Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

«Зимние русские праздники в звуках и красках».
Тема: «Зимние русские праздники в звуках и красках».
Урок подготовила – учитель музыки Носкова Наталья Алексеевна
Тип урока: интеграция музыки и изобразительного искусства.
Цель урока: организовать деятельность учащихся для формирования образного восприятия зимних русских праздников: «Новый год», «Рождество», «Масленица» в музыке и изобразительном искусстве;
Показать во взаимодействии два вида искусства – музыки и живописи.
Задача 1 : Научить видеть тесную взаимосвязь музыки и живописи на примере произведений П. И. Чайковского и вида изобразительного искусства – живописи. Познакомить с техникой аппликации.
Задача 2 Развить навыки образного восприятия музыки , вокальные , художественные и творческие способности. Формировать умение изобразить услышанное через цвет и форму, способность видеть и сопоставлять музыку и живопись.
Задача 3 Воспитать любовь к музыке , живописи , природе, русским народным праздникам , чувство интернационализма и эстетическое восприятие окружающего мира.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
1. Магнитофон, аудиозаписи;
2. Репродукции картин;
3. Работы учащихся;
4. Фотографии пейзажей;
5. Портрет и партитура цикла «Времена года» П. И. Чайковского;
6. Альбомы, краски, карандаши, фломастеры, клей;
7. Презентация к уроку.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УРОКА
По окончанию урока учащиеся смогут:
1. Образно воспринимая музыку нарисовать зимние праздники;
2. Будут знать историю создания цикла «Времена года» И. П. Чайковского и его содержания;
3. Будут знать в каком взаимодействии находятся два вида искусства- музыка и живопись;
4. Будут знать на слух три весенние пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;
5. Освоят технику аппликации;
6. Смогут услышать пьесы зимних месяцев «Декабрь», «Январь», «Февраль» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского и исполнить песни посвященные зимним праздникам – Новый год, Рождество, Масленица.
ПРИЕМЫ:
1. Образное восприятие музыки;
2. Активизация вокальных и слуховых навыков;
3. Творческая работа на формате А1;
4. Коллективная и индивидуальная работа.
5. Сравнительный анализ.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
Побуждение.
2. Вступительное слово о взаимодействии музыки и изобразительного искусства.
Реализация.
3. Информация об истории создания цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
4. Рассказ об истории появления праздника Новый год.
5. Слушание пьесы «У камелька» из цикла « Времена года» П. И. Чайковского.
6. Высказывания учащихся о прослушанном произведении.
7. Беседа о картине «С Новым годом» Ю. П. Кугач.
8. Исполнение учащимися песни: «Новогодняя».
9. Рассказ о появлении праздника Рождество
10. Слушание пьесы «Святки» из цикла « Времена года» П. И. Чайковского.
11. Высказывания учащихся о прослушанном произведении.
12. Беседа о картине «Счастливое Рождество» В. Юхансена.
13. Исполнение учащимися песни: «Рождество».
14. Рассказ о празднике Масленица.
15. Беседа о картине «Масленица» С. Кожина.
16. Слушание пьесы «Масленица» из цикла « Времена года» П. И. Чайковского.
17. Высказывания учащихся о прослушанном произведении.
18. Исполнение учащимися песни: «А мы Масленицу».
19. Беседа учащихся об изобразительном искусстве.
20. Знакомство с техникой «Живопись»
Рефлексия.
21. Практическая работа учащихся по группам на фоне звучания песни «Падали снежинки».
22. Выставка и анализ работ учащихся .
23.Итог урока.
24.Выставление оценок.
1. Организационный момент.
Учащиеся должны подготовить к уроку все принадлежности - альбомы краски, карандаши, клей, дневники, тетради.
Побуждение.
2. Вступительная беседа:
Сегодня на уроке мы поставим необычную задачу – объединить музыку с живописью, причём объединить не внешней близостью, а попытаться вскрыть их внутреннюю, творческую жизненную связь.
(Зачитать цитату Ромена Ролана)
«Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают, теоретики искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё продолжение и завершение в другом.
Музыка и изобразительное искусство находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Наши зрительные и слуховые ассоциации позволяют нам создавать новые произведения искусств. Любого творца мы можем назвать художником в широком смысле».
(Ученик рассказывает стихотворение «Художники» К. Вашенника)
«Художники в широком смысле –
Поэты, трагики, певцы –
Одни довольно быстро скисли,
Другие, право молодцы.
На арфе, или же на лире,
Иль красками на полотне…
Но чтобы там не говорили,
Мы с вами родственны вполне.
Одна судьба одна задача –
Рисуй играй или пиши,
Но непременно что - то знача
Для человеческой души».

Опираясь на свои наблюдения за природой , вглядываясь и вслушиваясь в неё многие композиторы и художники создавали произведения искусства. Среди композиторов – Рахманинов, Чайковский, Вивальди, Римский- Корсаков, среди художников – Левитан , Репин, Васнецов.
Реализация.
3. Об истории создания цикла «Времена года» П. И. Чайковского
Но сегодня мне хотелось бы остановиться на творчестве известного русского композитора , основателя русского классического балета Петра Ильича Чайковского . Он умел слышать природу и воспроизводить услышанное в своих произведениях. Примером тому , является цикл «Времена года», в котором композитор изобразил природу в разное время года учитывая особенности каждого месяца.
Но у этого произведения есть своя история создания. Издатель популярного Петербургского журнала «Нуввелист» Н. М. Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать 12 пьес, специально для ежемесячного опубликования в этом журнале в течении 1876 года, на композитор дал согласие. Когда пьесы были уже написаны Чайковским и отсланы в журнал, Бернард стремясь облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов, взятых из стихов Пушкина , Некрасова , Фета,Плещеева, Жуковского, Вяземского, Толстого, Майкова, Кольцова.
4. - Ребята, мы сегодня продолжим знакомство с музыкальным циклом "Времена года" П.И. Чайковского. Музыка, которую мы прослушаем сегодня, посвящена русским народным праздникам, которые принято отмечать в зимние месяцы.
- А вы знаете какие русские народные праздники празднуются зимой?
Одна из пьес зимнего цикла Чайковского называется "У камелька".
Камельком называли камины в дворянских домах или очаг в крестьянских избах.
Долгими зимними вечерами у камина в дворянских семьях любили музицировать, читать вслух, а в крестьянских избах девушки плели кружева, пели грустные, лирические песни. Это настроение мечтательности, грусти мы можем услышать, слушая эту пьесу. Изначально на Руси новый год считался семейным праздником.
Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э.
В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу — богу выбора, дверей и всех начал. Месяц январь получил своё название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперёд, а другое — назад.
С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю).
5. Эпиграф:
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела".
(А.С.Пушкин)
Прослушивание пьесы «У камелька» из цикла Времена года П.И.Чайковского.
6. .- Ребята, что вы представили, слушая эту музыку?
- Какое настроение у этой пьесы: радостное, веселое, грустное, мечтательное?
. По Европейским обыкновениям праздник праздновался очень пышно : катаниями с горки, фейерверками, походами друг другу в гости. И вот уже много лет его празднуют люди всего мира – это праздник Новый год.
7. Беседа о картине «С Новым годом» Юрия Петровича Кугач (1918).
8. .Затем исполняется песня «Новогодняя» . Солирует группа , которая защищает новогодний праздник, а весь класс принимает участие в исполнении песни.
После исполнения песни учащиеся дарят гостям, присутствующим на уроке заготовленные поздравительные новогодние открытки, сделанные своими руками.
9. Следующая пьеса из зимнего цикла «Времена года» П.И. Чайковского называется "Святки".
Святки - это время от Рождества до Крещения. Сегодня большинство верующих в России и Казахстане отмечают Рождество 7 января (по старому юлианскому календарю) - праздник Рождества Христова. Как известно, церковь в начале 20 века не перешла с Юлианского календаря на новый григорианский, вследствие чего календарь на 13 дней отличается от календаря, используемого остальными христианами.
Это веселый праздник, когда из дома в дом ходили ряженые, коледовали, девушки гадали о своей будущей судьбе. Накрывался праздничный стол, дарились рождественские подарки.
10.Эпиграфом к пьесе «Святки» подобраны стихотворные строки В.А. Жуковского:
"Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали".
Прослушать пьесу «Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
11.Ребята, что вы услышали в этой музыке?
Здесь мы можем услышать и фрагменты народной музыки, и эпизоды вальса. Ведь вальс тогда был очень популярным танцем, и семейные праздники не обходились без него.
12. Беседа о картине «Счастливое Рождество» Вигго Юхансена (1891)
13. Затем исполняется песня « Рождество». Солирует группа , которая защищает рождественский праздник, а весь класс принимает участие в исполнении песни.
После исполнения песни учащиеся дарят гостям, присутствующим на уроке заготовленные изделия с изображением ангелочков, сделанные своими руками.
14. Следующая пьеса называется "Масленица". Февраль "из цикла «Времена года» П. И. Чайковского
Масленица - это веселый праздник, с шумными гуляньями, балаганами, хороводами. Проводы зимы и встреча долгожданной весны. История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица — это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор. Это озорной и вкусный праздник проводов зимы и встреча весны.
Испокон веков люди воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца пекли блины: люди верили, что съедая круглые, красивые, румяные, похожие на солнце блины, они съедают частичку его тепла и могущества.
Праздник масленицы длится 7 дней, и каждый день имеет свое название.
Понедельник-встреча
Вторник - заигрыш
Среда-лакомка
Четверг-разгул или Широкая масленица
Пятница-тёщины вечерки
Суббота - золовкины посиделки
Воскресение - проводы, прощание, Прощеное воскресенье, прощеный день или целовальник.
В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо сжигали, а оставшуюся солому раскидывали по полю.
15. Беседа о картине «Масленица» Сергея Кожина (2001)
16.Эпиграф:
"Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир".
(П.А. Вяземский)
Прослушивание пьесы "Масленица" из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
17.Ребята, опишите, что вы услышали в этой музыке?
- Какие цветовые сочетания вы использовали бы для передачи настроения этой пьесы?
В музыке мы слышим веселые звуки инструментов бродящих музыкантов, шум и смех гуляющей толпы. Озорной вихрь.
18.Затем исполняется песня « Наша Масленица». Солирует группа , которая защищает праздник Масленицы, а весь класс принимает участие в исполнении песни.
После исполнения песни учащиеся угощают гостей присутствующих на уроке
блинами испечёнными своими руками.
19.Ребята, мы прослушали все три пьесы, посвященные зимним месяцам. Каждая из них интересна по своему и отличается от другой своим настроением. Вам нужно выбрать одну из пьес и нарисовать свои впечатления.
20.Знакомство с техникой «Живопись»
Рефлексия
21.Самостоятельная работа
Работа по группам:
1 группа рисует «Новый год»
2 группа рисует « Рождество»
3 группа рисует « Масленицу»
Подумайте, какие сочетания цветов нужно подобрать, чтобы показать мечтательную тишину январских вечеров, торжественность Рождественской ночи или яркую, пеструю картину февральских масленичных гуляний.
Каждая группа учащихся делает свои работы на выставку по заданной теме из заранее сделанных заготовок под звучание песни «Падают снежинки».
22.Выставка работ учащихся.
23.Итог урока: сегодня на уроке мы смогли познакомиться с русскими зимними праздниками благодаря двум видам искусств – музыки и изобразительного искусства.
- С какими русскими зимними праздниками мы познакомились сегодня?
- Что нового и интересного вы узнали о русских зимних праздниках?
- Сегодня мы смогли убедиться в том , что музыка и изобразительное искусство находятся в тесной взаимосвязи.
24.Выставление оценок.
Категория: Уроки музыки | Добавил: malvina01 (2015-02-06)
Просмотров: 395 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 1:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru