формируется и с ним развивается. Казахстанский патриотизм – это проявление общности интересов, общности судьбы, готовность трудится творить во имя возрождения и расцвета страны. Это доказывает, что патриотизм не искусственное понятие. Он является продуктом этносоциальной реальности общества, формируется и воспитывается казахстанский патриотизм посредством целенаправленной идеологической деятельности государства. Эта работа должна охватить каждую семью, детские сады, средние школы, колледжи и университеты, каждый трудовой коллектив. Для укрепления патриотизма необходима предметная забота власть придержащих о социальных нуждах населения из страны. Уезжают ведь в основном люди с высшим образованием, европейским уровнем развития. А на их место приезжают из Китая, мусульманского Востока. Это в основном религиозная масса, не воспринимающая стандарты либеральной идеологии. В существующем перекосе есть определенная особенность. Страна теряет своих истинных граждан. Для них обще казахстанские интересы имеют второстепенное значение. В такой ситуации актуальной становится политика местного населения.
Правовое, политическое равноправие граждан и их социальная защищенность являются условием сохранения и умножения численности населения Казахстана. Социально- экономическое обновление общества, формирование правового государства дают возможность человеку почувствовать себя полноценным гражданином страны и стать ее патриотом.
Патриотическое воспитание – не одновременный акт. Оно не может сводиться к разовым мероприятиям. Процесс формирования должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Национальную гордость необходимо воспитывать на примерах честности, справедливости и гуманизма.
Этнокультурное воспитание людей всегда было и остается эффективным средством идеологической деятельности органов образования, СМИ и учреждений культуры. Оно родного Отечества. Казахстанский патриотизм не может опираться на ценности и историю только титульной нации. приближает казахстанцев к историческим истокам, традиционному пониманию интересов Чтобы собрать и мобилизовать всех граждан вокруг общегосударственных целей, идеология обязана опираться на историю «малых» и «больших» народов. При этом основное внимание должно уделяться общим для всех приоритетам и примерам.
Переступив порог третьего тысячелетия, мы все оказались в условиях космопланетарного перехода в качественно новую эру, когда происходят неизмеримо более быстрые по сравнению с предыдущими этапами и более сложные социальные перемены, которые развиваются на фоне острых противоречий и конфликтов. История человечества полна свидетельств того, что любая стадия его развития сопровождалась не только прогрессивными, но и болезненными, а порой опасными для самого существования человека процессами.
Жители Казахстана находятся в полной растерянности: «Кто они такие и для чего они живут» Кто – Отечество? Как остаться патриотами, что должен делать патриот? Ответы на эти детские вопросы и есть патриотическое воспитание!?
Подлинный патриотизм сегодня – это продумывать восстановление и строительство страны как мировой державы. Эта задача является единственно возможным основанием для патриотического воспитания молодежи. Должно быть четкое обозначение того, чем может стать Казахстан, и во что, им молодым, включаться, чтобы жизнь не пропала в мелкой суете и мышиной возне.
Важным подспорьем на пути воспитания личности патриота становится активно изучаемая и пропагандируемая народная педагогика. Главная цель сторонников использования методов этнопедагогики - воспитание на основе опыта предшествующих поколений. На основе преемственности поколений, рождающей чувство сопричастности и единения со своим народом.
Антиподом явления патриотизма является четко выраженное и активно муссируемое нынче понятие манкуртизма. Попробуем подойти к нему поближе.
Манкуртизм – синоним рабства. Но это не физическое, а духовное понятие. Человек при определенных обстоятельствах в силу воздействия на его психику извне превращается в такового.
В массовом сознании ныне широко распространено мнение о том, что кто не знает родного языка и традиций – тот манкурт. В сущности незнание родного языка еще не является обязательным признаком манкуртизма. Казах А. Тулеев в силу стечений обстоятельств с юных лет оказался в другой языковой среде, воспитывался на другой культуре и учился не на родном языке. Но, чувство крови, любовь к родному народу и земле предков у него, пожалуй, намного сильнее, чем даже у того, кто прекрасно владеет родным языком.
Манкуртом следует назвать того, кто, живя в нормальных условиях, не лишен насильно своих корней, а добровольно отрекается от своего языка, родной культуры, высокомерно и чванливо относится ко всему родному, предпочитая лишь иноземное, на его взгляд более современное и цивилизованное.
Манкуртизм – не внешняя форма, а внутренне сущностное явление. По внешним признакам причислять того или иного человека к разряду манкуртов неверно. Если 40% казахской молодежи не владеют родным языком, то считать ее манкуртами нельзя. Многие хотя и не владеют родным языком, но любят свою нацию, культуру, традиции и исконно родное начало. Но в силу ряда обстоятельств они лишились этой возможности. Свою потерю они сегодня прекрасно осознают и стараются восполнить пробел, осознано учатся родному языку.
Разве можно назвать Герольда Бельгера, активно пропагандируещего культуру казахского аула, манкуртом по отношению к немецкому народу. Конечно же нет, но вслушайтесь в строки его эссе «Аул»: «И если я совершу что-нибудь постыдное, я опозорю не только своих родителей, но и свой аул. А с годами я пойму, что всему хорошему я обязан, помимо своих родителей, моему аулу: там мои истоки, мои нравственные начала, мой стержень, моя основа, мой критерий, мои ориентиры, моя любовь, гордость и незабываемая печаль. Объединенные одним местом проживания, близкие по духу, ментальности, быта нравам и укладу, живущие в постоянном и тесном общении, спаянные трудом и тягой, расположенностью друг к другу, единые или близкие нравственно, культурно, общественно, социально, имеющие единые или схожие цели, стремления, миропонимание и духоустройство. Половина нашего населения живет на земле. Казах вообще верен и привержен родной земле, месту предков, месту, где капнула первая капля крови от пуповины. Казах продолжает жить в Приаралье, в пустыне, в заброшенных бесперспективных безводных, бестравных регионах и не спешит покидать отчий край. Казах презирает тех, кто ищет лишь сытое, доходное место, оставляет родную землю. Казах считает это недостойным для человека поступком, это доля бродячей собаки».
Президент нашей страны подчеркивает значимость аульного уклада в своей книге «В потоке истории»: «Казахский аул всегда оставался источником потенциального национального возрождения и маркером национальной идентичности», - пишет он и мы согласны с этим. Однако в данном случае необходимо соблюсти ту тонкую грань, которая часто теряется и патриотизм выводит на кривую национализма. Гордость за свою нацию не должна заканчиваться принижением достоинства другого народа.
Интересы РК нельзя сегодня отождествлять с интересами одной национальности. Поли этничность, и многообразие культурных типов диктуют во имя достижения консенсуса признание равных прав и равного доступа к центрам власти.
Культура и ценности казахов не носят всеохватывающего характера. Казахи – ядро политического единства страны, но само же единство поддерживается более широкой общностью интересов и мнений.
Суть же национальной политики, научного управления национальными отношениями состоит в том, чтобы не обострять в негативном плане национальную психологию.

Зрелая национальная психология представляет собой «открытую» систему. Это не только потребность в удовлетворении интересов своей нации, но и понимание интересов других этносов, а в дальнейшем и действия, способствующие удовлетворению интересов других наций. Зрелая психология нации является интегрирующим фактором в сообществе наций.
В заключении рассуждений о природе казахстанского патриотизма, как о явлении социальном, а не национальном, разрешите высказать следующие мысли.
Во – первых, невозможно наличие и развитие патриота без Родины, а значит главная наша задача сохранить Родину
Во – вторых, невозможно наличие и развитие патриота без родной культуры, языка и традиций, а значит наша сверхзадача сохранять, развивать и приумножать родную культуру, язык и традиции.
В – третьих, невозможно наличие и развитие патриота без атмосферы любви и взаимопонимания (не примирения, а именно понимания), а значит наша важная задача создать и укреплять атмосферу любви и взаимопонимания.
Для выполнения всех задач нужно совсем немного, услышать здравый рассудок и пойти навстречу друг к другу.

Приложение 1

Высказывания великих о патриотизме

Патриотизм – любовь к Отечеству – сознание прямой зависимости личного благополучия от общественного и от государственной безопасности. (Б. Момыш - улы)

Чего не понимают, тем не владеют. Гете

Мы создали Италию, давайте создадим итальянцев. К Кавур, премьер – министр Италии

Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают ее продать. Ж.Петан, французский общественный деятель.

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для Родины., Д. Кеннеди

Категория: Уроки музыки | Добавил: Arilca (2009-08-25) | Автор: Арман E W
Просмотров: 3095 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-16, 12:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru