Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Музыкальный разговор
«Музыкальный разговор»
Открытый урок в первом классе

Тип урока: Комбинированный урок-концерт. Обобщения и закрепления знаний.

Цель урока: Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу. Изложение и закрепление первичного материала.

Задачи урока: 1. Продолжить формировать знания, умения и навыки пользования нотной грамотой;
2. Осуществить музыкальное и эстетическое воспитание;
3. Способствовать развитию музыкального слуха и интереса к музыкальной деятельности.

Методы: 1. Сказочной драматургии;
2. Звуковой и зрительной наглядности;
3. Систематичности и насыщенности вокальных и ритмических упражнений.

Наглядно-методические пособия: 1. Пакет с вопросами от Птицы – Музыки;
2. Ребусы-загадки на карточках;
3. Карточки с изображениями различных предметов и музыкальных инструментов для игры «Шумовые и музыкальные звуки».
Музыкальный материал: 1. «Добрый день», сл. В. Суслова, муз. Я. Дубравина;
2. «Необычный концерт», сл. В. Суслова, муз. Дементьева;
3. «Звуки музыки», сл. и муз. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной;
4. Марш из к.ф. «Веселые ребята», муз. Дунаевского;
5. «Музыкальный урок», муз. Тиличеевой;

Ход урока
1. Дети входят в класс под музыку.
2. Звучит музыкальное приветствие на казахском и русском языках.
3. «Музыкальный урок», муз. Тиличеевой.
Учитель:
- Ребята, на нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости, так как сегодняшний урок музыки – открытый урок. Давайте споем для гостей песню «Добрый день» (часть детей поют у доски, остальные стоя у своих парт).
Учитель:
- Тема сегодняшнего урока «Музыкальный разговор». Главная цель урока – проверить, обобщить и закрепить полученные вами знания и умения на уроках музыки.
На самом первом уроке в начале учебного годы мы познакомились со старинной легендой о Птице – Музыке, которая гласит: «Жила на свете волшебная Птица – Музыка. И вот как-то однажды пролетала она над Землей, то высоко поднимаясь в небо, то опускаясь ближе к Земле». Что же было дальше? Кто сможет продолжить рассказ легенду?
Дети:
- Там, где Птица – Музыка опускалась ниже, люди начинали сочинять и петь песни, создавать музыкальные инструменты и играть на них. От музыки они становились добрее, приветливее, радостнее.
Учитель:
- Вместе с вами, ребята, мы отправились в волшебную Страну Звуков. Мы должны были отыскать семь ступенек (нот) волшебной лестницы, которая привела нас во дворец Птицы – Музыки. Скажу вам по секрету, что Птица – Музыка уже побывала в нашем классе незадолго до начала нашего урока и оставила конверт для вас с вопросами и заданиями, на которые вы должны ответить и показать свои знания. Давайте-ка посмотрим, что это за вопросы?
(На фортепиано лежит конверт от Птицы – Музыки. Учитель достает открытку с первым заданием).
1. Какие звуки окружают нас в жизни?
Дети:
- Шумовые и музыкальные. (Рассказывают стихотворение).
Учитель?
- Сейчас я буду на карточках показывать предметы. Если предмет издает шумовой звук, то вы хлопайте в ладоши, если музыкальный – молчите. (игра по карточкам).
Учитель:
- Прочитаем следующий вопрос от Птицы – Музыки.
2. Кто придумывает музыку?
Сказки пишут? (писатели)
Стихи? (поэты)
А кто пишет музыку?
Дети:
- Композитор.
Учитель:
- А с помощью чего композитор записывает музыку?
Дети:
- С помощью нот.
Учитель:
- Птица – Музыка передала для вас историю о том, кто придумал эти чудесные знаки-ноты.
(Читает рассказ об учителе музыки Гвидо, который жил в итальянском городе Ареццо 900 лет назад).
Учитель:
- Гвидо придумал нотные линейки, на которых размещались ноты. Сначала было 3 линейки: красная, желтая и черная, а значки-ноты были квадратиками (показ рисунка). Но время шло, один век сменял другой, и к 18 веку сформировалась простая и доступная всем нотная запись, которой до сих пор пользуются во всем мире.
В итоге получился звукоряд из семи нот, который звучит одинаково на одном языке во всем мире. Мы тоже его выучили. Назовите полностью весь звукоряд. (Дети называют).
- Как пользоваться нотной записью?
Как по нотам нам узнать
Где на клавишах играть?
Вот задача, вот загадка,
Но к загадке есть отгадка.
Ключ к загадке отыскался
Он помощник нам отличный
Мы зовем его
Дети:
- Скрипичный.
Учитель:
- Почему этот знак называется скрипичный ключ?
Дети:
- Потому что в этом ключе пишут ноты для скрипки, ведь голос у скрипки тоненький и высокий, и скрипичный ключ показывает, где пишутся высокие ноты.
Учитель:
- А теперь давайте запишем звукоряд на доске и в тетрадях. (Работа с классом).
Учитель:
- Мы видим, что нотная запись имеет удивительное свойство: она наглядно показывает высоту звуков. Сейчас мы продолжим наш урок разучиванием песни про музыкальный звукоряд. Песня так и называется: «До – ре – ми» или «Урок сольфеджио». (Вокально-хоровая работа с классом).
Учитель:
- У нас есть еще вопросы от Птицы – Музыки.
3. Какие еще свойства звуков можно передать в нотной записи?
Дети:
- Звуки могут быть долгими и короткими.
Учитель:
- Разные длительности в мелодии составляют ее ритмический рисунок. Давайте поиграем в игру «Дождик».
Небо затянулось облаками. Солнышко спряталось за тучи. По земле застучали редкие капли дождя.
Дон дон дон дон

Мы их обозначали четвертями. Потом дождик пошел чаще, будто зазвенел маленькими капельками. Мы их обозначали восьмыми нотами.

Ди ли ди ли ди ли ди ли

Капельки дождика как бы разговорились между собой. А теперь под музыку одновременно покажем этот разговор музыкально. Ритмический разговор. (Под музыку одновременно хлопают ритм. Часть класса прохлопывает четверти, а другая часть класса – восьмые).
Учитель:
- Птица – Музыка передала для вас домашнее задание. Музыкальные ребусы. Сейчас мы отгадаете, какие слова здесь зашифрованы с помощью нот, а дома вы нарисуете эти ответы. А кто сможет, сам придумает свои ребусы – загадки. (Зашифрованные слова: Домик, Река, Фартук, Сирень, Коляска, Помидор, Дорога, Тарелка, Фасоль, Поляна).
(Работа с классом).
Итог урока:
В завершении урока мы споем еще одну песенку, где звучит музыкальный разговор. Она называется «Необычный концерт».
(Урок заканчивается маршем. Дети под музыку выходят из класса).
Категория: Уроки музыки | Добавил: Татьяна2271 (2015-02-24) | Автор: Кузьменко Татьяна Константиновна E
Просмотров: 330 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 3:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru