Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Мини-проект "Формирование поликультурной личности школьников, через нестандартные уроки музыки."
Мухарямова Елена Григорьевна
Мичуринская основная школа

Мини-проект "Формирование поликультурной личности школьников, через нестандартные уроки музыки."

Пояснительная записка

Каноны демократических преобразований нашего общества, изложенные в «Концепции этнокультурного образования в Республики Казахстан» и «Государственной программе развития образования в Республики Казахстан В казахстанском обществе взят курс на демократические реформы. на 2005-2010 г.г.» призваны, кардинально преобразовать всю систему образования. Одной из важнейших задач, является эстетическое воспитание личности.
Воспитание поликультурной личности ребенка начинается с формирования высших чувств. Музыкально – эстетическое воспитание детей – одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ребенка, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего девства. Поликультурная личность должна обладать следующими видами сознания: правое, географическое, лингвистическое, историческое, художественно-эстетическое и религиозное. Каждому виду сознания соответствуют определенные чувства. Чтобы в будущем сформировалась поликультурная личность необходимо сформировать следующие чувства:
- историческое сознание – чувство прекрасного, чувство долга, патриотизм, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народом;
- географическое создание – любовь к природе, наслаждение красотой природы, чувство прекрасного, сочувствие всему живому, гуманность, бескорыстие, доброжелательность;
- религиозное сознание – любовь к родным и близким, доброта, сопереживание, сочувствие, терпимость, правдивость, чувство удовлетворенности от совершенного доброго поступка;
- лингвистическое сознание – чувство удовлетворенности от понимания другого языка;
- правовое сознание – ответственность, чувства долга, доброжелательность, способность сопереживать;
- художественно-эстетическое сознание – чувства прекрасного, эстетические переживания.

В формировании поликультурности личности дошкольника наиболее важным является учет аспектов чувственной сферы ребенка. Формирование поликультурности личности дошкольника должна лежать в основе образовательной системы.
На данный момент существует много разных программ воспитания и обучения дошкольников. В них подробно рассмотрен обучающий и воспитательный процесс, но воспитанию поликультурности уделяется мало внимания. Мы предложили, что эту задачу можно решить на музыкальных занятиях, так как музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством. В дошкольном возрасте говорить о полноценном процессе формирования поликультурной личности рано, поэтому мы рассматриваем лишь личностные качества – поликультурность личности дошкольника. Поэтому основной задачей в данной теме является формирование этого личностного качества ребенка. Во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду, мы уделяем внимание развитию поликультурности.
Для достижения этой цели очень подходят интегрированные занятие. Они направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Такие занятия имеют определенную тему, позволяют не только дать знания и умения, но и обобщить их. Нами было проведено занятие, в котором дети познакомились с «Конвенцией о правах ребенка». На занятии дети познакомились с некоторыми основными статьями: право на жизнь, право на имя и гражданство, право на любовь и понимание в семье, право на образование. Для каждой статьи были подобраны разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах. Наряду с интегрированными занятиями мы проводим различные праздники, развлечения, театрализованные представления, музыкальные сказки и т.д. Дети очень любят сказки на новый лад.
Как уже отмечалось, для формирования поликультурности дошкольника, необходимо развитие различных видов сознания. Проводя различные мероприятия, мы отмечаем, какие чувства, и какой вид сознания затрагивает та или иная тема. И готовая следующее занятие или утренник, учитываем это. Любое проведенное мероприятие имеет определенную воспитательную задачу. Коллективная деятельность на занятиях способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности.

Учет возрастных особенностей в процессе поликультурного воспитания

Для уточнения возможностей поликультурного воспитания рассмотрим психологическое развитие личности, в том числе развитие самосознания в том или ином возрасте (по О.Б. Дарвиш,2).
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет).
Ведущая деятельность – игра. Основным видом мышления является наглядно-образное. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Усваивают нормы общения, привычки поведения и определенное эмоциональное отношение к этим нормам. Формируется высшее чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.
Младший школьный возраст (от 6-7 до 9-11 лет).
Ведущая деятельность – учебная. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Интенсивно развивается самосознание. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности, авторитет взрослых. Потребность в самоутверждении зависит от места, которое ребенок занимает в семье. 7-8 лет – сенситивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

Этапы поликультурного воспитания в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Поликультурное воспитание осуществляется на всех этапах развития личности, так как многокультурное пространство окружает личность постоянно и независимо от её желания. Но чем раньше личность попадает в сферу целенаправленного воспитательного воздействия, тем больше оснований надеяться на него результативность и избежать негативных культурных или этнических стереотипов. Считаем возможным выделить следующие этапы:
1 этап – дошкольный и младший школьный возраст. На этом этапе наиболее эффективным является этнокультурное воспитания в рамках семьи, дошкольных учреждений, начальной школы. Этнокультурное воспитание происходит через устное народное творчество с привлечением средств народной педагогики, элементов народного художественного творчества. Происходит этническая самоидентификация, зарождается любовь к своему народу, к родной земле. Осознается факт, что рядом на этой земле живут представители разных народов, они могут быть соседями, друзьями и родственниками. Воспитывается толораитность к представителям иной культурной традиции.
2 этап – подростковый возраст. Именно в этот период наиболее эффективным является поликультурное воспитание. Оно осуществляется в рамках общего образовательного процесса, реализуется в условиях школьного и дополнительного образования в национально-культурных центрах, эстетических школах, кружках, секциях и т.п. Обязательное условие поликультурного воспитания – возможность реального соприкосновения с культурой другого народа путем изучения его языка, истории и культуры, общения с представителями различных культурных традиций. Основная направленность поликультурного воспитания – государственная интеграция, основанная не национальном сознании, а на культурной общности путем усвоения интеграционной национальной культуры. Поэтому содержание поликультурного воспитания подростка предполагает воспитание, уважение, интереса, восприятия и переживания ценностей народов, проживающих на территории его родины. Следует уделять внимание тому, что объединят народы, является общим для разных культур, т.е. общечеловеческим ценностям. Именно на их основе многонациональное государство может создать свою неповторимую интеграционную культуру, принадлежность к которой сделает гражданское общество стабильным, неподверженным национальным конфликтом. Воспитание гордости за свою страну, чувства патриотизма также является содержанием поликультурного содержания.
Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника, выпускник школы найдет своё место в современном сложном многополярном мире, став достойным представителем своего народа и своей страны, не теряющим культурной самоидентификации при постоянном кросскультурном взаимодействии на протяжении своей жизни.

ПРОБЛЕМА: Формирование поликультурной личности дошкольника средствами музыкально-эстетического воспитания.

ЦЕЛЬ: Создание модели поликультурной личности дошкольника.

ЗАДАЧИ:
1. Развитие творческих и духовных способностей личности

2. Воспитание нравственности, патриотизма и любви к своей Родине- Республики Казахстан, народным традициям.

3. Расширение музыкального кругозора детей, создание условий для обогащения активного музыкального опыта.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.Интеллектуальное развитие.
2.Мировозрение , мироощущение.
3.Человек – творец самого себя.
4. Эстетическая культура.
5. Экологическое воспитание
6.Личностные качества.

ГИПОТЕЗА

Если осуществлять учебный процесс на принципах новой Программы по музыкальному воспитанию дошкольников на основе разнообразных видов деятельности, то это обеспечит:

- воспитание любви и интереса к народному творчеству;

- развитие творческих задатков;

- воспитание эстетического вкуса и критического отношения к музыке;

- социализация личности.

ГЛОССАРИЙ


ВОСПИТАНИЕ - навыки поведения ,привитые семьей ,средой и проявляющиеся в общественной жизни.

ПОЛИ – много, многое.

ЛИЧНОСТЬ – человек (ребенок), как носитель каких –то свойств.

КУЛЬТУРА – все то , что создано человеческими руками , умом.

[/b]МУЗЫКА - искусство ,отражающее действительность в звуковых , художественных образах, а также сами произведения этого искусства.

АДАПТАЦИЯ - приспособление.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – обучающие, развивающие.

СКЛОННОСТЬ – индивидуальное направление.

ИНКЛЮЗИВНОЕ – интегрированное обучение

ИНТЕГРАЦИЯ - разноуровненное обучение

СПОСОБНОСТИ – индивидуальные особенности.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Государственный общеобязательный стандарт образования «Дошкольное образование и обучение» (20008 г.)

2.Методика музыкального воспитания в детском саду . Ветлугиной .(1985 г.)

3.Журналы «Музыкальный руководитель».

4. Журналы «Дошкольное воспитание».

5.Методическая литература из серии « Детский сад: день за днем».

6. Виртуальный курс по планированию и управлению дошкольным воспитанием.

7. Дошкольная педагогика Ядэшко В. И. и Сахана Ф. А.(1978 г.)

8. Развитие музыкальных способностей детей. Михайлова М. А.(1987 г.)

9. Воспитание звуком . Рокитянская Т. А. (2002 г.)

Категория: Уроки музыки | Добавил: Серый_Волк-ст (2010-01-16) | Автор: Мухарямова Елена Григорьевна E
Просмотров: 13838 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 6:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru