Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Принципы и задачи юного музыканта
«Принципы и задачи юного музыканта»
«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста». Г.Г.Нейгауз

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать.
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего, речь идет о приобщении ребенка к миру музыки. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика. Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста.
Согласно этим принципам, с первых уроков ребенок приобщается к искусству, приучается внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл строения, работать над качеством звучания.
Для решения задач художественного воспитания учащегося на начальном этапе обучения используются различные средства. Это, прежде всего рассказ, пояснения, иллюстрация, чтение стихов, что помогает создать особое настроение, излагая учебный материал в особо доступной форме для ребенка.
Наряду с учебными задачами, особое внимание уделяется развитию музыкальных способностей ученика – слуха, ритма, музыкальной памяти. Развитие музыкальных способностей является доминирующей на начальном этапе обучения.
Очень важным фактором в достижении учеником реальных успехов, является режим его домашних занятий. Уже в первые месяцы учебы, ребенок может получать от педагога небольшие задания для самостоятельного выполнения. Постепенно, с ростом ученика, они усложняются. Домашние занятия на инструменте должны быть включены в ежедневное расписание ученика. В своих беседах с родителями педагог будет прав, подчеркивая всю важность создания необходимого режима домашних занятий. Часто домашние занятия учеников протекают очень нерационально. Проводя за инструментом иногда значительное количество времени, ученик не справляется с художественными и техническими задачами. Чаще всего это происходит из-за отсутствия самоконтроля, сознательного отношения к работе и необходимого внимания. В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г. Нейгауз писал: «Я никогда не смогу отказаться от моего твердого убеждения, что ученик должен иметь ежедневно минимум шесть часов для работы один на один со своим инструментом: примерно четыре часа для работы над репертуаром и техникой, два часа для ознакомления (а это тоже работа) с музыкой вообще».
Основным содержанием первого года обучения на фортепиано является приобретение правильных пианистических навыков. Это организация правильной посадки за инструментом, а также правильная постановка руки и мягкое звукоизвлечение.
Игра на фортепиано требует приспособления всего двигательного аппарата пианиста к особенностям инструмента. Следить за правильностью посадки и отсутствием лишних движений, прививать ученику верные игровые ощущения ¬¬–¬¬¬ всё это входит во внимание педагога на протяжении всего обучаемого года. Посадка, как и положение рук на клавиатуре, во многом индивидуальна. Однако существует ряд условий, которые являются обязательными для всех учащихся. Таких как, сохранение стройного положения корпуса, отсутствия «сковывающих» напряжений, особенно в области плечевого пояса, локтевого сустава, кисти, и т.д.
Занимаясь тем, что обычно принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук. Вначале следует ознакомить ребенка с фактическим извлечением звука, то есть показать ему механизм фортепиано. Ребенок, должен сам увидеть и понять, что звук зависит от того, как опуститься палец на клавишу. В этот период, перед педагогом стоит очень ответственная задача – «создать» руки ребенка.
Самая распространенная опасность для пианиста – зажатость рук. Для того, чтобы избежать её в самом начале обучения, можно разложить какую – нибудь известную ребенку мелодию, между правой и левой руками и давать играть её одними третьими пальцами. Главное при этом – свобода рук, их естественные движения для передачи музыкальных мыслей и чувств.
Певучее исполнение, красивая фразировка связаны с хорошим владением приемами игры legato. Всем понятно, что занятия музыкой, воспитание и развитие музыкально – образовательного мышления связаны, прежде всего, с восприятием мелодии. В этой художественно – осмысленной последовательности музыкальных звуков, образующих единую линию, обычно подразумевается legat'ное исполнение. И естественно было бы начинать занятия с выработки хорошего legato в исполнении мелодии.
Однако замечено, что организация руки ученика, правильное распределение игрового напряжения и, как следствие, извлечение хорошего тона лучше всего достигается первоначальными упражнениями на non legato. При этом надо помнить, что non legato не должно нарушать единство фразы.
Вот что по поводу организации руки ученика писал в своих методических заметках Ф. Шопен: «Надо сесть перед клавиатурой таким образом, чтобы можно было достать оба её конца, не нагибаясь ни в одну, ни в другую сторону. Позиция руки будет найдена, если расположить пальцы на клавишах ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си. Длинные пальцы займут верхние клавиши, а короткие – нижние клавиши. Пальцы, опирающиеся на верхние клавиши, надо расположить на одной линии; также надо расположить пальцы, опирающиеся на белые клавиши, чтобы сделать рычаги относительно равными, что придаст руке удобную и естественную округленность, соответствующую ее строению. Предплечье и рука, закругляя кисть, придают ей необходимую гибкость, которой нельзя было бы достичь при вытянутых пальцах. Бесполезно начинать изучение гамм с до –мажорной, самой легкой для чтения и самой трудной для рук, так как в ней нет никакой точки опоры. Надо начинать с гамм, в которых руки удобно располагаются длинными пальцами на черных клавишах, например с си-мажорной…»
Г. Нейгауз, выдающийся советский пианист и педагог, полностью согласен с Шопеном и вот, что он пишет по этому поводу в своей книге «Об искусстве фортепианной игры»: «Обращаю внимание на следующее упражнение:
Эти пять нот – ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си – содержание первого урока фортепианной игры Шопена. С течением времени я пришел к заключению, что с этих-то пяти нот и надо начинать всю методику и эвристику фортепианной игры, изучение фортепиано, что это и есть краеугольный камень, пшеничное зерно, дающее тысячный урожай».
Шопен, как известно, ставил руку ученика на пять нот, представляющих самое удобное, самое естественное, самое непринужденное положение руки и пальцев на клавиатуре, так как более короткие пальцы – первый и пятый – попадают на белые клавиши, расположенные ниже, а более длинные пальцы – второй, третий и четвертый – на черные клавиши, находящиеся выше. Ничего более естественного нельзя найти на клавиатуре, чем именно это положение. Каждому понятно, насколько менее удобно и естественно положение пяти пальцев на одних белых нотах: до, ре, ми, фа, соль.
Шопен заставлял играть эти пять нот, не legato (это могло бы у неопытного начинающего вызвать некоторое напряжение, зажатость), а как легкое portamente с участием кисти, так, чтобы чувствовать в каждом суставе полную гибкость и свободу.
Этот простой прием заставляет играющего сразу подружиться с инструментом, почувствовать, что фортепиано и клавиатура – не чуждая, опасная или даже враждебная машина, а существо близкое, родное и понятное.
Шопен предлагал ученикам сперва играть гамму со многими черными клавишами и затем, лишь постепенно убавляя количество черных клавиш, дойти до самой трудной гаммы на одних белых – до-мажор. Несмотря на то, что Шопен жил так давно, после него были написаны сотни и тысячи упражнений, этюдов и инструментальных пьес в излюбленном до-мажоре и явным пренебрежением к другим многодиезным и многобемольным тональностям.
Из вышеприведенных примеров ясно, что свободная от зажатости рука является залогом извлечения на рояле хорошего звука. В своем труде «Искусство пения в применении на фортепиано» известный пианист XIX столетия С. Тальберг, писал так: «Освобождение от всякого напряжения – одно из важнейших условий для достижения полноты звучания, красивого и разнообразного звука. Необходимо, следовательно, чтобы в предплечье, запястье и пальцах было столько же гибкости и подвижности, как в голосе искусного певца».
Работа над художественным образом начинается с первых же шагов музыки и музыкального инструмента. Если ребенок уже способен воспроизвести какую-нибудь мелодию, надо добиться, чтобы это исполнение было выразительно, то есть, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для этого особенно рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально – поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях для детей. Как можно раньше, надо добиться от ребенка, чтобы он сыграл грустную мелодию – грустно, веселую мелодию – весело, торжественную мелодию – торжественно и т.д. Довел бы свое художественно – музыкальное намерение до ясности. Но также нельзя совершенно без внимания оставлять чисто технические и «умственные» задачи, например, игра целыми нотами, половинными и т.д., паузы, стаккато, легато, упражнения, гаммы и т.д.Эти задачи развивают и пальцы ребенка, и его ум, и поэтому являются необходимыми.
На протяжении всего учебного года, также ребенок учится игре в ансамбле с преподавателем в четыре руки. Что помогает ему организовываться во время игры и научиться слышать не только своё исполнение, но и услышать сопровождение, гармонию, аккомпанемент.
Уже в конце учебного года, ученик может исполнять несколько разнохарактерных пьес (произведений) непосредственно в концертно-академической форме. Подготовка к выступлению и репетиции в концертном зале требуют отдельного внимания педагога.
Ничто не заставляет ученика так внимательно и прилежно работать над произведением, как осознание того, что ему придется исполнять его перед слушателями. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими, тем что приобрел – играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причем так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. Необходимо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность. Поведение ученика на эстраде, когда она выступает на суд слушателей, подготовленную в классе программу, имеет прямую связь со всем предшествующим концертному выступлению педагогическим процессом. Случается, что ученик отлично выучил произведение и вполне благополучно исполнил его в классе, но на эстраде растерялся и сыграл неудачно. Большей частью – это происходит вследствие не достаточно прочно выработанной волевой закалки. Для того, чтобы хорошо играть в привычной обстановке класса, нужен сравнительно небольшой запас волевой энергии. Другое дело, когда действие переносится на эстраду. Чтобы проверить, насколько прочно улеглось в памяти данное произведение, нужно провести ряд публичных репетиций, например, пригласить в класс родителей или разрешить ребенку выступить перед своими друзьями. Недостатки, выявившиеся во время этих прослушиваний, устраняются в классе. Очень важно беречь свои эмоциональные силы в день концерта и накануне его, не говоря уже о пользе тщательного, точного и внимательного проигрывания (одними пальцами при помощи рассудка, «холодного» ума). Затем выступление на концерте или экзамене обычно проходит успешно. Не следует забывать – неудачное эстрадное выступление травмирует психику ученика, может пропасть желание дальше работать. Эти последствия устраняются не легко и не скоро.

Список использованной литературы:
1. Любомудрова Н.А. «Методика обучения игре на фортепиано». Москва, издательство «Музыка», 1982г.
2. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». Москва, издательство «Музыка», 1987г.
3. Лист Ф. «Ф. Шопен». Москва, издательство «Государственное музыкальное издательство», 1956г.
Категория: Уроки музыки | Добавил: classicmusic (2015-02-20)
Просмотров: 302 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru