Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Портрет, выражение лица человека
СКО,Аккайынский район, КГУ "Ленинская средняя школа" Подготовила Тыш Светлана Владимировна Тема урока: «Портрет, выражение лица человека».
Тип урока: Урок-введение нового материала.
Цели урока:
1) Образовательные:
ввести понятие о портрете;
ознакомить учащихся с разными классификациями портретов;
формировать умение определять вид портретного жанра;
учить детей видеть художественный образ, изображённый на портрете (настроение человека, его характер, социальное положение, быт).
2) Воспитательные:
прививать интерес и любовь к изобразительному искусству;
воспитывать интерес к работе художников портретного жанра.
3) Развивающие:
развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
Оборудование урока:
наглядные пособия с разными видами портретного жанра,
магнитофон, стихи-загадки, наглядные пособия с разными выражениями лица человека ( рисунки учителя).
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала:
1) Вступительная беседа. Название темы урока.
Литературный ряд к уроку: Стихи – загадки.
На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами просыпаются. (Глаза)
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши)
Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)
Не сеют, не сажают,
Сами вырастают. (Волосы)
Ношу их много лет,
А счету им не знаю. (Волосы)
Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
2)
• Беседа о понятии «портрет» (Портрет - это изображение какого-либо определенного человека).


• Ответы на вопросы:
- Что такое портрет?
- Для чего рисовали портрет?
- О чём может рассказать портрет?
• Ответы на вопросы: - Что значит выражение лица? (Это мимика).
• - Как по лицу можно узнать о настроении человека?
• Работа с наглядным материалом.
- Посмотрите на иллюстрации и попробуйте определить
настроение этих людей.






Мимика в рисунке головы.
Без совершенного знания рисунка, без умения свободно строить голову, невозможна портретная живопись, которая является наиболее серьезным и вместе с тем распространенным видом изобразительного искусства.
Художник, создавая живописные портреты своих современников — великих ученых, писателей, общественных деятелей, оставляет жить эти образы в воображении потомков такими, какими он их запечатлел (вспомните работы Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. А. Серова и многих других).
Главная задача в портрете заключается в выразительном изображении головы и рук, что без вдумчивого обучения их рисованию, без совершенного знания рисунка невозможно. Передача неуловимого движения лица определяется иногда чуть заметными, но точными касаниями карандаша или кисти. Неопытный рисовальщик не сможет передать тонкой характеристики портрета — ни его красноречивого взгляда, ни выражения губ, с которых готово сорваться слово, ни энергичного жеста рук, каким, например, М. В. Нестеров характеризовал волевой характер великого ученого И. П. Павлова (рис. 10).
Сила воздействия картины во многом зависит от выразительности изображенных фигур и особенно от экспрессии их лиц.
Рисуя голову, начинающий художник невольно задумывается над тем, каким образом изучаемые им формы лица могут передавать сложнейшие душевные переживания. Наблюдая жизнь, внимательно рассматривая картины мастеров, он убеждается, что то или иное вы¬ражение лица вызывает некоторое смещение мышц со своих обычных мест. Например, поднятие бровей и верхних век соответствует выражению внимания, так как широко раскрытые глаза лучше воспринимают заинтересовавшее нас явление, особенно, когда мы стараемся его понять. Наше внимание часто переходит в удивление, удивление в испуг, испуг в ужас, что передается той же, но более усиленной мимикой глаз, выражением рта. Удивление, испуг написаны на лицах мальчика и девочки в картине Репина «Не ждали» (рис. 12
При передаче гнева сильно сдвигаются брови, губы сжимаются, глаза устремлены на предмет, вызвавший ненависть, или как бы уходят в пространство при воспоминании о тяжелом прошлом. Такое состояние мы видим на картине Репина «Царевна Софья». Рот вместе с глазами играет большую роль и при чувстве боли, страдании и в выражении предельного гнева, ярости, которые с большой силой переданы в этюде голов сражающихся воинов Леонардо да Винчи (рис. 14).
В состоянии печали веки и углы губ опускаются. Во время поднятия «головок» бровей на лбу образуются поперечные морщины, и лицо приобретает скорбный вид.
Отсутствие напряжения лобных мышц придает лицу безмятежность, столь свойственную ранней молодости.
Художнику следует изучать выражение лиц не только в картинах, но и в жизни; ему необходимо познакомиться с тем или иным сокращением мышц в зависимости от переживаний человека.
При улыбке рот расширяется, губы делаются тоньше, их уголки перемещаются вверх; носогубная складка становится глубже, более изогнутой, часто ее сопровождает параллельная бороздка (сокращение мышцы улыбки). От сокращения мышц верхняя губа и крылья носа поднимаются, показывая верхние зубы; щеки становятся более выпуклыми, подвигаются к глазам, мышцы век сокращаются, образуя мелкие морщинки.
Сокращение мышц, вызывающее улыбку, усиливаясь, переходит в смех и, достигая крайних пределов, в хохот, сопровождаемый в большинстве случаев различными телодвижениями, что мастерски передано Репиным в картине «Запорожцы».
Ввиду затруднений при поисках моделей, способных позировать для мимических зарисовок, предварительно необходимо поупражняться в сокращении собственных мышц, а потом можно рисовать свое лицо, глядя на него в зеркало. В таких занятиях помогут помещенные здесь мимические схемы (рис. 15, 16, 17, 18, 19).


Сделаем некоторые к ним пояснения:
Лобная мышца, сокращаясь, поднимает брови, образует поперечные складки и способствует выражению удивления (рис. 15). Некоторое сокращение мышц, сдвигающих брови, придает лицу характер размышления, сосредоточенности (рис. 16). В состоянии гнева сокращается мышца гордецов, т. е. «мышца угрозы» (рис. 17). Большая скуловая мышца («мышца смеха»), сокращаясь, поднимает углы рта вверх и наружу, что передает усмешку (рис. 18). Выражения недовольства, обусловлено действиями квадратного мускула верхней губы – его скуловой и подглазничной головок (рис. 19).
Боль обычно совмещена с грустью или с некими неприятными ощущениями.


Пренебрежение, недоверие.

Гнев:

Эффект радости, свечения

- Словообразование:
Учитель : Дети:
Если человек радуется жизни? Жизнерадостный
Если желает добра? Доброжелательный
Если исполняет всё? Исполнительный
Если длинные волосы? Длинноволосый
Если белое лицо? Белолицый
Если круглое лицо? Круглолицый
Если чёрные брови? Чернобровый
Если большие глаза? Большеглазый
- На 1-ом портрете, 2-ом портрете, какое у них
настроение?
- Почему такое выражение лица?
• Ответ на вопрос:
- Какие части лица помогают создать настроение?
• - Отгадывание загадок о частях лица.

«Виды портретного жанра».
На портрете художник может изобразить не только
настроение, выражение лица, но и по-разному расположить
человека на портрете. В зависимости от этого существуют
разные виды портрета.
Все портреты можно разделить на несколько групп
1-я группа: поясной, парадный, поколенный.

- Введение понятий «поясной портрет», «поколенный
портрет», «парадный портрет».
- Вопрос учителя: Почему они так называются?

Обращается внимание детей ко 2- ой группе портретов:
одиночный, парный, групповой.
- Введение понятий «одиночный портрет», «поясной
портрет», «парадный портрет».
- Почему они так называются?
Введение понятия мемориальный портрет и автопортрет.
Введение понятия «автопортрет». (Автопортрет – это
портрет, в котором художник рисует сам себя.)

Икона – не портрет.
Икона не картина, а возможность выхода в иной, внешний, не похожий на привычную жизнь мир.

III. Закрепление нового материала:

Учитель показывает разные виды выражения лица человека, а дети называют.







Горизонтальная шкала
1.Ширина глаза составляет 1/5 всей ширины головы и равняется 1 клетке.
2.Расстояние между глазами равняется 1 клетке
3.Расстояние от края головы до внешнего уголка глаза равняется 1 клетке.
4.Ширина глаза равняется 1 клетке
5.Расстояние от внешнего уголка правого глаза до абриса лица составляет 1 клетку.
6.В одну центральную клетку во вертикали вписывается нос, а также линия основания подбородка .


Вид в профиль:
Нос выступает сильнее по сравнению с другими чертами лица
Челюсть выступает не более чем лоб
Ухо расположено значительно дальше срединной линии профиля
В этом ракурсе линия рта довольно короткая
Изучите форму глаза .

1.Вид в профиль
Веки должны быть чуть больше глазного яблока – иначе глаз не смог бы закрыться.
2.Вид в три четверти оборота
Обратите внимание на значительную разницу форм. Форма дальнего глаза напоминает вид в профиль, а ближнего представляется более завершенной благодаря тому, что хорошо виден внутренний уголок. Дальняя бровная дуга кажется короче ближней.
3.Вид анфас
При данном виде глаза являются зеркальным отражением друг друга. Расстояние между ними равняется длине одного глаза. Обратите внимание на то, что, как правило, приблизительно на 1/8 или ? радужная оболочка глаза оказывается скрыта под верхним веком, а нижняя граница оболочки почти касается нижнего века.

В различных ракурсах, нос имеет разные формы.
1. Вид в профиль
Обратите внимание на форму ноздри и определите ее расстояние по отношению к кончику носа.
2. Вид в три четверти оборота.
По-прежнему остается очевидным профильный абрис носа; однако обратите внимание, как меняется расстояние от ноздри до кончика носа.
3.Вид анфас
Выраженными здесь являются лишь длина носа и его кончик. Ноздри также очерчены и акцентированы – не забывайте прорабатывать тоновые соотношения.

Уши – существуют различные конфигурации, здесь представлены только некоторые из них.


Губы – тонкие или полные?
Веки – узкие или широкие?
Бровные дуги – изогнутые или прямые?
Задание для самостоятельной работы учащихся ( нарисовать лицо человека с одним из выбранных выражений).
IV. Подведение итогов:
- Какая была тема урока?
- Какие виды портретов вы запомнили?
- Что мы можем узнать о человеке по портрету
V. Оценка деятельности учащихся.
Мне сегодня очень понравилось с вами работать.
Спасибо
Категория: Уроки музыки | Добавил: sveta0391 (2015-02-17) | Автор: Тыш Светлана Владимировна E
Просмотров: 346 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 4:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru