Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

"Кюи ,посвященные природе":сценарий
г.Павлодар
СОШ № 5
Зав.библиотекой
Ерменкова О.В.
«Кюи, посвященные природе»
(из опыта работы для учащихся среднего звена,
Мероприятие проводилось совместно с учителем музыки и работником досугового центра «Шанырак»,который продемонстрировал детям казахские музыкальные инструменты и показал как они звучат )
Цель : сформировать представление о музыкальном жанре .
Задачи :познакомить с основоположниками домбровых школ Курмангазы и Таттимбета, воспитать интерес к казахской национальной музыке.
Репертуар :Курмангазы «Сары Арка», Таттимбет «Саржайляу».
Оформление : портреты композиторов, плакаты с высказываниями о музыке,выставка книг «Красота в музыке».
Ведущий:
Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахов, их духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней душа народа. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.
Вопрос к детям: а кто скажет, что такое инструментальная музыка? (Ответы детей)
Правильно, это музыка , предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах. Казахская инструментальная культура представлена самобытным , жанровым своеобразием.
Вопрос к детям : кто назовет музыкальные казахские народные инструменты.
Правильно. Конечно же, это – струнные : домбра, кобыз, жетыген, шертер; духовые: сыбызгы, кос сырнай, керней, ускирик; ударные: дабыл, асатаяк, конырау, дангыра. А жанр казахской инструментальной музыки – это кюй.
Ученик:
Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме. Расцветом жанра стал 19 век. Эта музыка понятна и доступна слушателям. Раньше перед исполнением кюя музыканты в устном рассказе излагали его содержание. И сейчас я вам расскажу кюй – легенду «Доение верблюдицы».
Во время рассказа звучит «живая» игра на домбре. Ее исполняет музыкальный работник школы.
Во время прослушивания рассказа и музыки, дети берут в руки альбомные листы и карандаши ,и рисую все то, что они себе представляют.
Ведущий:
Но потом музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала сама раскрывать различные характеры и настроения. Кюй продолжает развиваться и в наши дни. А тех, кто исполняет кюи, называют кюйши, а музыканта, который еще и сочиняет кюи – композитор – кюйши. Искусство каждого кюйши отличается яркой индивидуальностью, высоким уровнем исполнительского мастерства. И сегодня мы с вами познакомимся с произведениями великих композиторов кюйши.
Ученик:
Курмангазы – великий народный композитор – кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» - тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. В настоящее время опубликовано более 60 кюев. Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары Арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире. А сейчас послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.
Далее исполняется на домбре кюй «Сары Арка». Дети вновь берут в руки карандаши и альбомы и начинают рисовать то, что они представляют под звуки музыки.
Ведущий:
Слышите, каков характер музыки? Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный.
Вопрос к детям : как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары Арка», кому или чему посвятил свой кюй Курмангазы, почему?
Дети отвечают.
Ведущий:
Конечно, природе. Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи. Изображает движение, символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа. Как дань памяти великому гению его имя носят Казахский государственный академический оркестр народных инструментов, Алматинская государственная консерватория, детские музыкальные школы, конкурсы молодых исполнителей.
Вопрос к детям : на каком инструменте исполнили для вас кюй?
Дети отвечают.
Ведущий:
Правильно, на домбре.
Вопрос к детям : А что вы можете рассказать о домбре?
Дети отвечают.
Ведущий:
Конечно же, это казахский народный струнный музыкальный инструмент , щипковый. В казахской музыкальной культуре песня или кюй – посвящение называются арнау. Вот и посвящали композиторы свою музыку другу, маме, коню, птице, учителю и природе.
И сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением, кюем, который тоже посвящен природе.
Ученик:
Написал его Таттимбет – выдающийся композитор – кюйши.Таттимбет был не только выдающимся композитором – кюйши, но и известным певцом – импровизатором, искусным оратором(шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий. Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь. Интерес к музыке привела ему мать. Игре на домбре он научился у брата. Он всегда участвовал в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет. А в 1855г. В жизни Таттимбета происходит необычное событие : в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра второго. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали. Он автор свыше 40 кюев. А сегодня мы послушаем кюй «Саржайляу», что в переводе означает «Золотая литовка». Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает необычайной мелодичностью.
Далее звучит кюй ,его исполняет на домбре музыкальный работник, а дети вновь рисуют в своих альбомах то, что представляют , слушая музыку.
Ведущий:
В этом произведении композитор передает через музыку образ жайляу. Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами. Слушая музыку, вы , конечно же, обратили внимание на звучание домбры, на светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный характер музыки.
Вопрос детям : кому (чему) посвятил кюй Таттимбет?
Дети отвечают.
Ведущий:
Правильно, природе.
Вопрос к детям :
Ребята, а в чем сходство и в чем различие кюев Курмангазы и Таттимбета?
Дети отвечают.
Ведущий:
Сходства : созданы казахскими композиторами, посвящены природе. Различия : у Курмангазы быстрая, стремительная музыка, а у Таттимбета спокойная и плавная.
Далее дети читают стихотворение Ильяса Джансугурова «Домбра – кюй».
Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай
Чтоб весь туман в горах исчез,
Чтоб тучи все сошли с небес,
Чтоб все заслушалось тебя,
Твои напевы полюбя,
Еще сильней , домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков – домбра,
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души –
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!
На протяжении всего стихотворения звучит «Саржайляу».
Ведущий:
Сегодня , ребята, мы услышали волшебные звуки кюя и можем сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры.
Сегодня хочется немного рассказать и показать вам казахские музыкальные инструменты и как они звучат. Слово представителю ДЦ «Шанырак».
Обобщение.
Вопросы детям :с какими произведениями они познакомились, чему они посвящены, о ком они сегодня услышали, как называется кюй – посвящение, что им понравилось больше. В конце мероприятия делается выставка рисунков, которые дети нарисовали в процессе мероприятия и рассказывают о них. Также можно приготовить небольшой музыкальный кроссворд для детей. Все зависит от фантазии библиотекаря и музыкального работника.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Olga9207 (2015-02-05)
Просмотров: 1452 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 7:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru