Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Методическая помощь в работе над произведениями зарубежных композиторов.
Методическая помощь в работе над произведениями зарубежных композиторов. Бела Барток. Две багатели.
Багатели – это небольшие музыкальные произведения (фр.bagatelle – мелочь, безделка), миниатюры.
Багатели венгерского композитора Белы Бартока звучат как музыкальные афоризмы. Они отличаются лаконизмом выражения, ясностью и четкостью музыкальных образов.
Первая багатель написана на мелодию старинной венгерской песни, повествовательной и величавой. Она исполняется в медленном темпе, напоминая неторопливый рассказ народного певца-рапсода.
Форма багатели- двухчастная, свойственная многим народным песням: вслед за состоящим из двух фраз запевом следует припев, повторяющийся дважды. Остановки (ферматы) в конце каждой фразы способствуют разомкнутости частей и придают произведению импровизационный характер.
Интересен музыкальный язык багатели. Великолепный знаток венгерского и словацкого фольклора, Барток в своем творчестве использует лады, характерные для народной музыки. Мелодической основой первой багатели является простой, архаичный народный напев. Лад – натуральный минор (ре минор)
Музыкальная ткань багатели чрезвычайно полнокровна, насыщена. Яркая гармоническая красочность сочетается с мелодизированным движением голосов. Для того, чтобы исполнить багатель выразительно, необходимо выслушать все мелодические и гармонические последования.
Подчеркните песенность багатели, играя всю музыкальную ткань максимально связно. Выучите указанную в нотах аппликатуру каждой рукой отдельно, добиваясь пальцевого легато чтобы как бы переползать с аккорда на аккорд. Некоторые звуки все же придется отпустить, но линию баса и верхнего голоса старайтесь играть связно. Держите каждый аккорд пальцами до тех пор, пока не приготовите мысленно следующий. Пальцы должны быть цепкими. Берите аккорды движением руки вниз соединяя их друг с другом движением опущенного запястья, при низком положении кисти. Дослушивайте длительностей, считайте восьмыми долями.
Играть связно вам поможет связующая (запаздывающая) педаль. Берите педаль на каждый аккорд.
Верхний голос должен звучать немного громче остальных голосов аккорда, поэтому обратите особое внимание на 4-й и 5-й пальцы правой руки, от них зависит будет ли мелодия звучать рельефно.
Динамические краски в первой багатели сочетаются по принципу контраста. Играйте первую фразу сильно, полным звуком, делая crescendo к концу фразы. Во второй фразе звучание становится еще более мощным за счет увеличения числа голосов: в каждом аккорде прибавляется септима. Внезапное пиано в 5м такте должно прозвучать нежно. Не бойтесь сделать большое нарастание звучности к кульминации в 7-м и 8-м тактах. Кульминационный, самый драматический момент в конце четвертой фразы композитор подчеркивает гармонически.
Длинные звуки в конце каждой фразы, отмеченные ферматой, необходимо дослушать, держите аккорды до тех пор, пока звучание не растает; педаль снимается медленно и постепенно. Только после того, как звуки затихнут и педаль будет снята, плавно подымите руки.
Вторая багатель отлична от первой по своему эмоциональному содержанию и по фактуре. Это – спокойная, сосредоточенная по характеру музыка. Темп остается медленным.
Форма пьесы трехчастная (А В А1) Она строится на основе мотивно полифонического развития выразительной, интонационно напряженной мелодии:
Характер багатели определяется этим неустойчивым в ладовом отношении выказыванием. Необычная интервалика в построении мелодии придает ей незавершенности, неуверенности.
Вначале на первом плане звучит верхний голос. Левой руке поручено скупое, но также мелодизированное сопровождение. Далее первая мысль дробится, фразы становятся короче.
Интересно, что эта первая музыкальная мысль укладывается в несимметричное число тактов – семь.
Во втором разделе ведущая роль переходит к нижнему голосу. Вопросительные восходящие фразы носят взволнованный характер.
Верхние голоса как бы настойчиво перебивают нижний голос, подводя к кульминации.
Кульминационная фраза в верхних голосах сочетается с ниспадающим движением баса.
Третий раздел – реприза – приносит успокоение. В мелодии – горестно звучащие повторы, а в сопровождении однообразные квинты покачиваются, убаюкивают, как в колыбельных песнях.
Кончается пьеса неустойчиво, как бы вопросом. Мелодия растворяется, исчезает… Вся пьеса звучит затаенно, тихо. Динамические краски – piano и pianissimo. Иной, чем в первой багатели и характер прикосновения к клавишам: нежный, мягкий.
Мелодия должна звучать выразительно и очень связно. «Пропевайте» каждую фразу, соединяя пальцами звуки в плавную линию. Додерживайте длинные звуки мелодии, вслушайтесь в хроматические сдвиги и своеобразные гармонические сочетания (например, сопоставление си минора и си мажора во 2-м и 4-м тактах). Обратите внимание на выразительные синкопы в репризе.
Правильно прочтите авторские фразировочные лиги. Каждая фраза должна играться на одном движении: рука опускается вниз на первом и поднимается на последнем звуке фразы. Обратите внимание на несовпадение лиг в партиях правой и левой рук в 12-15 тактах. К концу каждой фразы делайте diminuendo.
Вся багатель в целом должна прозвучать тонко и лирично. Постарайтесь распределить звучание так, чтобы в каждый данный момент слышать все голоса.
Ярче и напряженнее звучит кульминация. Сделайте небольшое ритмическое расширение к 12-му такту, чтобы подготовить ее.
Исполняется багатель с известной ритмической свободой. Размер означает, что в такте – одна сильная доля
Куличенко И.М. – преподаватель фортепиано
гимназия № 132
г. Алматы
Категория: Уроки музыки | Добавил: Андрей (2010-03-05) | Автор: Куличенко Ирина Михайловна E
Просмотров: 1247 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 8:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru