Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
г.Павлодар СОШ № 5 Зав.библиотекой Ерменкова О.В. «Кюи, посвященные природе» (из опыта работы для учащихся среднего звена, Мероприятие проводилось совместно с учителем музыки и работником досугового центра «Шанырак»,который продемонстрировал детям казахские музыкальные инструменты и показал как они звучат ) Цель : сформировать представление о музыкальном жанре . Задачи :познакомить с основоположниками домбровых школ Курмангазы и Таттимбета, воспитать интерес к казахской национальной музыке. Репертуар :Курмангазы «Сары Арка», Таттимбет «Саржайляу». Оформление : портреты композиторов, плакаты с высказываниями о музыке,выставка книг «Красота в музыке». Ведущий: Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахов, их духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней душа народа. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями. Вопрос к детям: а кто скажет, что такое инструментальная музыка? (Ответы детей) Правильно, это музыка , предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах. Казахская инструментальная культура представлена самобытным , жанровым своеобразием. Вопрос к детям : кто назовет музыкальные казахские народные инструменты. Правильно. Конечно же, это – струнные : домбра, кобыз, жетыген, шертер; духовые: сыбызгы, кос сырнай, керней, ускирик; ударные: дабыл, асатаяк, конырау, дангыра. А жанр казахской инструментальной музыки – это кюй. Ученик: Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме. Расцветом жанра стал 19 век. Эта музыка понятна и доступна слушателям. Раньше перед исполнением кюя музыканты в устном рассказе излагали его содержание. И сейчас я вам расскажу кюй – легенду «Доение верблюдицы». Во время рассказа звучит «живая» игра на домбре. Ее исполняет музыкальный работник школы. Во время прослушивания рассказа и музыки, дети берут в руки альбомные листы и карандаши ,и рисую все то, что они себе представляют. Ведущий: Но потом музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала сама раскрывать различные характеры и настроения. Кюй продолжает развиваться и в наши дни. А тех, кто исполняет кюи, называют кюйши, а музыканта, который еще и сочиняет кюи – композитор – кюйши. Искусство каждого кюйши отличается яркой индивидуальностью, высоким уровнем исполнительского мастерства. И сегодня мы с вами познакомимся с произведениями великих композиторов кюйши. Ученик: Курмангазы – великий народный композитор – кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» - тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. В настоящее время опубликовано более 60 кюев. Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары Арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире. А сейчас послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки. Далее исполняется на домбре кюй «Сары Арка». Дети вновь берут в руки карандаши и альбомы и начинают рисовать то, что они представляют под звуки музыки. Ведущий: Слышите, каков характер музыки? Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный. Вопрос к детям : как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары Арка», кому или чему посвятил свой кюй Курмангазы, почему? Дети отвечают. Ведущий: Конечно, природе. Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи. Изображает движение, символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа. Как дань памяти великому гению его имя носят Казахский государственный академический оркестр народных инструментов, Алматинская государственная консерватория, детские музыкальные школы, конкурсы молодых исполнителей. Вопрос к детям : на каком инструменте исполнили для вас кюй? Дети отвечают. Ведущий: Правильно, на домбре. Вопрос к детям : А что вы можете рассказать о домбре? Дети отвечают. Ведущий: Конечно же, это казахский народный струнный музыкальный инструмент , щипковый. В казахской музыкальной культуре песня или кюй – посвящение называются арнау. Вот и посвящали композиторы свою музыку другу, маме, коню, птице, учителю и природе. И сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением, кюем, который тоже посвящен природе. Ученик: Написал его Таттимбет – выдающийся композитор – кюйши.Таттимбет был не только выдающимся композитором – кюйши, но и известным певцом – импровизатором, искусным оратором(шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий. Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь. Интерес к музыке привела ему мать. Игре на домбре он научился у брата. Он всегда участвовал в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет. А в 1855г. В жизни Таттимбета происходит необычное событие : в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра второго. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали. Он автор свыше 40 кюев. А сегодня мы послушаем кюй «Саржайляу», что в переводе означает «Золотая литовка». Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает необычайной мелодичностью. Далее звучит кюй ,его исполняет на домбре музыкальный работник, а дети вновь рисуют в своих альбомах то, что представляют , слушая музыку. Ведущий: В этом произведении композитор передает через музыку образ жайляу. Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами. Слушая музыку, вы , конечно же, обратили внимание на звучание домбры, на светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный характер музыки. Вопрос детям : кому (чему) посвятил кюй Таттимбет? Дети отвечают. Ведущий: Правильно, природе. Вопрос к детям : Ребята, а в чем сходство и в чем различие кюев Курмангазы и Таттимбета? Дети отвечают. Ведущий: Сходства : созданы казахскими композиторами, посвящены природе. Различия : у Курмангазы быстрая, стремительная музыка, а у Таттимбета спокойная и плавная. Далее дети читают стихотворение Ильяса Джансугурова «Домбра – кюй». Играй свой кюй, домбра, играй, Напев чудесный разливай, Журчи, как горные ручьи, На сердце радость напевай Чтоб весь туман в горах исчез, Чтоб тучи все сошли с небес, Чтоб все заслушалось тебя, Твои напевы полюбя, Еще сильней , домбра, играй! Три колышка да две струны, Да девять узелков – домбра, Да десять пальцев, что вольны Любые вызывать ветра. Скачите, пальцы, словно конь, В прекраснейшей из всех погонь, Играй еще сильней, домбра! Эй, слушай, трудовой народ, Как сладостно домбра поет В руках народного кюйши. И даль степей, и страсть души – Все обращает в кюй игра! Играй еще сильней, домбра! На протяжении всего стихотворения звучит «Саржайляу». Ведущий: Сегодня , ребята, мы услышали волшебные звуки кюя и можем сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры. Сегодня хочется немного рассказать и показать вам казахские музыкальные инструменты и как они звучат. Слово представителю ДЦ «Шанырак». Обобщение. Вопросы детям :с какими произведениями они познакомились, чему они посвящены, о ком они сегодня услышали, как называется кюй – посвящение, что им понравилось больше. В конце мероприятия делается выставка рисунков, которые дети нарисовали в процессе мероприятия и рассказывают о них. Также можно приготовить небольшой музыкальный кроссворд для детей. Все зависит от фантазии библиотекаря и музыкального работника. | |
Просмотров: 1452 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|