Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

"Кюи ,посвященные природе":сценарий
г.Павлодар
СОШ № 5
Зав.библиотекой
Ерменкова О.В.
«Кюи, посвященные природе»
(из опыта работы для учащихся среднего звена,
Мероприятие проводилось совместно с учителем музыки и работником досугового центра «Шанырак»,который продемонстрировал детям казахские музыкальные инструменты и показал как они звучат )
Цель : сформировать представление о музыкальном жанре .
Задачи :познакомить с основоположниками домбровых школ Курмангазы и Таттимбета, воспитать интерес к казахской национальной музыке.
Репертуар :Курмангазы «Сары Арка», Таттимбет «Саржайляу».
Оформление : портреты композиторов, плакаты с высказываниями о музыке,выставка книг «Красота в музыке».
Ведущий:
Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахов, их духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней душа народа. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.
Вопрос к детям: а кто скажет, что такое инструментальная музыка? (Ответы детей)
Правильно, это музыка , предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах. Казахская инструментальная культура представлена самобытным , жанровым своеобразием.
Вопрос к детям : кто назовет музыкальные казахские народные инструменты.
Правильно. Конечно же, это – струнные : домбра, кобыз, жетыген, шертер; духовые: сыбызгы, кос сырнай, керней, ускирик; ударные: дабыл, асатаяк, конырау, дангыра. А жанр казахской инструментальной музыки – это кюй.
Ученик:
Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме. Расцветом жанра стал 19 век. Эта музыка понятна и доступна слушателям. Раньше перед исполнением кюя музыканты в устном рассказе излагали его содержание. И сейчас я вам расскажу кюй – легенду «Доение верблюдицы».
Во время рассказа звучит «живая» игра на домбре. Ее исполняет музыкальный работник школы.
Во время прослушивания рассказа и музыки, дети берут в руки альбомные листы и карандаши ,и рисую все то, что они себе представляют.
Ведущий:
Но потом музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала сама раскрывать различные характеры и настроения. Кюй продолжает развиваться и в наши дни. А тех, кто исполняет кюи, называют кюйши, а музыканта, который еще и сочиняет кюи – композитор – кюйши. Искусство каждого кюйши отличается яркой индивидуальностью, высоким уровнем исполнительского мастерства. И сегодня мы с вами познакомимся с произведениями великих композиторов кюйши.
Ученик:
Курмангазы – великий народный композитор – кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» - тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. В настоящее время опубликовано более 60 кюев. Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары Арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире. А сейчас послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.
Далее исполняется на домбре кюй «Сары Арка». Дети вновь берут в руки карандаши и альбомы и начинают рисовать то, что они представляют под звуки музыки.
Ведущий:
Слышите, каков характер музыки? Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный.
Вопрос к детям : как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары Арка», кому или чему посвятил свой кюй Курмангазы, почему?
Дети отвечают.
Ведущий:
Конечно, природе. Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи. Изображает движение, символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа. Как дань памяти великому гению его имя носят Казахский государственный академический оркестр народных инструментов, Алматинская государственная консерватория, детские музыкальные школы, конкурсы молодых исполнителей.
Вопрос к детям : на каком инструменте исполнили для вас кюй?
Дети отвечают.
Ведущий:
Правильно, на домбре.
Вопрос к детям : А что вы можете рассказать о домбре?
Дети отвечают.
Ведущий:
Конечно же, это казахский народный струнный музыкальный инструмент , щипковый. В казахской музыкальной культуре песня или кюй – посвящение называются арнау. Вот и посвящали композиторы свою музыку другу, маме, коню, птице, учителю и природе.
И сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением, кюем, который тоже посвящен природе.
Ученик:
Написал его Таттимбет – выдающийся композитор – кюйши.Таттимбет был не только выдающимся композитором – кюйши, но и известным певцом – импровизатором, искусным оратором(шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий. Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь. Интерес к музыке привела ему мать. Игре на домбре он научился у брата. Он всегда участвовал в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет. А в 1855г. В жизни Таттимбета происходит необычное событие : в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра второго. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали. Он автор свыше 40 кюев. А сегодня мы послушаем кюй «Саржайляу», что в переводе означает «Золотая литовка». Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает необычайной мелодичностью.
Далее звучит кюй ,его исполняет на домбре музыкальный работник, а дети вновь рисуют в своих альбомах то, что представляют , слушая музыку.
Ведущий:
В этом произведении композитор передает через музыку образ жайляу. Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами. Слушая музыку, вы , конечно же, обратили внимание на звучание домбры, на светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный характер музыки.
Вопрос детям : кому (чему) посвятил кюй Таттимбет?
Дети отвечают.
Ведущий:
Правильно, природе.
Вопрос к детям :
Ребята, а в чем сходство и в чем различие кюев Курмангазы и Таттимбета?
Дети отвечают.
Ведущий:
Сходства : созданы казахскими композиторами, посвящены природе. Различия : у Курмангазы быстрая, стремительная музыка, а у Таттимбета спокойная и плавная.
Далее дети читают стихотворение Ильяса Джансугурова «Домбра – кюй».
Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай
Чтоб весь туман в горах исчез,
Чтоб тучи все сошли с небес,
Чтоб все заслушалось тебя,
Твои напевы полюбя,
Еще сильней , домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков – домбра,
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души –
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!
На протяжении всего стихотворения звучит «Саржайляу».
Ведущий:
Сегодня , ребята, мы услышали волшебные звуки кюя и можем сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры.
Сегодня хочется немного рассказать и показать вам казахские музыкальные инструменты и как они звучат. Слово представителю ДЦ «Шанырак».
Обобщение.
Вопросы детям :с какими произведениями они познакомились, чему они посвящены, о ком они сегодня услышали, как называется кюй – посвящение, что им понравилось больше. В конце мероприятия делается выставка рисунков, которые дети нарисовали в процессе мероприятия и рассказывают о них. Также можно приготовить небольшой музыкальный кроссворд для детей. Все зависит от фантазии библиотекаря и музыкального работника.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Olga9207 (2015-02-05)
Просмотров: 395 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-02-19, 9:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1507]
Школьный психолог [512]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [215]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [798]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1791]
Краеведение [93]
Начальная школа [3983]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [72]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [634]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1185]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [76]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [24]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru