Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Тулепова Сания Саиновна, преподаватель по классу кобыза, ДМШ №4, г.Караганда Поговорим о кобызе Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать кобыз, относящийся к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге “Китабы деде Коркут”, датируемой XVIII-IX вв. Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном. История исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кылкобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Баксы украшали его перьями и зеркалом, играл на нем и кричал своим истошным голосом и людям казалось, что издавая свои звуки, он соприкасается с миром духов. Все это были не просто украшения, а шаманские знаки – символы. Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека. Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Наряду с этим традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы. Кобыз делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Инструмент состоит из трех частей: голова, основание и ноги. Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Нижняя часть инструмента затягивается кожей. На ней устанавливается подставка (тиек). Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук. Струны кобыза и смычок до сих пор делают из волос конского хвоста, пучок 30-60 некрученых волос, дает очень густой, богатый обертонами тембр. Кылкобыз является самым древним смычковым струнным инструментом. По легенде его создал великий сказитель, шаман, философ степи Коркыт ата. Он не смог смириться со скоротечной жизнью человека и искал способы избежать смерти. Мучаясь от своих мыслей и гоняясь за бессмертием, он уходит от людей. Но куда бы он ни приходил, всегда встречал смерть. И он понял, что рождено под этим солнцем, обязательно уходит в мир иной. Если взять даже горы, камень, с течением времени приходит и их смерть. И приняв это, он создал из цельного дерева инструмент, кылкобыз, натянул на него струны и излил свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и, услышав их, люди были пленены этими звуками. Так и стало имя Коркыт ата с тех пор бессмертным в сердцах народа, а мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле. Даже сейчас кобыз используют в лечении больных нервными психическими заболеваниями. Оно так и называется – кобызотерапия. Его можно отнести как к методу музыкальной терапии в качестве оздоровления на основе искусства и творчества. Прослушивание этого музыкального инструмента приводят в движение и удаляют многочисленные негативные отложения в психике человека и способствуют разрешению многих проблем на сознательном и подсознательном уровне. Главное правильно подобрать подходящую мелодию. | |
Просмотров: 716 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|