Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Формирование мелодико-ритмического восприятия у учащихся на основе античной культуры.
Формирование мелодико-ритмического восприятия учащихся
на основе античной культуры.
Большое влияние на формирование духовного облика подрастающего поколения оказывает искусство, в частности, музыка. Поэтому формирование музыкальной культуры личности, её интересов, вкусов, потребностей, идеалов следует рассматривать как одну из важных воспитательных задач общества
Система музыкально-педагогического образования призвана обеспечить подготовку квалифицированных педагогов музыки, отвечающих требованиям современной школы, способных творчески и эффективно трудиться, обладающих профессиональной мобильностью и конкурентоспособностью. Важнейшим компонентом музыкального образования является его содержание. Оно включает целостную картину восприятия музыки: фундаментальные знания в области психологии, в педагогике, музыкальном исполнительстве. В нём должны отражаться основные эстетические принципы музыкального образования.
Изучая проблему художественного образа, творчества, мы сталкиваемся с вопросами взаимодействия искусств с педагогикой, психологией, философией. В работе над художественным образом преподаватели большое внимание уделяют ощущениям учащихся, их восприятию, представлениям, мыслям, чувствам, возникающим у учеников, их темпераменту, способностям, характеру. Любой педагог должен в первую очередь быть психологом. И основная его задача, воспитывая и развивая каждое из перечисленных явлений в отдельности, в конечном итоге научить восприятию целостного образа. Ещё эллинские мыслители поставили вопрос об особенностях художественной деятельности в целом и музыкального мастерства в частности. Исполнитель, изображающий того или иного героя, должен воплотиться в него, понять его психику и мотивы поведения, иначе он не сможет передать данный образ, сделать его живым и полнокровным.
Задача создания учеником яркого художественного образа является одной из самых важных для каждого педагога, а сам вопрос приобретает особое методическое значение. Одной из ступеней на пути к воссозданию музыкального образа является ясное представление о «языке» музыки, т.е. мелодии, ритме и основных моделях, составляющих их. Существуют различные теории, трактовки, анализы музыкальной «речи», являющиеся общепризнанными, иногда стереотипными. Это обусловлено особенностями развития общества, течением времениизменением взглядов, философских суждений. Но, несмотря на прогрессивность, человечество постоянно обращает свой взор назад в прошлое для того, чтобы лучше понять настоящее. Из всей суммы знаний человек может извлечь именно ту информацию, которая ему необходима в определённый момент для достижения желаемого результата.
Чтобы лучше понять музыкальный язык, учителю можно обратиться к истории античной эстетики. Античная музыкальная теория представлена наибольшим количеством трудов. С музыкой в этом отношении соперничает только риторика, потому что на эту тему написано тоже много трактатов.
Музыкальное искусство античности представлено многочисленными описаниями. На наш взляд целесообразно рассматривать «этический» трактат о музыке. Под «этосом» следует понимать не нашу нравственность, а то, что видели в нём греки – уклад психики и основанную на нём культуру того или иного типа психической жизни.
Одним из вопросов, которыми занимался Псевдо-Эвклид в своём трактате, является построение мелодии. Он пишет: «Построение мелодии есть применение частей гармонии, имеющих силу для поставленной каждый раз цели. Мелодических оборотов, которыми исполняется мелодия, четыре: агоге, плоке, петтейя, тонэ. Агоге есть движение мелодии по звукам, следующим по порядку непосредственно один за другим; плоке – расположение звуков в интервалах через известное число ступеней; петтейя – многократное повторение одного и того же звука; тонэ – задержка звука на продолжительное время без перерыва».
Большое внимание античные мыслители обращали на проблему регистра. Греки определённо не любили верхних регистров. «Почему низкий звук имеет больше значения, чем высокий? А потому, что низкий – больше: он похож на тупой угол, а тот – на острый. Низкий звук велик, потому и силён. Кроме этого, более низкие из систем соответствуют по природе мужскому, создавая впечатление страха и тяжести. Высокое же соответствует женскому, будучи плачущим и крикливым. Почему более красиво движение сверху вниз, чем снизу вверх? Потому, что низкий звук в сравнении с высоким благороднее и благозвучнее».
Используя учение Аристида, посвящённое «этосу» с точки зрения высоты или низкости звука, можно провести параллель между звучанием и различными качествами человеческой души. «Система соединённых звуков, а также коротких, ясно обнаруживает легкомыслие; звуки, сближенные полутоновой связью, обнаруживают приятную природу порочности. Система же с разделёнными, тяжеловатыми, более сильными нижними звуками воплощает в себе воздержание, огромную и согласную перемену к лучшей жизни и силу добродетели». Эти сравнения уместно и желательно приводить во время урока музыки, объясняя ученику предполагаемое значение того или иного мотива, расследуя логику высотной последовательности звуков. Обычно такие рассуждения помогают ребёнку лучше понять каждую интонацию, прочувствовать отдельные звуки различных построений.
Теоретическое музыкознание содержало также ещё и другие понятия, тесно связанные с мелодикой, о которой шла речь выше. Это - ритмика и метрика. Греческое слово «rytmos» означает мерное течение. Термин этот не только музыкальный. В нашей жизни всё подчинено определённому ритму – и наступление времён года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию чёткое определение. В трудах Аристида дано рассуждение о ритме: «Ритм употребляется в трояком смысле. А именно: о нём говорится в отношении неподвижных тел (как мы говорим о статуе), в отношении всего движущегося (как мы говорим о ком-нибудь, что он ритмично ходит), и в собственном смысле в отношении звука. Итак, ритм есть система из времён, сложенных в определённом порядке. При этом основные явления их мы называем арзисом и тезисом. Звуки вообще ввиду невыразительного разнобоя движения создаютпутаницу в мелодии и ведут ум к блужданию. Ритмические же моменты с ясностью устанавливают силу мелодии, измеряя время и стройно приводя в движение ум. Далее, арзис есть движение элементе тела вверх, и тезис – движение вниз.
Во время работы на уроке с учеником, лишённым ритмической стабильности, полезно продемонстрировать ему, как звучит мелодия или другое музыкальное построение вне ритма либо с его искажением. Это наглядно и убедительно на обучаемого, ему станет очевидна бессмысленная вереница звуков, лишённых ритмической основы. В следующий раз он непременно постарается придать музыке надлежащее ритмическое оформление.
Аристид указывал на факт ритма в неподвижных телах. Античность главным образом чувствовала ритм в неподвижном. Это её специфическая особенность. В педагогической практике, на уроке музыки можно использовать этот факт. Многие ученики во время чтения того или иного музыкального отрывка не придают должного значения выдерживанию длительностей, считают это излишней тратой времени или, в силу своей природной неритмичности, не замечают временных искажений. Можно объяснить ученику, что длинные звуки, продолжительные паузы, замедление темпов внутри себя имеют пульсацию, ритм, так же, как её имеет скульптурное изваяние, наделённое большим или меньшим количеством деталей, имеющее внутреннюю силу и энергию.
Платон писал, что настоящая «правильность» музыки обеспечивается только соединением мелоса и ритма. Однако ритм котировался значительно выше. В музыке первым являются ритмы. Если сохранить неприкосновенными энгармонический строй и вообще весь лад, но искусно изменить один только ритм, то в характере произведения произойдёт значительное изменение. Ритмика выражалась при помощи долготы и краткости слогов. В греческом учении действовало правило: чем больше длинных нот и замедленных чередований, тем пьеса торжественней и достойней, чем больше краткостей, тем она легкомысленней. Стиль, состоящий из краткостей, был чаще применим в танцах. Напротив – долгота придавала пьесам торжественность и возвышенность, наполняла достоинством и действовала на большом расстоянии. Эти сведения можно применить на уроке музыки, помогая учащемуся понять характер и замысел таких произведений, как марши, гимны, торжественные песни, старинные танцы и т.п. Большое значение ритмика придавала положению ударения. Тезисы на первом месте производили впечатления спокойствия и достоинства; арзисы переживались как подвижные, возбуждённые, беспокойные.
Как нельзя лучше подходят эти суждения для изучения на уроках музыки произведений старинных композиторов Ф.Куперена, Ж.-Б.Люлли, Г.Генделя. Они помогут ребёнку легче понять философию языка И.С.Баха – гения музыкального мира, изучая такие его произведения, как «Маленькие прелюдии и фуги», «Хорошо темперированный клавир» и др.
Античное отношение к музыке основано на том, что ритм и мелодия – это движения, как поступки. Звуки «уподобляются движениям и страстям души». На этом основывается всё воспитательное значение музыки, о котором много говорили все античные философы и эстетики.
Жизнь человека – это звено в цепи поколений. Человек живёт в пространстве социально-культурных традиций, которые оказывают существенное влияние на формирование характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. Достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного состояния человечества. Изучение музыкального языка можно смело назвать способом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передаётся как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений.
Содержание музыкального образования черпается и пополняется из наследия культуры, а также из жизни и практики человека, т.е. оно выполняет социокультурные функции. Поэтому изучение древних наследий, обобщение, сохранение и возрождение культурно-образовательных традиций прошлого становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер культуры, так и всего общества.

Литература:
1.Руднева Т.Н. Проблемы технического и художественного единства в формировании творческой личности педагога . Сборник материалов республиканской научно-методической конференции «Проблемы повышения качества образования в современных условиях», Астана: Изд-во Евразийского гуманитарного института, 2000.-С.215
2.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм, М.: Искусство, 1979. – 815с.
3.Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах, М.: Советский композитор, 1984. – 168с.
4.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник нового века. С-Пб.:Питер, 2000.-304с.

Источник: http://Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм, М.: Искусство, 1979. – 815с.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Natalya0463 (2015-01-27) | Автор: Наталья Дзеса E
Просмотров: 662 | Теги: античная эстетика., ритмика и метрика, музыкальный язык, интонация | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 10:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru