Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Эссе на тему: «Классическая музыка в школе как средство развития интеллектуального уровня школьников». Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания школьников. Аристотель Когда дети приходят в школу, их в первую очередь учат писать и читать. Без этого нельзя. Это тот минимум знаний, без которого нет человека. Но этого мало. Человек должен и мыслить и чувствовать, уметь мыслить и чувствовать. Каждое умение надо воспитывать. И тут неоценимую помощь может оказать музыка. Музыка – могучий источник мысли. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Любой человек, окончивший среднюю школу, не только знает о существовании Пушкина, Абая, Лермонтова, Муканова, Валиханова, но и назовет их произведения и даже сможет что-то процитировать. Ведь этого нельзя не знать. Но вот когда звучит кюй Курмангазы, «Лунная соната» Бетховена, многие не могут сказать, что звучит и назвать композиторов. И вот тут возникает вопрос: может ли человек, не владеющий не только каким- либо музыкальным инструментом, но даже своим собственным голосом, разобраться во всех тонкостях музыкального произведения, если оно не примитивно, если оно создано из удивительных хитросплетений различных голосов и инструментов? Главная цель моих уроков – научить ребят, в первую очередь, искусству слушания музыки. Для решения этой задачи необходимо решить и другой вопрос – вопрос дисциплины. Вопросы, разговоры, касающиеся темы урока естественны, а во время слушания музыки должна быть абсолютная тишина. А как этого добиться? Как убедить в этом ребят? Я вижу единственный способ – учитель должен быть сам предельно увлечен предметом своего рассказа и таким образом, увлечь своих учеников. На своих уроках стараюсь поразить, увлечь, потрясти открытием, рассказать о произведениях так, чтобы ребята были предельно увлечены. Так как самое главное на уроках – научить слушать музыку. Ведь таким образом я закладываю фундамент, на котором вырастет подлинный интерес к музыке, а потом уже каждый может идти к ней своим путем. Мало научиться слушать, нужно научиться и слышать то, что заложено в произведении. Надо научиться его понимать, осмысливать, а не просто ограничиться чисто внешним восприятием: красиво, приятно, сильно. Из опыта работы я пришла к одному выводу. Никогда нельзя говорить: «Вы услышите в этой музыке…» Дело в том, что восприятие музыки дело весьма субъективное. И даже в «Танце с саблями» Хачатуряна вовсе не обязательно, что бы каждый слышал звон оружия и видел картины боя, а в произведениях Римского-Корсакова картины моря. После прослушивания «Полет шмеля» Римского-Корсакова некоторые ребята услышали завывание вьюги, бег сказочных персонажей. Я даю положительную оценку всех ребят, все они по-своему правы. На уроках я стараюсь разнообразить формы рассказов о музыке. Так, урок, посвященный музыке Бетховена к трагедии «Эгмонт», я вела с учителем истории Гавришевской Н.А. ,она давала историческую справку о графе Эгмонте и Нидерландской революции, Я рассказывала о музыке Бетховена. Прежде, чем познакомиться с творчеством М. Тулебаева, я дала ребятам задание почитать народную поэму «Айтыс Биржана и Сары». Учитель казахской литературы Оразбаева А.А. рассказала биографические данные из жизни двух знаменитых казахских акынов. Рассказ учителя я сопровождала фрагментами оперы. Отличительной чертой творчества П.И. Чайковского является его близость к народному творчеству. В первую очередь предлагала послушать те произведения, в которых звучали народные песни, уже знакомые ребятам. Таким образом, симфоническое произведение стало более доступным к слушанию. На каждом уроке я говорю о том, что композитор пишет о людях, о времени, о своей эпохе. Наглядным примером является «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича, которая в основном была написана в осажденном Ленинграде и опера Г.Жубановой «Двадцать восемь», о легендарных сражениях казахстанцев-панфиловцев под Москвой. Неизгладимое впечатление на детей производит мое творческое задание о том, чтобы дети изобразили свои мысли, впечатления и переживания. Знакомство с музыкальными жанрами, в частности с маршем, я начала со стихотворения С. Маршака «При упоминании о марше». Из своего педагогического опыта я сделала вывод, что музыкальный педагог не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и историком, этнографом, знать русскую и казахскую литературу, живопись, чтобы решить необычайно увлекательную задачу – открыть красоту всех жанров , а главное классической музыки на уроках. Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/20-0-0-0-1 | |
Просмотров: 1295 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|