Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

эссе на тему: «Классическая музыка в школе как средство развития интеллектуального уровня школьников»
Эссе на тему: «Классическая музыка в школе как средство развития интеллектуального уровня школьников».

Музыка способна оказывать известное воздействие на
этическую сторону души; и раз музыка обладает такими
свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в
число предметов воспитания школьников.
Аристотель

Когда дети приходят в школу, их в первую очередь учат писать и читать. Без этого нельзя. Это тот минимум знаний, без которого нет человека. Но этого мало. Человек должен и мыслить и чувствовать, уметь мыслить и чувствовать. Каждое умение надо воспитывать.
И тут неоценимую помощь может оказать музыка.
Музыка – могучий источник мысли. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности.
Любой человек, окончивший среднюю школу, не только знает о существовании Пушкина, Абая, Лермонтова, Муканова, Валиханова, но и назовет их произведения и даже сможет что-то процитировать. Ведь этого нельзя не знать. Но вот когда звучит кюй Курмангазы, «Лунная соната» Бетховена, многие не могут сказать, что звучит и назвать композиторов.
И вот тут возникает вопрос: может ли человек, не владеющий не только каким- либо музыкальным инструментом, но даже своим собственным голосом, разобраться во всех тонкостях музыкального произведения, если оно не примитивно, если оно создано из удивительных хитросплетений различных голосов и инструментов?
Главная цель моих уроков – научить ребят, в первую очередь, искусству слушания музыки. Для решения этой задачи необходимо решить и другой вопрос – вопрос дисциплины. Вопросы, разговоры, касающиеся темы урока естественны, а во время слушания музыки должна быть абсолютная тишина. А как этого добиться? Как убедить в этом ребят? Я вижу единственный способ –
учитель должен быть сам предельно увлечен предметом своего рассказа и таким образом, увлечь своих учеников.
На своих уроках стараюсь поразить, увлечь, потрясти открытием, рассказать о произведениях так, чтобы ребята были предельно увлечены. Так как самое главное на уроках – научить слушать музыку. Ведь таким образом я закладываю фундамент, на котором вырастет подлинный интерес к музыке, а потом уже каждый может идти к ней своим путем.
Мало научиться слушать, нужно научиться и слышать то, что заложено в произведении. Надо научиться его понимать, осмысливать, а не просто ограничиться чисто внешним восприятием: красиво, приятно, сильно.
Из опыта работы я пришла к одному выводу. Никогда нельзя говорить: «Вы услышите в этой музыке…» Дело в том, что восприятие музыки дело весьма субъективное. И даже в «Танце с саблями» Хачатуряна вовсе не обязательно, что бы каждый слышал звон оружия и видел картины боя, а в произведениях Римского-Корсакова картины моря. После прослушивания «Полет шмеля» Римского-Корсакова некоторые ребята услышали завывание вьюги, бег сказочных персонажей. Я даю положительную оценку всех ребят, все они по-своему правы.
На уроках я стараюсь разнообразить формы рассказов о музыке. Так, урок, посвященный музыке Бетховена к трагедии «Эгмонт», я вела с учителем истории Гавришевской Н.А. ,она давала историческую справку о графе Эгмонте и Нидерландской революции, Я рассказывала о музыке Бетховена.
Прежде, чем познакомиться с творчеством М. Тулебаева, я дала ребятам задание почитать народную поэму «Айтыс Биржана и Сары». Учитель казахской литературы Оразбаева А.А. рассказала биографические данные из жизни двух знаменитых казахских акынов. Рассказ учителя я сопровождала фрагментами оперы.
Отличительной чертой творчества П.И. Чайковского является его близость к народному творчеству. В первую очередь предлагала послушать те произведения, в которых звучали народные песни, уже знакомые ребятам. Таким образом, симфоническое произведение стало более доступным к слушанию.
На каждом уроке я говорю о том, что композитор пишет о людях, о времени, о своей эпохе. Наглядным примером является «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича, которая в основном была написана в осажденном Ленинграде и опера Г.Жубановой «Двадцать восемь», о легендарных сражениях казахстанцев-панфиловцев под Москвой. Неизгладимое впечатление на детей производит мое творческое задание о том, чтобы дети изобразили свои мысли, впечатления и переживания.
Знакомство с музыкальными жанрами, в частности с маршем, я начала со стихотворения С. Маршака «При упоминании о марше».
Из своего педагогического опыта я сделала вывод, что музыкальный педагог не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и историком, этнографом, знать русскую и казахскую литературу, живопись, чтобы решить необычайно увлекательную задачу – открыть красоту всех жанров , а главное классической музыки на уроках.

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/20-0-0-0-1
Категория: Уроки музыки | Добавил: Eng-teacher (2015-01-16) | Автор: Габова Антонина Геннадьевна E W
Просмотров: 600 | Комментарии: 1 | Теги: эссе, музыка | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-12-11, 12:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [517]
Научная кафедра [222]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [820]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1206]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1831]
Краеведение [96]
Начальная школа [4036]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1607]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [474]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1214]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [548]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [43]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru