Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Виды национального орнамента
СКО,Аккайынский район,КГУ "Ленинская средняя школа" Тема урока Виды национального орнамента класс 5 подготовила Тыш СВ.Тема урока: Виды национального орнамента.
Цели урока:
Образовательная:
отработка навыков по изготовлению орнамента;
научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения
Развивающая:
развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
развивать интерес к национальному казахскому искусству;
Воспитательная:
воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
План.
I. История развития казахского орнамента.
1.Тюркские символы.
II. Способы создания орнамента.
1. Вырезание орнамента на бумаге, сложенной в один раз:
орнамент «мұйіз» - рог;
орнамент «сынықмұйіз»- сломанный рог;
орнамент «құсқанаты» - птичьи крылья.
2. Вырезание орнамента из листа, сложенного вдвое:
орнамент «қосалқа» - двойное ожерелье.
3. Вырезание орнамента из листа, сложенного втрое:
орнамент «төртқұлақ» - крестовина;
орнамент «дөңгелек» - круг.
4. Вырезание орнамента на вчетверо сложенной бумаге:
орнамент «ромб» - ромб;
орнамент «төртбұрыш» - прямоугольник;
орнамент «шаршыою» - квадратный орнамент;
орнамент «бесбұрыш» - пятиугольник;
орнамент «алтыбұрыш» - шестигранник;
орнамент «сегізбұрыш» - восьмигранник;
орнамент «онбұрыш» - десятигранник.
III. Изделия, украшенные орнаментами.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Чтобы работа закипела, приготовьте всё для дела.
Будем с вами рисовать – всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить, клеёнку надо постелить.
Кисть, альбом и акварель клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш – он всегда помощник наш.
Линейку, ластик положи, в порядке вещи содержи.
2. Объяснение нового материала, постановка задач .- Сегодня на уроке мы будем работать над казахским орнаментом.
Словарная работа . Орнамент – это живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее вещь; сочетание геометрических изобразительных элементов по законам симметрии и ритма.
- Любой ли узор можно назвать орнаментом?
- Нет, не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является
Орнамент – один из видов народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Он имеет длинную и интересную историю. Еще пару сотен лет назад люди относились к природе совсем иначе, чем теперь. Она была их матерью, которая кормила, одевала, лечила, но могла и наказать за непочтительность. Люди верили, что Луна и Солнце, море и пустыня, ветры и скалы, животные и растения могут думать и чувствовать, разговаривать, помогать человеку или мстить.
С самых древнейших времен люди изображали на предметах домашней утвари и на убранстве жилищ знаки небесных светил, согревающего огня, воды, зеленых побегов и спелых колосьев, тучных стад как символ здоровья детей и плодородия земли, богатства и процветания дома и его хозяев.
Охотники и воины украшали свои тела, доспехи и оружие узорами с фигурами хищных зверей, чтобы стать такими же храбрыми и непобедимыми, как они.
Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной природе и интерес к окружающему миру. В жизни кочевников большую роль играли овцы, лошади, верблюды, архары, поэтому в казахском орнаменте и появились такие мотивы, как «верблюжий след»
состоящей из оригинальных, сложных узоров. Стоящие рядом две фигуры в виде буквы «S» не соединяются. Две детали орнамента, напоминающие верблюжий след,

находятся всегда рядом.
«глаз верблюжонка»
Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции или в повторяющемся узоре, окаймляющим края изделия. Внешне он похож на глаза верблюжонка. Имеет ромбовидную геометрическую форму. Им можно окаймлять края платков.
И «бараний рог»

Этот орнамент похож на бараньи рога. Человеку с богатой фантазией может показаться, что это изображение головы барана с ушами, мордой и т.д. Он используется при украшении текеметов, сырмаков, баскуров, алаша, ковров, кожаных изделий, а также изделий из шерсти, дерева и ювелирных изделий.

В разных предметах прикладного искусства орнаменты, сохраняя свою самобытность, располагаются в определенном, только им присущем порядке. В древних образцах орнаментов явственно проглядываются специфические элементы: изображения птиц, цветков и животных.
Согласно поверьям древних тюрков

птица была символом неба,

рыба-символом воды

дерево-символом земли.
В древних тюркских легендах рассказывалось о Мировом дереве, которое корнями уходит глубоко под землю, в мир умерших предков, а вершиной упирается в самое небо, где живут боги. Поэтому дерево, часто украшенное пышными цветами, стало излюбленным мотивом казахского орнамента.
Древнетюркские символы в казахском орнаменте делятся на четыре вида: растительный, животный, геометрический и космогонический (астрологический). Каждый из них несет в себе определенный смысл.
Мақлұқаты-
животные,звери
Нәубетаты-
растения
Ғарышаты-
космогонические
(астрологические) символы

Тікесі-
вертикальные линии

Мастера, создавая свои шедевры, старались точно передать образы, взятые у самой природы.
Орнаменты являются культурной летописью казахского народа. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и ассиметрией, уникальным, неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.
При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском искусстве используются традиционные цвета: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый - молодости, весны.
- Где используется орнамент?
-резьба по дереву, ковань, керамика, ковроплетение.
Орнаменты , как правило, делят на такие виды:

Геометрический
Растительный
Животный
Предметный
Смешанный.

Растительный орнамент – это упорядоченное ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива.
Геометрический орнамент создаётся при помощи закономерного повторения, какого-нибудь абстрактного (линейного) мотива.
Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.
В зооморфных мотивах больше всего распространены птицы. Так как птица один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества.
И это не случайно. Образ птицы и в фольклоре и в орнаменте означают посредника между небом и землёй. Она была также наделена функциями оберега здоровья женщины и ее детей.

В народном искусстве пара птиц – символ любви и счастья.
Павлин – популярный мотив в русской вышивке. С павлином в различных традициях связаны мотивы изобилия, плодородия, бессмертия. Он считается символом мудрости из-за множества глаз на хвосте.
Растительные мотивы занимают центральное место в вышивке.
Калина – излюбленный образ в песенном фольклоре, где она часто именуется ласкательно: «калинушка», «калина родная» и т. д. Рябина, особенно почитавшаяся у русских, и калина были связаны символами любви и брака.

Виноградная лоза играла большую роль в южной орнаментике.
Распространение вышивки таких растений, как калина, маки, барвинок, связана с их волшебными свойствами, а также с символикой семьи и брака.

Самые ранние по происхождению геометрические мотивы. В их основе - геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну. Основу геометрического орнамента составляет ромбы и квадраты (простые и перекрещенные).
Геометрический орнамент в своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия. Ромб, разделённый на четыре части с четырьмя точками - идеограмма засеянного поля, ромб с тростинками – символ плодородия, ромб с крючками – оберегательный знак. Ромб как символ солнца известен повсеместно.
При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма. Например, повторение несколько раз элемента «қошқармұйіз» - бараньи рога - это ритм.
Таким образом, следует учиться традиционному казахскому искусству – созданию орнаментов, умению вырезать их элементы, а также знакомиться с их древними названиями.
И сейчас мы познакомимся с самым распространенным видом – «мұйіз»- роговидный орнамент.
«Мұйіз» можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, «қошқармұйіз» - бараньи рога; «бұғымұйіз» - рога оленя.
Вырезание орнамента на бумаге, сложенной в один раз.
Белую бумагу складываем вдвое вдоль горизонтальной линии, затем на свернутой бумаге рисуем карандашом орнамент «мұйіз» и вырезаем его.
Используя этот метод, можно вырезать различные орнаменты, нарисованные соответственно фантазии.
Орнамент «сынықмұйіз» - сломанный рог.
Складываем вдвое бумагу квадратной формы вдоль пунктирной линии, рисуем на ней карандашом образец орнамента «сынықмұйіз» и вырезаем его ножницами. После развертывания бумаги появляется новый орнамент.
Орнамент «құсқанаты» - птичьи крылья.
Из свернутой вдвое бумаги вырезаем элемент орнамента«құсқанаты». Расправив вырезанный орнамент, наклеиваем его на бумагу другого цвета.
Вырезание орнамента из листа сложенного вдвое.
Тонкие, заранее заготовленные прямоугольные листы складываются вдвое по пунктирной линии. Рисуем на сложенном вдвое листе бумаги эскиз половины орнамента «қосалқа» - двойное ожерелье - и образец начинаем вырезать ножницами со сложенного края листа. Вырезанный орнамент наклеиваем на бумагу другого цвета. При пришивании орнамента «қосалқа» на ткань, чтобы края орнамента не разошлись, следует пришивать его методом «оверлог». Края орнамента, пришитые таким образом, смотрятся особенно красиво.
Так можно создавать образцы сырмака, тускииза. Научившись этому методу создания орнаментов, можно делать более сложные орнаменты.
Это вырезание орнамента из листа, сложенного втрое.
Название этого орнамента «төртқұлақ» - крестовина. Рисуем с образца орнамент и приступаем к его созданию. Вначале вырезаем из бумаги прямоугольник, затем, измерив его линейкой и разделив на равные части, складываем лист. Затем складываем лист еще раз вдоль стрелки, указанной на схеме. Получился прямоугольник вдвое меньше первоначального. Теперь вдоль пунктирной линии, соединяющей противоположные углы (смотри рисунок), по направлению стрелки свернуть лист еще раз. Получится треугольник с прямым углом. Взять остро отточенный карандаш, нарисовать половину образца орнамента «төртқұлақ» и вырезать его ножницами. Орнамент вырезается не из того угла листа, который сложен, а с края. Для наглядности можно вырезанный образец орнамента наклеить на бумагу другого цвета. Только переходя от меньшего к большему, от простого к сложному, можно овладеть приемами и методами создания исконно национальных прекрасных орнаментов.
Орнамент «дөңгелек» - круг.
Берем лист бумаги размеров 60Х40 см., складываем его посередине вдоль, а затем поперек. Сложенный вдвое лист имеет четыре слоя. Сворачиваем два его слоя по диагонали, обратив к себе, еще раз. Таким образом, получается равносторонний треугольник. На этом треугольнике рисуем половину эскиза орнамента «дөңгелек». Элементы орнамента должны быть аккуратными, четкими. Если эскиз получился неудачным, то лучше стереть его и нарисовать заново. Орнамент «дөңгелек»
надо вырезать очень аккуратно. Вырезанный орнамент
следует аккуратно развернуть. Чтобы орнамент выделялся,
его наклеим на лист бумаги другого цвета размером 60Х40.
Вырезание орнамента на вчетверо сложенной белой бумаге.
К этому способу создания орнамента относятся виды: ромб, «төртбұрыш» - прямоугольник, «шаршыою» - квадратный орнамент, «бесбұрыш» - пятиугольник, «алтыбұрыш» - шестигранник, «сегізбұрыш» - - восьмигранник и «онбұрыш» - десятигранник. Рассмотрим способы их создания.
Орнамент «ромб» - ромб.
Для создания цельной композиции ромбовидного орнамента бумагу складывают втрое. Получается прямоугольник. Затем вдоль пунктирной линии, соединяющей противоположные углы, еще раз складываем. Получается треугольная фигура в виде амулета – тумара. Сторону, противоположную прямому углу, считают центром орнамента. От центра рисуем карандашом эскиз орнамента. Затем начинаем вырезать орнамент со стороны свернутого края треугольника.
Вырезав эскиз целиком, начинаем не торопясь, аккуратно распрямлять бумагу. Орнамент кладем на ровную поверхность и придавливаем сверху тяжелым предметом. Если орнамент небольшого размера, его можно положить между листами книги или наклеить на бумагу другого цвета. Орнамент можно вырезать на различных изделиях, используемых в быту.
Орнамент «төртбұрыш» - прямоугольник.
Мы должны научиться создавать орнаменты, помещенные в геометрические фигуры. Казахские орнаменты делятся на виды в соответствии с расположением и похожестью внутренних элементов на что-нибудь, также они согласуются друг с другом и в зависимости от композиции. Например, если рассматривать орнамент в виде круга или прямоугольника, то мы не говорим «орнамент в круге» или «орнамент в прямоугольнике». На таких изделиях, как сырмак, текемет, орнамент в квадрате, но мы не говорим «орнамент внутри квадрата».
Мы не можем делить орнаменты на виды в зависимости от того, какое изделие они украшают, потому что текеметы, сырмаки, тускиизы украшают не повторяющие друг друга, цельные по своей композиции орнаменты. В данном случае мы только говорим о технике вырезания, технологии создания орнаментов, которые располагаются в геометрических фигурах: ромбе, прямоугольнике, круге и т. д., для того, чтобы легче было объяснить технологию их создания.
Научимся вырезать орнамент, заключенный в круге.
Бумагу прямоугольной формы складываем вдвое посередине, а затем - поперек. После этого разрежем вдоль пунктирной линии, соединяющей противоположные углы. Получилось два треугольника. Вдоль стенки треугольника с линией сгиба оставляем полоску в один или полсантиметра и чертим эскиз орнамента вдоль этой полоски, затем вырезаем ножницами.
Если этот орнамент сделать из толстой ткани и тесьмой обшить края орнамента, то этот сырмак можно использовать в качестве коврика.
Орнамент «шаршыою» - квадратный орнамент
Самое основное условие в вырезании орнамента – это складывание листа.
Складываем прямоугольный лист вдоль, а затем поперек. Потом один слой нижнего угла складываем наискосок, вверх. Второй слой – также на другую сторону. Часть, которая представляет собой треугольник, отрезаем отдельно. На нем чертим восьмую часть эскиза орнамента и вырезаем его. Распрямляем вырезанный орнамент и наклеиваем на бумагу другого цвета.
При вырезании орнамента ножницы следует держать прямо и не отрывать их от бумаги, пока орнамент не будет вырезан полностью. Орнамент в квадрате редко встречается на предметах домашнего обихода. Они зачастую украшают сундуки, кебеже, кровати, т.е. изделия, сделанные из дерева.
Орнамент «бесбұрыш» - пятиугольник.

Прямоугольный лист складываем вдвое. Затем находим центр сложенного листа и складываем наискосок от верхнего угла. Нижний угол по направлению стрелки загибаем в третий раз. Снова складываем. Получаем треугольник. Для уравнивания всех трех сторон срезаем часть вдоль пунктирной линии. От свернутой стороны, как середины элемента, рисуем 10 часть орнамента и вырезаем его. Качество орнаментов зависит от того, как начерчена часть основного элемента и как вырезана.
Орнамент «алтыбұрыш» - шестигранник.

Для создания орнамента «алтыбұрыш» лист бумаги прямоугольной формы складываем по вертикали. Затем сгибаем еще раз. Прямой угол делим на три части по 30 градусов. Нижнюю сторону сгибаем кверху, а верхнюю сторону назад. Затем по пунктирной линии отрезаем. На полученном треугольнике рисуем орнамент и вырезаем его. Этот орнамент можно поместить на спинку верхней одежды и на домашние предметы.
Орнамент «сегізбұрыш» - восьмигранник.

Сгибаем пополам бумагу прямоугольной формы. Затем находим центр сгиба и два угла сгибаем внутрь на 45 градусов. Теперь сгибаем ее поперек наружу и срезаем наискосок. Для того чтобы проверить, правильно ли сложена бумага, нужно расправить ее и посмотреть, получилось ли 8 частей.
Свернув ее снова, на одной стороне чертим 8 часть орнамента. Затем вырезаем его. Этот орнамент используют для украшения деревянных и ювелирных изделий.
Внутренняя структура элементов орнамента и их художественное сочетание зависит от нашей фантазии и вкуса.
Какой бы орнамент мы не создавали, всегда нужно помнить о том, что наши орнаменты должны соответствовать орнаментам, которые создавали предки.
Орнамент «онбұрыш»- десятигранник.

Принцип создания «онбұрыш» идентичен созданию орнамента «сегізбұрыш» с той лишь разницей, что делим на 10 частей.
Орнамент «онбұрыш» можем расположить в самом центре ковра- алаша, тускииза, сырмака, сундуков и других изделий.
Создание орнаментов поможет нашей фантазии обрести крылья, понять таинства великого искусства и полюбить его всей душой.

На рисунках показаны шаблоны для создания семи- и девятиугольных орнаментов.
В настоящее время древнее искусство – создание орнаментов - можно бесконечно совершенствовать при помощи компьютерной технологии. Посредством компьютера можно найти сотни вариантов одного и того же орнамента. И если в новых видах сохранять законы симметрии и ритма, то можно получить прекрасные и оригинальные образцы.
Надо учиться создавать орнаменты из природных форм. Например, из листьев яблонь, вишен, помидоров, огурцов создаются оригинальные орнаменты, отображающие мир растений. Нарисовать плоды вместе с листьями, на их основе создать стилизованные орнаменты и раскрасить их различными красками. Таким образом, создается собственный вариант необычного орнамента. Теперь его можно перенести на изделия разных видов. Созданный орнамент должен уместно располагаться на изделии, например, изделия квадратной формы должны украшать орнаменты в квадрате. Изделия круглой формы должны украшать орнаменты, заключенные в круг. Одежду или ее края (подол, воротники) должны украшать орнаменты в полоске или ленточный орнамент.
Так, одним из предметов домашнего обихода, который издревле испо-льзовался нашими предками, является сырмак. Он стал неповторимым
творением прикладного искусства народа, изделием, призванным украшать повседневный быт каждой семьи. Со вкусом орнаментированный сырмак по своей красоте разве что сравним с ковром.
Обычно войлок, из которого делается сырмак, должен быть снежно-белым или черным. Войлок в большинстве случаев изготавливается из шерсти ягнят. Шерсть для сырмака берется экономно, для того чтобы войлок был легким.
После изготовления войлока для сырмака мастер-сырмакчи подбирает орнамент для будущего изделия и располагает его по собственной методике. После окончания подготовительного периода лицевую сторону сырмака расстилают на пол и на нем располагают образцы орнамента, вырезанные из плотной бумаги, картона или гладкой шкуры и очерчивают отточенным мелком. Затем очерченные линии орнамента вырезают специальным острым ножом или ножницами. Обычно вырезанная таким образом одна сторона войлока становится серединой сырмака, а вторая – краем. Например, если одна сторона войлока вырезается из черного войлока, то другая - из белого. Таким образом, середина одного сырмака состоит из белого войлока, а другого – из черного. Совмещенные орнаменты соединяются редкими стежками. Затем сшиваются соединительным швом. После соединения всех элементов орнамента поверх шва нашивается яркая тесьма. Казахи используют сырмаки в быту для подстилки, а также для красоты настилают поверх текемета или простого войлока.
Также одним из изделий, украшенным орнаментом, является – юрта. Самый распространенный вид юрты – шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге - деревянных решеток. Размер юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки – кереге.
Юрты, преподносимые в XIX веке в дар Российским царям и казахским богатеям или посылаемые на различные выставки, отливались из чистого серебра и посеребренного железа. Они украшались орнаментами, вырезанными из кости. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями.
В ювелирных изделиях казахского народа широко использовалось украшение орнаментами.
Алқа – ожерелье. Это прекрасный образец ювелирного украшения казахской женщины. Прекрасные уникальные виды алки встречаются в западных и юго-западных регионах Казахстана. На местном диалекте их называют «өңіржиек» (нагрудник). Эти ожерелья соединяются друг с другом при помощи маленьких колечек и состоят из нескольких четырехугольных украшений. В середине и по краям каждого украшения вставляются драгоценные камни. Такие украшения делаются из тонкого, внутри полого, серебра.
Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства казахского народа. Они являются его спутниками как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид.
Обогащение духовной самобытности народа, расширение его мировосприятия в связи с обретением независимости, позволило народным мастерам подняться на более высокую ступень творческих поисков.
Как и все другие виды творческой деятельности, искусство создания орнаментов оказывает благотворное влияние на повышение интеллектуального уровня, содействует совершенствованию уже обретенных нами знаний. Мы не только овладеваем техникой создания орнаментов, но и знакомимся с забытыми понятиями и словами, имеющими прямое отношение к этому виду искусства.
Искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.

Самостоятельная работа.
1). Сегодня на уроке мы с вами украсим орнаментом ковёр. При работе не забывайте про ТБ.
Во – первых, вам нужно будет выбрать один из видов орнамента показанных на схеме, и нанести на изделие простым карандашом.
Во - вторых, выбрать цвет орнамента и аккуратно нанести его.
В - третьих, с помощью клея и орнамента украсить ковёр
2).На партах у вас лежат карточки с орнаментом.
Итак, ребята, посмотрите внимательно на орнамент. Есть ли в нем повторяющиеся элементы.
Если мы будем использовать с вами фрагменты орнамента, то сможем получить готовый орнамент?
А что же такое фрагмент?
- Часть, кусочек чего-либо
Толковый словарь дает такое определение: фрагмент- отрывок, часть или обломок чего-либо.
Фрагмент рисунка - это выделенная область графического изображения
Подумайте и скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?
– Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать, поворачивать, наклонять, отражать.

Постановка задачи: Вам предстоит нарисовать полный орнамент. Определите, к какому типу относится орнамент.
2). Наглядный материал:
4.Заключительная часть.

Подвожу итоги, комментирую работы, указываю на ошибки, отмечаю лучшие работы.
Ученики поочередно выходят к доске и комментируют работы. Выставляю оценки.
Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!
Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе.
5. Домашнее задание.
Нарисовать в тетради свой орнамент, применяя сведения, полученные на уроке.
Категория: Уроки музыки | Добавил: sveta0391 (2015-02-17) | Автор: Тыш Светлана Владимировна E
Просмотров: 386 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru